Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе

Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе


Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований:

1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком,

пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2 баллов.

2. В тетрадях для контрольных работ не рекомендуется использовать цветные

карандаши, фломастеры, наклейки, аппликации.

3. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради.

4. Оформлять титульный лист по образцу:

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученика 8- (А,Б,В) класса

МОУ лицей №31 г. Челябинска

Васильева Олега

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика 8- (А,Б,В) класса

МОУ лицей №31 г. Челябинска

Васильева Олега



5. Записывать дату выполнения работы по центру тетради:

- в 5 - 9-х классах дата записывается прописью;

- в 10 - 11-х классах допускается запись цифрами на полях.

Например: Пятнадцатое апреля; 15.04.08.

6. Указывать вид работы, записывая по центру тетради с прописной буквы.

Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение.

7. Указывать, где выполняется работа. Записывать по центру тетради с прописной

буквы. Например: Домашняя работа. Классная работа.

8. Интервал между одним видом работы и другим - 2 строки.

9. Указывать номера упражнений, записывая по центру тетради.

Например: Упражнение № 345.Слово «Упражнение» записывается без сокращений.

10. Работать в тетрадях в линейку. По русскому языку иметь единообразные две рабочие тетради по 18 листов для домашних и классных работ и одну тетрадь для контрольных и творческих работ. По литературе - одну рабочую тетрадь в линейку с полями (48 листов для 8-11-х классов) и одну тетрадь в линейку с полями (48 листов для 8-11-х классов) для творческих работ.

11. В работах соблюдать красную строку (абзацы) - 2 см. или 5 пробелов.

12. Аккуратно выполнять все подчеркивания, условные обозначения зеленой ручкой

или остро отточенным карандашом.


Требования по оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе

1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.

^ Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д.

2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.

Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).

^ Например: Дом, который построю я...; Символические образы в пьесе А. А. Чехова «Вишневый сад».

Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»

3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.

^ Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А. С. Пушкин.)

4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся точки.


^ Например:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Б. Л. Пастернак. «Гамлет».


5. Цитата оформляется следующим образом:

1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.

^ В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим».

2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается.

^ В посвящении к «Евгению Онегину» написано:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.

^ Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».

Образец оформления:

Двенадцатое декабря.

Изложение.

Забытые герои

Двенадцатое декабря.

Сочинение.

Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

А. С. Пушкин. «Бесы».




Порядок проверки письменных работ учителем

1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ проверяются:


в 5-х классах после каждого урока у всех учащихся;


в 6-9 классах перед началом новой темы, а также путем фронтальной проверки, в остальных случаях выборочно. При этом во всех случаях каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в неделю;


в 10-11 классах тетради проверяются выборочно, но не менее трех раз в месяц.


2. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся

правильного и аккуратного почерка, навыков оформительской культуры.

3. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие с

тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых и последних уроках.

4. Проверка контрольных работ осуществляется в следующие сроки:


Контрольные диктанты, тесты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;


Изложения, сочинения и другие творческие работы проверяются и возвращаются учащимся не позднее, чем через 5-6 дней, в 10-11 классах не более чем через неделю.



^ Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»


«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:


1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);


2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;


3) объем различных видов контрольных работ;


4) количество отметок за различные виды контрольных работ.


Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.


На уроках русского языка проверяются:


1) знание полученных сведений о языке;


2) орфографические и пунктуационные навыки;


3 Справка о проверке тетрадей по русскому языку в 5-11 классах


В соответствии с учебным планированием школы и МО, с 17 января по 25 января 2010 года был проведен контроль над состоянием ведения рабочих тетрадей по русскому языку, а также тетрадей для работ по развитию речи и тетрадей для контрольных работ в 5-11 классах. Комиссия в составе замдиректора Цикановой Р.А., руководителя МО Темукуева А.М. проанализировала наличие и ведение тетрадей учащимися, качество проверки и систему работы учителей по повышению практической грамотности детей в соответствии с должностными инструкциями учителя- предметника (учителя русского языка и литературы).

Как результат проверки комиссия отмечает следующее:

5-9 классы

- очень серьезное и добросовестное отношение к проверке тетрадей учителей Темукуева А.М.. Токуевой А.С., Кужоновой Ф.И., Чанаевой Р.А., Хасауовой Р.Х. отдельно и систематически в тетрадях для контрольных работ, для работ по развитию речи и проводится работа над ошибками с последующей проверкой учителем или взаимопроверкой учеников; в этих классах учителями в работах по развитию речи и в к/д на полях правильно указывают вид ошибки, ведется их подсчет;

- практически во всех параллелях и классах оптимальный объем домашнего задания, которое выполняется по заданию учебника, аналогично выполненным в классе упражнениям;

- развитие орфографической зоркости, навыка самоконтроля достигается путем самопроверки и взаимопроверки, что практикуют Темукуев А.М.. Токуева А.С., Кужонова Ф.И., - в целях выработки грамотного письма учителя проводят разнообразные виды работ: диктанты словарные, лексические, буквенные, творческие (Темукуева А.М.. Токуевой А.С., Кужоновой Ф.И.), распределительные, выборочные (Кужонова Ф.И.) в 5-6 классах с элементами игры «Третий лишний», «Найди нужное», «Восстанови потерянное», составление синтаксических и морфемных схем, графическое обоснование

(Таукенова К.М., Кужонова Ф.И.);

- творчество, активизация лексикона и мышления совершенствуется в выполнении мини-изложений, сочинений-миниатюр, сочинений с определенным орфографическим или синтаксическим заданием (например, употребить не менее 15 слов с приставками пре- и при- и др. (Темукуев А.М.), словарная диктовка «От А до Я» на слитное , дефисное написание наречий (8 класс, Темукуев А.М., Ульбашев А.М.);

- в целях прочного закрепления учебного материала некоторыми учителями используются тетради на печатной основе, в которых материал представлен в двух вариантах по всем главным темам курса ( Хасауова Р.Х., Чанаева Р.А., Ульбашев А.М. – 7А, Б, 8А);

- в отдельных классных и домашних работах норма занижена, так как параллельно учащиеся выполняли фрагментарно задания в тестовых тетрадях или проводили работу над индивидуальными ошибками, допущенными в диктантах, сочинениях ( Токуева А.С., Таукенова К.М.).

- хороший внешний вид тетрадей 5А,Б,В, / Токуева А.С.. Темукуев А.М.. Кужонова Ф.И./ в этих же классах на момент проверки были представлены абсолютно все тетради;

- наибольшее количество «забытых», не представленных комиссии тетрадей в

9А, Б - /Учителя Токуева А.С., Хасуова Р.Х./;

- не все учителя руководствуются едиными требованиями к оформлению письменной речи: рабочие тетради 7А, Б классах (учителя Хасауова Р.Х., Чанаева Р.А.), сдано на проверку 30 из 36) неопрятны, без обложек; записи в большинстве них ведутся небрежно, не отделяются друг от друга двумя строчками классные и домашние работы, отмечен малый объем классных работ, а иногда и полное их отсутствие после записанного на уроке числа; отмечено завышение оценок за домашние работы, выполненные без учета задания к упражнению;

- в тетрадях для работ по развитию речи в 5-9 классах /учителя Токуева А.С., Хасауова Р.Х, Темукуев А.М., Кужонова Ф.И., Чанаева Р.А., Таукенова К.М./ учителями не всегда указывается правильно вид ошибок, не ведется их подсчет, отсутствует работа над ошибками; в тетрадях этих же классов для контрольных работ не всегда выполняется диктант с грамматическим заданием, нет пропуска в две строчки между разными видами работ, не делаются замечания по улучшению каллиграфии; в тетрадях 5-9 классах /те же учителя/ практически отсутствует работа, связанная с повторением морфологического, фонетического разборов слова, мало уделено места полному синтаксическому разбору предложения, несмотря на то, что тема эта в девятом классе одна из основных; в 6 А,Б классах / Таукенова К.М./, проводится недостаточное количество работ по развитию речи, в имеющихся работах отсутствует работа над ошибками.

10-11 классы

В 10-11 классах преподают следующие учителя:

10А- Кужонова Ф.И.

10Б – Кужоновой Ф.И.,

11 – Карчаева Х.Ж., Токуева А.С.


- В 10-11 классах в связи с введением обязательного ЕГЭ по русскому языку, кроме рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ, решено было на в обязательном порядке завести тетради для подготовки к ЕГЭ. Оформление возможно произвольное, на усмотрение учителя. Данное решение было выполнено всеми учителями (проведен минимум работ, работа над КИМами проводится в парах)

- из 20 рабочих тетрадей учащихся 11 / Карчаева Х.Ж., Токуева А.С. /класса комиссии были представлены 18, в некоторых из них учителем допущено завышение оценок; отсутствуют в работах как классных, так и домашних, все виды разбора.

- Тетради аккуратны, на момент проверки представлены в полном составе только в 10А классе / Кужонова Ф.И./

. В 10, 11 классах наблюдается разнообразие заданий, регулярная проверка учителем, а со стороны учащихся работа над ошибками в работах по развитию речи и к\д (учителя Кужонова Ф.И., Карчаева Х.Ж.).


Замдиректора по УВР: / Р.А.Циканова./

Председатель МО: / А.М.Темукуев./

) р



















Справка

по итогам проверки рабочих тетрадей.


Цель проверки: знакомство с соблюдением единых требований, орфографического режима при ведении рабочих тетрадей.

По плану внутришкольного контроля руководителем кафедры гуманитарных наук в ноябре 2012 года были просмотрены рабочие тетради по русскому языку, по английскому и немецкому языкам. Особое внимание при этом обращалось на соблюдение единых требований (оформление титульного листа, запись даты выполнения работы, интервал между одним видом работы и другим, соблюдение правил каллиграфии) и орфографического режима.

Результаты проверки показали, что большинство учителей в системе работают над выполнением единых требований ведения рабочих тетрадей учащимися. Педагоги, преподающие филологические дисциплины, ответственно подходят к соблюдению орфографического режима ( Марченкова И.М. Холопова Е.М). Однако была выявлена необходимость оказания помощи молодым учителям ( Ершовой Л.В. ,Синюковой Т.А.).Учащиеся 5А и 5Б классов пропускают верхнюю строку на каждой странице тетрадного листа.

Рекомендации:

Организовать обмен опытом через взаимопроверку тетрадей.

Руководителю кафедры гуманитарных наук Князевой С.В. выступить на педсовете о необходимости корректировки отдельных требований по ведению рабочих тетрадей учителями начальных классов.

Уделить особое внимание учащихся на необходимость соблюдения правил каллиграфии, оформления всех записей аккуратным и разборчивым почерком; пользоваться ручкой синего цвета, аккуратно выполнять все подчеркивания, условные обозначения ручкой того же цвета или остро отточенным карандашом.





Руководитель кафедры гуманитарных наук Князева С.В.


















Справка

по итогам проверки уровня обученности по русскому языку.

Цель проверки: выявление уровня обученности по русскому языку, проведение контрольных работ и анализ их результатов. По плану внутришкольного контроля в декабре 2012 года были проведены контрольные работы по русскому языку в 5-11 классах. 5А класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-69% (качество знаний), 92% (обученность). Задание: 85% (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Князева С.В. 5Б класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-47% (качество знаний), 80% (обученность). Задание:60 % (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Князева С.В. 6 класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-42% (качество знаний), 83% (обученность). Задание:75 % (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Ершова Л..В. 7Акласс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-77% (качество знаний), 100% (обученность). Задание:82% (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Марченкова И.М. 7Бкласс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-64% (качество знаний), 91% (обученность). Задание:73 % (качество знаний), 91% (обученность). Учитель: Ершова Л..В. 8Акласс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-55% (качество знаний), 82% (обученность). Задание:82 % (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Ершова Л..В. 8Бкласс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-54% (качество знаний), 85% (обученность). Задание:46 % (качество знаний), 85% (обученность). Учитель: Ершова Л..В. 9класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-73% (качество знаний), 92% (обученность). Задание:69% (качество знаний), 92% (обученность). Учитель: Марченкова И.М. 10 класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-50% (качество знаний), 80% (обученность). Задание:60 % (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Князева С.В. 11класс. Вид работы: диктант с грамматическим заданием. Анализ: текст-44% (качество знаний), 100% (обученность). Задание:44% (качество знаний), 100% (обученность). Учитель: Марченкова И.М.




Руководитель кафедры гуманитарных наук Князева С.В.











Справка

по итогам проверки контрольных тетрадей по русскому языку.


Цель проверки: проанализировать наличие контрольных тетрадей, их ведение, качество проверки и систему работы учителей по повышению грамотности учащихся в соответствии с должностными инструкциями учителя - предметника (учителя русского языка и литературы). По плану внутришкольного контроля руководителем кафедры гуманитарных наук в январе 2013 года были просмотрены контрольные тетради по русскому языку. Особое внимание при этом уделялось соответствию количества контрольных работ в календарно – тематическом планировании и в контрольных тетрадях.

В 5А и 5Б классах обучается 32 человека. Проверено 32 тетради. Согласно календарно-тематическому планированию в тетрадях выполнено 4 контрольные работы (2теста, 2 диктанта с грамматическим заданием). Все работы проверены, ошибки подчёркнуты, вынесены на поля в соответствии с условными обозначениями. Учитель Князева С.В.

В 6 классе 25 человек. На проверку были представлены 23 тетради. Согласно календарно-тематическому планированию в тетрадях выполнено 5 контрольных диктантов. Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами оценок письменных работ по русскому языку . Для диктантов использованы связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся 6 классов. Количество слов диктантов – 100 -110, что соответствует требованиям к тексту контрольного диктанта в 6 классе. Работа над ошибками выполняется не после каждой работы. Большинство тетрадей обучающихся 6 классов находятся в удовлетворительном состоянии. Учитель Ершова Л.В.

В 7А и 7Б классах обучается 37 человек, на проверку были представлены 36 тетрадей, нет тетради одного учащегося 7Б класса. Согласно календарно-тематическому планированию в тетрадях выполнено 5 контрольных диктантов. Все допущенные ошибки подчёркнуты. Количество слов диктантов 110 – 120 , что соответствует требованиям к тексту контрольного диктанта в 7 классе. После контрольных работ проводится работа над ошибками. Учителя: Марченкова И.М., Ершова Л.В.

В 8А и 8Б классах 39 человек. На проверку сдано 36 тетрадей. Большинство из них находятся в удовлетворительном состоянии. Согласно календарно-тематическому планированию выполнено 3 контрольных диктанта. Отмечено несоблюдение единых требований по ведению тетрадей (нарушение интервала между одним видом работы и другим, нарушение правил каллиграфии). Учитель Ершова Л.В.

В 9 классе 31 человек. Сдана 31 тетрадь. Количество контрольных работ соответствует заявленному в календарно - тематическом планировании. Все работы проверены, ошибки подчёркнуты, вынесены на поля в соответствии с условными обозначениями. Учитель Марченкова И.М.

Рекомендации: учителям русского языка обратить внимание на соблюдение единого орфографического режима; требовать соблюдения правил каллиграфии, аккуратного самостоятельного исправления учащимися увиденных ошибок, без использования корректора.


Руководитель кафедры гуманитарных наук Князева С.В.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ