Подготовка комплекта заданий для олимпиады по русскому языку в 5 – 8 классах

Практико-ориентированный педагогический проект

Тема:

Подготовка комплекта заданий для олимпиады по русскому языку в 5 – 8 классах.

Сивкова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г.ТомскПояснительная записка


В условиях массовой школы перед учителями такое разнообразие трудных задач, что проблема поддержки и развития одаренных детей и развития детской одаренности едва ли не теряется среди остальных. А ведь это задача не столько прагматическая, сколько гуманистическая. Её можно назвать остроактуальной: программа по развитию одаренности является одним из разделов Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (компонента ФГОС). Причем в Рабочей концепции «упраздняется» трактовка одаренности как высокого уровня развития конкретных способностей ребенка, целью образования называется личностное развитие ребенка, а задачей учителей – поддержка и развитие одаренных детей. Причем на первое место вышли сейчас воспитательные задачи.

В названном документе одаренным называется ребенок, который «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». И все мы, педагоги, ищем ответы на главные вопросы: как поддержать способности, внутренние предпосылки детей? как правильно выстроить обучение и воспитание с учетом одаренных детей?

Одаренность как системное качество основано на мотивации, увлеченности, и эти свойства личности необходимо развивать и поддерживать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. В Рабочей концепции сказано следующее: «…говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей».

Одним из эффективных способов формирования «внутренней мотивации, направленности личности и системы ценностей» является организация различных конкурсных мероприятий, в том числе – олимпиад. Эта форма позволяет развить такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность, креативность, увлеченность, перфекционизм, соревновательность, лидерство. Она способствует формированию стремления к самообразованию, самовоспитанию и самоорганизации.

Постановка проблемы. С одной стороны, активно предлагать школьникам (всем желающим, а не только уже отличившимся!) конкурсные задания на уровне образовательного учреждения необходимо уже в основной школе. Тогда к старшим классам обучающиеся будут готовы активно проявлять свои способности, будут развиваться их познавательные и личностные качества, а качество образования по предмету повысится. С другой стороны, готовых комплектов заданий по основным разделам русского языка для 5 -8 классов не существует. Конечно, сейчас в интернете (в том числе на учительских сайтах) можно найти самые разные олимпиадные задания. Но они, на наш взгляд, далеко не всегда отвечают важным требованиям: не прописана единая спецификация для разных классов, нет развернутых ответов на проблемные вопросы, да и сами вопросы во многом напоминают задания на уроке и поэтому не вполне способны мотивировать ребят основной школы. Этим противоречием определяется актуальность практико-ориентированного проекта: почему бы не составить самим такие задания и не представить их для использования в качестве материала для проведения олимпиады?


Цель проекта –

  • создание условий для развития детской одаренности;

  • подготовка комплекта олимпиадных заданий по русскому языку для обучающихся 5 – 8 классов.


Задачи:

  1. Составить программу олимпиады.

  2. Разработать принципы и основные требования к заданиям, определить методы диагностики.

  3. Разработать комплект заданий, прописать ответы.

  4. Представить и апробировать проект.


Тип проекта – прикладной, монопредметный, опытный, долгосрочный.

Гипотеза: реализация проекта станет одним из способов повышения мотивации, развития познавательных и личностных качеств обучающихся и качества образования по предмету.

Способы диагностики результатов: положительная динамика развития познавательных и личностных качеств личности (метод составления «интеллектуального портрета»), интереса к предмету (анкетирование) и качества обучения русскому языку (сравнение данных).


Сроки и этапы реализации проекта:

Подготовительный

Составление программы олимпиады. Разработка принципов и основных требований к заданиям. Определение методов диагностики результатов.


Основной

Разработка комплекта материалов. Представление проекта на региональном уровне.

Обобщающий

Публикация на педагогическом сайте. Апробация результатов проекта в ОУ (в том числе, через работу Олимпиадного центра). Подведение итогов реализации проекта.







  1. Общие положения.

Основной целью олимпиады является развитие детской одаренности, повышение внутренней мотивации к обучению и самообразованию, выявление не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных школьников.

Основной и ведущей целью предмета «русский язык» является формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения кратко, точно, логично и аргументированно выразить мысль. Поэтому во время олимпиады дети должны решать коммуникативные задачи творческого характера.


    1. Программа олимпиады

При составлении программы олимпиады учитывались базовые компоненты лингвистического образования, основные виды деятельности учащихся в соответствии с их возрастом.

  • Лингвистика: разделы лингвистики. 

  • Фонетика: звуки и буквы, звуковой анализ слова. 

  • Культура речи: орфоэпические нормы, словоупотребление, формоупотребление, знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой. 

  • Лексика и фразеология: лексическое значение слов (в том числе устаревших, архаизмов, заимствованных), синонимы, паронимы, фразеологизмы,

  • Морфемика и словообразование: части слова, морфемный разбор слова. 

  • Морфология: имя существительное, глагол, числительное, прилагательное, омонимичные слова. 

  • Синтаксис и пунктуация: грамматическая основа простого предложения, синтаксические явления повышенной сложности. 

  • История языка: история русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии. 

  • Этимология: элементарные знания о происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова. 

  • Язык художественного произведения: изобразительно-выразительные средства языка.


Тематика и группировка заданий в целом соответствуют олимпиаде для 9 – 11 классов. Задания распределены по четырем основным темам, которые в свою очередь детализируются.

  1. Нормы русского языка: нормы орфоэпии, лексические нормы, морфологические нормы.

  2. Современный русский язык: фонетика, лексика, морфология, морфемика, синтаксис. Начиная с 6 класса – задания по лингвистической терминологии.

  3. История языка.

  4. Язык художественного произведения.


Количество заданий и время определяется в соответствии с возрастом: 45 – 90 минут. В олимпиаду не включены задания по орфографии и пунктуации, так как предполагается, что уровень грамотности может быть проверен в другое время.

После проведения олимпиады важно подробно разобрать задания: это тоже шаг к повышению мотивации. Поэтому к комплекту заданий прилагаются по возможности полные ответы.

Для получения результата работы важен этап подготовки. Конечно, можно проводить отдельные уроки по подготовке к олимпиаде, давать аналогичные задания для домашней работы… Но можно предложить и такой вариант, как «олимпиадная разминка», которая вполне способна заменить традиционное начало урока русского языка.

Сразу после звонка ребята получают на листке короткое задание и выполняют его в течение 3-4 минут. Желательно, чтобы задания были из разных областей лингвистики и требовали от детей догадки, логики. Работы сдаются, и тут же, в начале урока, пока познавательная активность разбужена необычным заданием, дети выполняют его вместе с учителем. Принципиален элемент разбора, объяснение алгоритма выполнения заданий подобного типа. Поощрять надо не только выполнивших разминку, но и предложивших нестандартное решение. Важно проводить мониторинг результатов таких разминок и степени активности ребят. Проверено личным опытом: это же задание, но данное иначе, не вызывает такого энтузиазма. Все-таки «олимпиада» - магическое слово!

В приложении 1 даны образцы «олимпиадных разминок».


Задания для олимпиады (и «олимпиадных разминок») берем из самых разных источников.
Но больше всего отвечает нашей задаче
научно-популярная литература для детей: детские энциклопедии из серии «Я познаю мир», книги Г.Граника и другие.



    1. Основные требования и принципы.


При составлении комплекта заданий необходимо учитывать некоторые специфические требования и принципы:


  1. Обязательное обращение к разным языковым уровням.

  2. Задания должны быть построены единообразно, что поможет учителям и детям в подготовке к олимпиаде.

  3. Задания не должны ограничиваться рамками учебника: они должны быть на порядок сложнее.

  4. Задания должны быть развивающими; необходимо опираться не только на знания и умения школьников, но и на догадку, интуицию, логику.

  5. Задания должны быть воспитывающими; они могут быть связаны с темами русской истории, литературы.

  6. Должен применяться компетентностный подход, школьники должны составлять, группировать, соединять ит.п.

  7. Практические задания должны чередоваться с теоретическими (объяснить причину, ответить на вопрос).

  8. Предпочтительны задания, основанные на речевой практике школьников: какие слова (включая заимствованные) они чаще используют в речи, в каких речевых конструкциях допускают ошибки.

  9. Интерес должен также поддерживаться простотой и ясностью формулировок.

  10. Необходимо придерживаться научно-популярного стиля изложения, употребляя термины в соответствии с возрастом обучающихся.

  11. Задания данной олимпиады должны быть своеобразной ступенью к заданиям ГИА и ЕГЭ (например, связанные с изобразительно-выразительными средствами, паронимами).



    1. Диагностика результатов.

В Рабочей концепции одаренности отмечена сложность определения одаренности и индивидуального уровня интеллектуального развития детей. В этом документе также есть анализ достоинств и ограничений применяемых сейчас тестов.

Действительно, найти объективный, точный и достаточно наглядный «измеритель» очень сложно. Поэтому предлагаем простую, но эффективную методику составления «интеллектуального портрета», которую сейчас можно легко найти в интернете.

См. приложение 2.

Динамика интереса к предмету может быть замерена с помощью анкетирования в начале и конце года (после этапов подготовки и проведения олимпиады). См. приложение 3.

Динамика качества обучения определяется также сравнением показателей абсолютной и качественной успеваемости по русскому языку.





  1. Основное содержание проекта.


    1. Задания для 5 класса


  1. Нормы русского литературного языка

Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге.

Баловник, звонишь, банты, украинский, поняла, сироты, танцовщица, средства, случай, приняла.


  1. Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.

Он написал свою автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся назад. Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной.


  1. Выпиши только существительные, которые можно употребить с местоимением ЭТОТ.

Цунами, Тбилиси, торнадо, крупье, сальто, иглу, зануда, тюль.


  1. Современный русский язык

  1. Составьте слова из следующих звуков

А) [ш], [й,], [о]

Б) [в,], [ж], [о], [т], [ы]


  1. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.

Каждое используй только один раз. Напиши получившиеся слова.

сено овод

банк рот

стол ежи

зал глас

яр вал

воз очки

газ ода

гриб марка

хор он

бор яр


  1. Ответь на вопрос, приведи примеры.

У существительного каких типов склонения совпадают три падежные формы единственного числа?


  1. Выпиши только пары слов, в которых одинаковые приставки. Выдели приставки.

Польёт – полёт, полезет - полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла - прошила, подышать - подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.


  1. Определи синтаксическую роль выделенных слов.

  • Здесь должно быть столетнее дерево.

  • Мы должно быть не найдём его.

  • Твоё решение бесспорно.

  • Ты бесспорно прав.

  • Без сомнения ты готов к зачёту.

  • Иди на зачёт без сомнения.


  1. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? Почему?


  1. История языка

  1. Попробуй объяснить, как произошли слова ЗРЕЛИЩЕ, НЕВЕЖДА. Для этого определи их лексическое значение.


  1. Найдите слово, произошедшее от того же корня, что и слово лукавый.


а) луковый;

б) излучение;

в) излучина;

г) лучина;

д) получить.


  1. Язык художественного произведения

  1. Найди в стихотворении Н.Рыленкова все изобразительно-выразительные средства. Приведи примеры.

Горят, как жар, слова

иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

притронулся руками

И сколько отдал им

душевной теплоты.



    1. Задания для 6 класса


1. Нормы русского литературного языка

  1. Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге.

Простыня, хвоя, звонят, цемент, цыган, средства, красивее, торты, жалюзи, баловаться.


  1. С каждым словом в паре составь словосочетания так, чтобы было понятно значение слова.

Эффектный – эффективный; вражеский – враждебный; глубокий – глубинный; приметный – приметливый; вечный – вековой.


  1. Найди ошибки и запиши исправленный вариант.

В мешке было сорок килограмм картошки. Ему ничего не мешало выехать вовремя. Большую половину урока мы решали задачи. Речь идет о полуторах килограммах. Приглашаю тебя на мое день рожденья!


2. Современный русский язык

  1. Составьте слова из следующих звуков

А) [иэ], [н], [м,], [й,], [с], [о]

Б) [а], [щ,], [ч,], [ф], [и], [к], [с], [и]


  1. Соотнеси заимствованные слова с русскими. Запиши по образцу: афиша – объявление.

Мониторинг подросток

Рейтинг представление

Консенсус согласие

Презентация коэффициент популярности

Тинейджер наблюдение


  1. Запиши словами числительное 4568 в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.


  1. Расшифруй аббревиатуры.

Вуз, ООН, СОШ, ООО, ЖКХ.


  1. Выпиши на листок только грамматические основы всех предложений.

Всю я ноченьку не спал, звезды на небе считал. Вдруг слышу крик и конский топ. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Кто стучится в дверь ко мне? Другой уж день настал. Тут подпрыгнул и другой. Он увидел автобус, который тронулся с места. Тысяча девятьсот сорок первый – особый год в русской истории. Жили в квартире сорок четыре веселых чижа. Тиха украинская ночь.


  1. Предположим, иностранец вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите? Что вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным?


  1. Напиши только слово-термин (не перепутай цифры, под которыми запишешь ответ)

    1. Раздел науки о языке, изучающий части речи –

    2. Часть речи, указывающая, но не называющая предметы, признаки и количества –

    3. Часть слова, заключающая основное лексическое значение –

    4. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей –

    5. Слова, близкие по звучанию (например, сытый- сытный) –


  1. История языка

  1. Как мы «переведем» на современный язык эти выражения?

За Русскую землю живота не пожалеем! Над бранным полем взошла денница.


  1. Почему, по твоему мнению, золотая рыбка, обращаясь к старику, называла его СТАРЧЕ? («Что тебе надобно, старче?»)


4. Язык художественного произведения.

  1. Найди в отрывке из стихотворения И.Бунина все изобразительно-выразительные средства. Выпиши их вместе с примером.

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…

О весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!




    1. Задания для 7 класса


1. Нормы русского литературного языка

  1. Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге.

Завидно, скольким (городам), положить, подняла, баловался, красивее, позвонишь, каталог, километр, цемент.


  1. Ответь на вопросы коротко. Составь словосочетания или предложения, раскрывающие разницу в лексическом значении.

В чём разница между адресатом и адресантом, дипломатом и дипломантом, злым (браконьером) и злостным?


  1. Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.

Пять килограмм муки, в двухтысяч одиннадцатом году, в полуторах километрах, ляжьте на коврик, не ложите тетради, в обоих сумках, зажгёт свечи, здоровые дёсна, более восьмиста пяти страниц, самый худший вариант.


2. Современный русский язык

  1. Придумай предложение из 5-7 слов, в котором каждая буква соответствует своему произношению.


  1. Ответь на вопросы, коротко объясни.

Какой прибор назван по имени древнегреческого бога времени? Как по-гречески будет «сердце»? (вспомни медицинские термины, связанные с сердцем) Название какого цветка переводится как «звезда»? Что изучает наука гидрология? Что студенты должны делать в аудитории?


  1. Представь, что ты учитель. Объясни грамотно, используя лингвистические термины, почему данное ниже предложение неверно.

Прочитав книгу, она мне очень понравилась.


  1. Коротко, но полно ответь на вопрос. Докажи своё мнение.

Есть ли в словах СУМЕРКИ, ПАДЧЕРИЦА приставки? Если есть, то какие?


  1. Определите синтаксическую роль кратких прилагательных.

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

Широка страна моя родная.

Весенний день горяч, золот.

Она надела туфли на босу ногу.

Присутствующие были молчаливы.


  1. Подберите к крылатым выражениям из Библии русские пословицы:

  1. «Кто доверяет, тот легкомыслен».

  2. «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».


3. История языка.

  1. Назови как можно больше устаревших слов, связанных с описанием человека. Например, очи-глаза.


  1. Славянская азбука, которой мы сейчас пользуемся в видоизменённом варианте, называется кириллицей. Почему?


4. Язык художественного произведения

  1. Найди в отрывках из стихотворений все изобразительно-выразительные средства. Приведи пример.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замиранием летит на звезду

(С.Есенин)


А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый

(И.Северянин)





    1. Задания для 8 класса


1. Нормы русского литературного языка

  1. Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге.

Завидно, скольким (городам), баловался, красивее, позвонишь, каталог, километр, цемент, баловник, украинский, поняла, сироты, танцовщица, средства, случай, эксперт, простыня, хвоя, звонят, цыган, торты, жалюзи.


  1. Слова «воинственный» и «воинствующий», «юродивый» и «юродливый» являются паронимами. Составь и запиши предложения, в которых паронимы употреблялись бы правильно.


  1. Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов и грамматических конструкций.

Какие доходы вы зарабатываете? Это послужило ее уходу с работы. Тема сегодняшней передачи носит название «Семья 21 века». И мы так к этому свыклись, что не ждем никаких изменений. Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому, но и по литературе. До нашей школы можно добраться трехсот шестидесятым автобусом. Кресло-качалка была отремонтирована, и дедушка снова стал выходить на веранду.


2. Современный русский язык

  1. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведенных ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят?

Отделить, синий, сварка, ягодка, мама, сшить, праздник, сдача, рыбалка, сжечь.


  1. Соотнеси иностранные слова с русскими.

конверсия застой

стагнация преобразование

консенсус согласие

имидж представление

коррупция равнодушие

эмбарго продажность

индифферентность наблюдение

унификация образ

дайджест единообразие

мониторинг законность

легитимность блокада

презентация обзор

  1. Ответь на вопрос, объяснив свой выбор.

В каком (-их) предложении (-ях) представлен союз ЧТО?

  1. Парень, что играл на гитаре, запомнился всем.

  2. Как хорошо, что ты вернулся!

  3. Всё хорошо, что хорошо кончается.

  4. Я не понял, что надо делать.


  1. Ответь на вопрос и сгруппируй слова в соответствии с ответом. Сколько различных корней в следующих словах?

А. топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить, топот

Б. косоглазие, косичка, покос, прикоснуться, коситься, касаться, каска.


  1. Напиши не менее трех пословиц, представляющих собой односоставные предложения. Укажи их вид.


  1. Есть такая народная загадка: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (отгадка: пирог). К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?


  1. Подберите к крылатым выражениям из Библии русские пословицы:

    1. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом».

    2. «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия - совет».


  1. Напиши только слово термин (не перепутай цифры, под которыми запишешь термин)

  1. Замена глухого согласного парным звонким в сильной позиции.

  2. Раздел науки о языке, изучающий систему стилей языка, описывающий нормы и способы употребления литературного языка …

  3. Языки, существовавшие ране и дошедшие до нас только в письменных памятниках.

  4. Словарь, в котором объясняется происхождение слов.

  5. Устаревшие слова, обозначающие названия, относящиеся к социально-экономическим отношениям и ушедшие из языка вместе с обозначаемыми предметами.


3. История языка.

  1. Объясни с точки зрения истории языка правописание ЖИ и ШИ.


  1. Что общего между словами бадминтон, пломбир, гильотина и галифе (кроме того, что они заимствованные)?


  1. Определите значение выделенных слов в данном контексте и выберите необходимый вариант

А. «О чем шумите вы, народные витии

Б. «Спасенья нет: доносчик и его клеврет умрут».

В. «Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик».


4. Язык художественного произведения

  1. Найди в стихотворении А.Ахматовой все изобразительно-выразительные средства. Приведи пример.

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.





    1. Ответы на задания.


2.5.1. Ответы на задания для 5 класса

1 Нормы русского литературного языка

  1. Орфоэпия

За каждый правильный ответ (столбик) – 0,5 балла. Всего – 1,5 балла

1 столбик: банты, средства, случай.

2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица.

3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла.

  1. Лексика

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 3 балла

Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся.

Он разговаривал, жестикулируя.

Он всегда вовремя оплачивал проезд.

Цены на фрукты постоянно растут.

Еда была сытной и вкусной.

  1. Морфология.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 2,5 балла

Тбилиси, крупье, торнадо, тюль, зануда.


2. Современный русский язык

  1. Фонетика

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ёж, живёт.

  1. Лексика

За каждое правильно составленное слово – 0, 5 балла

Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод, ярмарка.

  1. Морфология

За полный и грамотный ответ с примерами– 4 балла. За правильный ответ, но неполный или без примера – 1- 3 балла.

В 3 склонении в родительном, дательном и предложном падежах (нет мыши, к мыши, о мыши). У существительных на – ИЯ в тех же падежах (нет молнии, к молнии, о молнии).

  1. Морфемика

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла

По-льёт- по-лёт, про-шла – про-шила, в-слух – в-след, вз-лёт – вз-дох.

  1. Синтаксис.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 3 балла

  • Здесь должно быть столетнее дерево - сказуемое

  • Мы должно быть не найдём его – вводное слово

  • Твоё решение бесспорно - сказуемое

  • Ты бесспорно прав – вводное слово

  • Без сомнения ты готов к зачёту – вводное слово

  • Иди на зачёт без сомнения – обстоятельство

  1. Нет. Насмешливый – любящий насмехаться, а смешливый – такой, которого легко рассмешить. 1 балл.


3. История языка

  1. За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.


Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).

Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.


  1. За полный правильный ответ (3 имени) – 2 балла (не могут быть названы Иван, Марья и другие имена, ошибочно воспринимающиеся детьми как исконно русские). За 1-2 правильно названных имени – 0, 5 балла или 1 балл.

Людмила, Вера, Надежда, Любовь, Борис, Мирослав, Ярослав, Вячеслав …


4. Язык художественного произведения

  1. За каждый правильный ответ – по 1 баллу (независимо от количества примеров)

Метафора (душевная теплота)

Сравнение (как жар, словно камни)

Антитеза (горят – стынут)

Инверсия (Какими к ним в свой час…)



2.5.2. Ответы на задания для 6 класса


1 Нормы русского литературного языка

  1. Орфоэпия

За каждый правильный ответ (столбик) - 1 балл. Всего – 1,5 балла

1 столбик: хвоя, торты, средства.

2 столбик: звонят, цыган, красивее, цемент.

3 столбик: простыня, жалюзи, баловаться.

  1. Лексика

За правильный ответ – 0, 5 балла (всего 5 б.)

Эффективный метод - эффектный костюм, вражеский отряд - враждебный взгляд, глубокая ночь – глубинная бомба, приметный шрам – приметливый охотник, вечный лес – вековые ценности.

  1. Морфология.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 5 баллов

Сорок килограммов, ничто не мешало, большую часть (или половину урока), о полутора килограммах, на мой день рождения.

2. Современный русский язык

  1. Фонетика

а) мясной; б) часовщик

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла

  1. Лексика

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 5 баллов

Мониторинг – наблюдение, рейтинг – коэффициент популярности, консенсус – согласие, презентация – представление, тинейджер – подросток.


  1. Морфология

За правильный ответ - 4 балла (по 1 баллу за правильно образованную форму в каждом падеже)

Четырех тысяч пятисот шестидесяти восьми, четырем тысячам пятистам шестидесяти восьми, четырьмя тысячами пятьюстами шестьюдесятью восьмью, о четырех тысячах пятистах шестидесяти восьми.

  1. Морфемика

За абсолютно правильный ответ по 2 балла. За неполный или неточный ответ по 1 баллу. Всего – 5 баллов

Высшее учебное заведение, Организация объединенных наций, средняя общеобразовательная школа, общество с ограниченной ответственностью, жилищно-коммунальное хозяйство.


  1. Синтаксис.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 10 баллов

Я не спал, считал. Слышу. Бранят. Кто стучится? День настал. Подпрыгнул другой. Он увидел, который тронулся. Тысяча девятьсот сорок первый – (особый) год. Жили сорок четыре чижа. Тиха ночь.


  1. По-русски можно сказать и бегите, и бежите, обе формы правильны. Выбор одной из них зависит от того, что вы хотите сказать: бегите – это форма повелительного наклонения (например: Не бегите, а идите спокойно); бежите – это форма изъявительного наклонения (например: Я иду спокойно, а вы все время бежите). За полный развёрнутый ответ (с примером) – 2 балла (по 1 баллу за каждое слово).


  1. Термины

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 2,5 балла

  1. Морфология

  2. Местоимение

  3. Корень

  4. Дополнение

  5. Паронимы

3. История языка

  1. За правильный ответ - 1 балл (всего 3 балла).

За Русскую землю жизни не пожалеем! Над полем битвы взошла утренняя заря.

  1. За полный правильный ответ – 3 балла. За правильный, но неполный – 1- 2 балла.

В древнерусском языке был звательный падеж, в котором ставилось обращение. Рыбка обращалась к старику так, как требовал звательный падеж.


4. Язык художественного произведения

  1. За каждый правильный ответ – по 1 баллу (независимо от количества примеров). Всего – 4 балла

Эпитет (сладка печаль)

Олицетворение (сердце просит)

Метафора (песни зазвенели)

Риторическое обращение (О весна!), восклицание (Как…!)



2.5.3. Ответы на вопросы. Русский язык. 7 класс.


I. Нормы русского литературного языка

  1. Орфоэпия

За каждый правильный ответ (столбик) - 1 балл. Всего – 1,5 балла

1– скольким

2 – завидно, красивее, цемент

3 – положить, поднялась, позвонишь, километр, каталог, баловался

  1. Лексика

За правильную формулировку каждого слова паронимической пары - 1 балл.

За предложение (словосочетание), раскрывающее значение слова, - 0, 5 балла (за 1 слово). Всего 9 баллов.

Адресат – тот, кому пишут. Адресант – тот, кто пишет. Дипломат – работник дипломатической службы. Дипломант – тот, кто получил диплом конкурса. Злой – несущий зло. Злостный – тот, кто неоднократно нарушал закон. Пример предложения: Дипломаты сделали все возможное для предотвращения военного конфликта.

  1. Морфология.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего – 10 баллов

Пять килограммов муки, в две тысячи одиннадцатом году, в полутора километрах, лягте на коврик, не кладите тетради, в обеих сумках, зажжёт свечи, здоровые дёсны, более восьмисот страниц, худший вариант (самый плохой).

2. Современный русский язык

  1. Фонетика. За предложение, отвечающее требованиям, – 3 балла.

В качестве примера: Кошка спит, но видит мышку.


  1. Лексика. За каждый правильный ответ - 1 балл. За грамотное объяснение - 1 балл. Всего – 10 баллов.

Хронометр (бог Хронос). Кардиа (кардиолог, кардиограмма). Астра. Гидрология изучает то, что связано с водой («гидро» - вода). Слушать («аудио» - слушаю).


  1. Морфология За полный, правильный ответ с использованием лингвистических терминов - до 5 баллов.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Поэтому тот, кто совершает основное действие, совершает и добавочное.

Книга понравилась, значит, она и должна была прочитать книгу. Предложение составлено неверно.

  1. Морфемика За полный ответ - по 1 баллу. Всего – 2 балла

Да, приставки есть. Су-мерки (корень «мерк», день меркнет). Есть также слово «суглинок» с приставкой СУ.

Па-дчерица (корень «дчерь», дочерь, дочь). Есть также слово «пасынок», где приставка очевидна.

  1. Синтаксис За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Всего – 5 баллов

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених - определение

Широка страна моя родная - сказуемое

Весенний день горяч, золот - сказуемое

Она надела туфли на босу ногу - определение

Присутствующие были молчаливы – в составе составного именного сказуемого

  1. Термины.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла

    1. «Кто доверяет, тот легкомыслен» (Доверяй, но проверяй)

    2. «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Шила в мешке не утаишь)

3. История языка

  1. За «легкие» слова – 0, 5 балла. За «трудные» - 1 балл. Всего – 10 баллов

Чело, ланиты, уста, перст, десница (правая рука), шуйца (левая рука), рамена (плечи), перси, очи, длань…

  1. За правильный и полный ответ – 1 балл.

Славянская азбука названа в честь своего создателя – Кирилла, который вместе со старшим братом Мефодием (солунские братья) в 9-ом веке создал азбуку для перевода богослужебных книг с греческого языка на славянский.


4. Язык художественного произведения.

  1. За каждый правильный ответ – по 1 баллу (независимо от количества примеров. Всего – 5 баллов

Эпитет (легкая стая)

Сравнение (словно бабочек стая)

Метафора (закружилась листва)

Неологизм (разузорена)

Синтаксический параллелизм (точно…)


2.5.4. Ответы на вопросы. Русский язык. 8 класс.


I. Нормы русского литературного языка

  1. Орфоэпия

За каждый правильный ответ (столбик) – по 0, 5 балла. Всего – 1,5 балла

1 – скольким, средства, случай, хвоя, торты

2 – завидно, красивее, цемент, сироты, танцовщица, эксперт, звонят, цыган

3 – позвонишь, километр, каталог, баловался , баловник, украинский, поняла , простыня, жалюзи

  1. Лексика

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла

воинственный – Отличающийся воинским духом, склонностью к военным действиям, стремящийся отстаивать свои интересы, права войной. Синоним: агрессивный. Ничего воинственного не было в фигуре Симона Петлюры.

воинствующий – Ведущий активную непримиримую борьбу с кем-чем-либо. Героев этих произведений роднит между собой нравственная чистота, жизненная активность, воинствующий гуманизм.

юродивый – Психический больной, чудаковатый, помешанный (разг.). Синоним: блаженный. Он казался каким-то юродивым стариком, облысевшим, обезумевшим.

юродливый – Свойственный юроду, подобный ему. Синоним: юродский. В речах его и в интонации довольно пронзительного голоса слышался какой-то юродливый юмор, то злой, то робеющий.

  1. Морфология.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего – 7 баллов

Какие у вас доходы? (Какие доходы вы имеете? Сколько вы зарабатываете?) Это послужило причиной ее ухода с работы. Тема сегодняшней передачи – семья 21 века. (Сегодняшняя передача носит название «Семья 21 века»). И мы так с этим свыклись… (Мы так к этому привыкли…). Мы участвуем в олимпиаде не только по русскому, но и по литературе. До нашей школы можно добраться триста шестидесятым автобусом. Кресло-качалка было отремонтировано, и дедушка…


2. Современный русский язык

  1. Фонетика. За абсолютно правильный ответ – 2 балла (по 0,5 б.). За ошибочно названные слова – минус 0,5 б.

Синий, сварка, мама, рыбалка.

  1. Лексика. За каждый правильный ответ – 0, 5 балла. Всего 6 баллов.

Конверсия – преобразование, стагнация – застой, консенсус – согласие, имидж – образ, коррупция – продажность, эмбарго – блокада, индифферентность – равнодушие, унификация – единообразие, дайджест – обзор, мониторинг – наблюдение, легитимность – законность, презентация – представление.

  1. Морфология За правильный ответ – 1 балл. За объяснение – по 0, 5 балла. Всего – 6 баллов

Союз представлен только в предложении Б.

Парень, что играл на гитаре, запомнился всем. (Играл кто? Парень).

Все хорошо, что хорошо кончается. (Кончается что? Всё, события, напасти, приключения).

Я не понял, что надо делать. (Делать что? работать, отдыхать…)

  1. Морфемика

За правильный ответ о количестве корней - по 1 баллу (всего – 2 балла). За абсолютно правильную группировку – по 2 балла за группу (всего – 4 балла). Итого – 6 баллов. За неверные ответы по группировке баллы снижать (до 2-х баллов)

3 корня.

топка, топливо

потоп, утопленник, потопить

растоптать, топот

5 корней

косоглазие

косичка

покос

прикоснуться, касаться

каска


  1. Синтаксис

Если названы 3 пословицы и правильно определен вид предложений – 2 балла за каждый пример. Всего – 6 баллов

В качестве примера: Тише едешь – дальше будешь (определенно-личное).


  1. Пыльно и жидко здесь – это существительные (точнее, субстантивированные наречия). Об этом свидетельствуют условия их употребления в высказывании. Обе формы играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он, в общем-то, не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка наречия и существительные были связаны между собой значительно сильнее, чем сегодня.

За определение части речи – по 1 баллу. За обоснованные ответ – 2 балла. Всего – 4 балла


  1. Библейские фразы

За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Всего – 2 балла

    1. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом» (Человек предполагает, а Бог располагает)

    2. «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия - совет» (Семь раз отрежь, один раз отмерь)


  1. Термины.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 2,5 балла

  1. Озвончение.

  2. Стилистика.

  3. Мертвые.

  4. Этимологический.

  5. Историзмы.


3. История языка

  1. За правильный ответ – 2 балла.

Шипящие в русском языке первоначально были только мягкими.

  1. За правильный ответ – 2 балла.

Эти нарицательные существительные были раньше собственными.

  1. За каждый правильный ответ - по 1 баллу. Всего – 3 балла. Вития – краснобай. Клеврет – пособник. Цирюльник – продавец вина.



  1. Язык художественного произведения.

15. Заждый правильный ответ – по 1 баллу (независимо от количества примеров). Всего – 5 баллов.

Градация («И мы мелем, и месим, и крошим…»)

Анафора («Не кажется… Не делаем…»)

Эпитет («горький сон»)

Звукопись (ассонанс) (О ней стихи навзрыд не сочиняем, наш горький сон она не бередит»)

Синтаксический параллелизм (Да…)



Литература


  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. Интернет-журнал Эйдос. 2007. 

  2. В классе - одарённые дети: как с ними работать. А.И. Доровской . Народное образование, 2010. - № 5.

  3. Волков С.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. М., ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 1999.

  4. Граник Г.Г. Занимательная грамматика. Русский язык в школе и дома, 2008.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  6. Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. Пер. с англ. Под редакцией Тихомирова О.К. М, - 1976.

  7. Доровской А.И.Дидактические основы развития одаренности учащихся. Учебное пособие. М., 1998.

  8. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности. М. Российское педагогическое агентство. 1997г

  9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  10. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», М. 2000.

  11. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе». Савенков А.И. «Начальная школа». Издательский дом «Первое сентября», 2003 - № 30.

  12. Успенский Л. В. Слово о словах. Лениздат, 1968 г.

  13. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2002.

  14. http://psylist.net/praktikum/00211.htm

  15. odardeti.ru/static.php?mode





Приложения.

Приложение 1.

Образцы «олимпиадных разминок»

1. Напиши транскрипцию слов чашка, тюлень, эль и ответь на вопросы: в каком слове все фонемы - глухие? в каком слове все фонемы - мягкие? в каком слове - 2 звука?

2. Что мешает образовать существительные женского рода от слов кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос, водовоз?

3. Почему местоимения его, её могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?

4. Образуй новые слова, обозначь часть слова, с помощью которой ты это сделал: «маленький дракон» - .., «закончить рисовать» - ..., «относящийся к телефону» - ..., «мясо барана» - ..., «очень милый» - ...

5. Запиши приставку со значением близости; суффикс, обозначающий оттенок цвета; окончание прилагательного м.р., ед.ч, Тп.; суффикс глаголов прошедшего времени; суффикс, обозначающий профессию.

6. Расшифруй сложносокращенные слова ООН, вуз, МВД, ГДК, ООО.

7. Даны слова лечь, дед, шумный, плыть. Образуй от них слова с помощью приставок по, пра, бес, при. Какая из приставок обозначает неполноту действия, начало действия, отдаленную степень родства, отсутствие признака.

8. Какую приставку (по- или под-) имеют слова подарок, подать, поделить, поддержка? Докажи.

9. Выпиши существительные только мужского рода. Кофе, дитя, тихоня, путь, тюль, шампунь, кенгуру, тушь, туш, тополь, такси, жюри, картофель.

10. Что означают эти выражения? Найди «четвертое лишнее» выражение, объясните свой выбор. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

11. Подчеркни «третье лишнее», обращая внимание на лексическое значение корня.

  • Растение, растаю, выращиваю.

  • Растолстеть, проращивать, возрастающий

  • Возраст, растяпа, росток.

  • Заросли, водоросли, роскошный.

12. Сформулируй лексическое значение с помощью однокоренного слова. Образец: Интересный (фильм) – тот, который вызывает интерес.

  • Безоблачное (небо) – то, на котором .....

  • Каменный (дом) – тот, который .....

  • Злой (старик) – тот, который ....

  • Известный (артист) – тот, который ......

13. Подбери и запиши антонимы к разным значениям многозначного слова: мягкие (волосы) – ..., мягкая (булка) – ..., мягкий (карандаш) – ..., мягкий характер - ..., мягкий голос - ...

14. Определи слова по их лексическому значению: ? - маленький стебелек растения, ? - частый кустарник, ? - не уважать кого-либо, ? - начать делать что-либо, ? - пересказ текста.

15. Составь предложение.

  • Из предложения Осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже единственного числа.

  • Из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени.

  • Взять слово, играющее роль подлежащего, и употребить его в качестве дополнения – Кисти винограда свисали до земли.

  • Рябины украшают наши леса – существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.

16. Соедини стрелочками синонимы.

Загородить приобретать

Понравиться презирать

Относиться без уважения приглянуться

Доставать пребывать

Находиться преградить

17. Подбери антонимы в приставками ПРЕ- или ПРИ: уродливый, отдаляться, очень мало, убавлять.

18. Определи слова по их лексическому значению: маленький стебелек растения, частый кустарник, не уважать кого-либо, пересказ текста.

19. Выдели приставку в тех словах, где она есть: доблесть, довести, высота, выстрел, отдельно, строгость, вредный, урожай, обижать, обежать.

20.Определи слова по лексическому значению: асфальтированная дорога – ?, артист цирка, который искусно подбрасывает и ловит предметы – ?, житель Шотландии – ?, бодрый, радостный – ?, чрезмерно строгий в поведении – ?, тот, кто любит наряжаться – ?, кондитерское изделие из семян какао с сахаром и пряностями - ?

21. Образуй новые слова, используя предложенные приставки только по 1 разу. Приставки: до, без(с), при, пре, вс.

  • Очень добрый –

  • Присоединить с помощью клея –

  • Не имеющий совести –

  • Закончить пахоту

22. Какой из глаголов образован приставочным способом? Зачитаться, засмеяться, подписаться, размечтаться, выспаться?

23. Посчитай, сколько всего приставок в словах всесторонний, звукозапись, наискосок, небезукоризненный, переосмыслить.

24. Произнеси данные слова. Найди в каждой группе одно лишнее.

  • Конечно, нарочно, игрушечный.

  • Теннис, тема, текст.

  • Свитер, ателье, тенор.

  • Чувство, баловство, да здравствует.

25. Найди слово, которое состоит только из основы: таить, талант, талантливость, тайна, тайком, таять.

26.Выпиши сначала однокоренные слова, а затем формы слов: ежи, ежик, еж, съежился, ежонок, ежу, ежам, ежиха, поежился.

27. Собери слово.

  1. Найди определение и возьми из него приставку: Это был беспокойный человек.

  2. Из сказуемого возьми корень: Моряки не страшатся бурь.

  3. Добавь суффикс прилагательного прелестный.

  4. Добавь окончание определения: Огромный шар поднялся в воздухе.

Приложение 2.

Методика «интеллектуальный портрет»

http://psylist.net/praktikum/00211.htm

Общая характеристика: Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как и все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.


Познавательная сфера:

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется кроме специальных логических задач в самых разных видах деятельности ребенка, например в коллекционировании, систематизации добываемых материалов.

Концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.


Сфера личностного развития:

Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

Перфекционизм. Характеризуется стремлением доводить продукты своей деятельности до соответствия их самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

Социальная автономность. Способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерство. Доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и совместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми, проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

Соревновательность. Склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и, особенно, поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка – не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов – основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга, видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Юмор. Без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.



Как оценивать

Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться «методом экспертных оценок», т.е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так называемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный результат» – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

«Интеллектуальный портрет»

Имя ребенка

Познавательная сфера

Сфера личностного развития

Качества мышления

Качества личности

Оригинальность

Гибкость

Продуктивность

Способность к анализу и синтезу

Способность к классификации и категоризации

Концентрация внимания

Память

Увлеченность задачей

Перфекционим

Социальная автономность

Лидерство

Соревновательность

Широта интересов

Юмор

Жаров

5

4

3

4

4

4

4

3

3

5

5

5

4

4

Силин

5

4

4

4

3

4

4

3

3

5

4

5

5

4



Приложение 3.


Анкета для обучающихся

(прямые, закрытые вопросы)


Распредели учебные предметы по четырем группам:

  1. Трудные, неинтересные.

  2. Трудные, интересные.

  3. Легкие, неинтересные.

  4. Легкие, интересные.

Оптимальный вариант: предмет должен быть интересным.

Для диагностики результативности проекта применяется статистический метод: подсчитываем ответы и сравниваем отношение к предмету «русский язык» в начале и конце года.

Кроме того, определяем место русского языка среди других учебных предметов.

8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ