Практикум по русскому языку "Фонематическое восприятие как основа грамотного письма в начальной школе"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 80 »

г. Кемерово













Практикум по русскому языку

« Фонематическое восприятие как основа грамотного письма в начальной школе »






подготовила

учитель начальных классов

Пьяных Елена Анатольевна









Кемерово 2010



Фонематическое восприятие как основа грамотного письма в начальной школе




Пьяных Елена Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80 »
г. Кемерово





СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова

  2. Вычленение первого и последнего звука из слова

  3. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам

Виды работ по закреплению фонематических процессов на разных этапах обучения

Приложения

  1. Упражнения и игры, направленные на формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза

  2. Примерные конспекты уроков по русскому языку ( 2 класс)

















Введение



В повышении качества образования немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение грамотным письмом. Так отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала сначала по письму, а впоследствии по русскому языку.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок недостаточно различает звуки, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между ними. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при письме. О недостаточном фонематическом развитии школьника свидетельствуют следующие ошибки в его письменных работах:

1. Замена и смешение букв внутри определенных фонетических групп: свистящих и шипящих (шуба – «суба», жук – «зук»); звонких и глухих (забор – «сапор», фрукты – «врукты»); сонорных (рука – «лука», ложка – «рожка»), мягких и твердых (большая – «болшая», листья – «лисьтья», клюква – «клуква», окни – «окуны»).

2.Пропуски букв, как гласных, так и согласных (греет – «грет», звезда – «зведа»), пропуски слогов.

3. Перестановка букв и слогов.

4. Добавления букв и слогов.

Недостаточно сформированное фонематическое развитие детей также объясняет большое количество ошибок на правила правописания. Так, ребенок, плохо различающий мягкие и твердые согласные, испытывает трудности в усвоении правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными. Ребенок, практически слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применить его на практике, так как не различает, какой согласный – звонкий или глухой_- даже в сильной позиции.

Чтобы восполнить пробелы в развитии и знаниях детей, имеющих такие нарушения письменной речи, учителю на уроках русского языка необходимо организовать работу по формированию и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода в рамках работы в классе и в послеурочное время.

На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, часто оказывается недостаточным для детей с фонематическим недоразвитием и имеющим недостаточную дощкольную подготовку.

Таким образом, основными задачами учителя в начальной школе на уроках русского языка являются:

  1. отработка и уточнение артикуляции звуков русского языка;

  2. длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;

  3. формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциалных признаков звуков;

  4. закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.







































Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза



Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе систематического и длительного обучения.

Учитывая различную сложность форм фонематического восприятия, анализа и синтеза и последовательность овладения ими, работа по формированию данных процессов проводится в следующей последовательности:

1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2.Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место.

3.Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.



1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо – произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

Звук связывается с буквой. Рекомендуются следующие задания с использованием буквы:

1.Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

2.Разделить страницу на две части. С одной стороны записать букву, с другой стороны поставить черточку. Учитель читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставится под черточкой.

3.Повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

4.Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.

5.Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.

После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слова. Начинают с простых слов, затем предъявляют слова со стечением согласных. Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

2.Вычленение первого и последнего звука из слова

В ы ч л е н е н и е п е р в о г о у д а р н о г о з в у к а и з с л о в а. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: а-а-а; волк воет: у-у-у; болит зуб, завязана щека: о-о-о. При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:

1.Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, Оля, утро, иней, Ира.

2.Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного звука.

3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у.

4.Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.

5.К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

6.Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Учитель называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится учителем, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.

В ы ч л е н е н и е п е р в о г о с о г л а с н о г о и з с л о в а. Работа по вычленению первого согласного звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.

Примерные задания на вычленение первого согласного звука:

1.Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

2.Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

3.По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

4.Изменить первый звук. Учитель называет слово. Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например: гость – кость, карта – парта, моль – соль – боль.

5.Лото “Необычные цветы”. На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

6.Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

7.Лото “Какой первый звук?”. Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Учитель называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

8.Игра “Найди картинку”. Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут её между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

9.Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

О п р е д е л е н и е к о н е ч н о г о с о г л а с н о г о в с л о в е. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам – сам, ом – сом, ук – сук, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, учитель предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

О п р е д е л е н и е м е с т а в с л о в е (н а ч а л о, с е р е д и н а, к о н е ц). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска “светофор”, разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах: например, место звука а в словах аист, мак, два, место звука и в словах иней, лист, три. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

3.Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением письму.

В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процесса письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия.

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., выделяют следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

П е р в ы й э т а п – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове.

Использование картинок на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

В т о р о й э т а п – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления её. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Т р е т и й э т а п – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названиях которых пять звуков. При этом картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого): ус, на, дом, мак, сыр, сок и т.д.:

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, шкаф и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Параллельно с работой по формированию фонематического анализа слога и слова проводится коррекция нарушений письма. Усвоение фонематического анализа слова способствует устранению искажений звукослоговой структуры слова при письме.

Виды работ по закреплению фонематических процессов на разных этапах обучения



1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а, с…ин…а, но…ни…ы.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4.Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.

5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па- - пар, пары, парад, паруса; ко- - кот, козы, кошка, корова.

6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, мак, рак, дым), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

7.Вбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

8.По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

9.Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:



к о ш к а

кот он шар ком аист

каша окна шуба коза астра

конь осень шалаш крыша арбуз

камень ослик шиповник крышка автобус



10.Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос: “Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?” Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг, игры – тигры, дочка – удочка, еда – беда;

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб, лис – лист;

в) изменяя один звук (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор - сыр – сын – сон; коса – роса – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша;

г) переставляя звуки:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка – лапка гора – рога дар – рад

В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия (по М.П.Лукашук):

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка).



С м меня ты надеваешь,

С л собаку называешь. (Майка – лайка.)



С к я в школе на стене,

Горы, реки есть во мне,

С п - от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою. (Карта – парта.)



С б смертельной я бываю,

С м меха я пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна. (Боль – моль – роль – соль.)



11.Какие слова можно составить из букв слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.)?

12.От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рот …

13.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

14.Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово.

15.Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:

нос – сон лес – сел сор – рос

кот – ток дар – рад топ – пот

16.Заполнить схему. Например:

.. ..

р

. ….

В левой части схемы дети записывают слова, заканчивающиеся на звук р, а в правой части – слова, начинающиеся со звука р.

17.Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии.

18.Какой звук выпал из слова: крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама, пилка – пила, мушка – мука?

19.Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:

луна - стол – л

кино - игла – и

лампа - мышь – м

окна - дом – о

нос - Анна - н

20.Придумать слова к графической схеме.

21.Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

22.Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем учитель дает следующие задания: назвать слово, в котором после л слышится к, после м произносится к, перед л находится и и т.д.

23.Вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки: ложка, линейка, лейка, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, сорока, майка, мышка, мешок, лужок, песок, замок, каток.

24.Вписать названия предметов в данную схему:



л_____________________________а

л______________________________а

л_______________________________а

л_______________________________а



Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют , так и не соответствуют схеме.

25.Составить слово из первых звуков названия картинок.

26.Игра “Как называется цветок?”. Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточняется характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной же целью работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.











Заключение

Эффективность систематической работы по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза на уроках русского языка подтверждается анализом контрольных работ, проведенных во 2 классе за I полугодие. Анализ показал, что в работах детей, которые обучаются в данном классе с начала обучения в школе, отсутствуют ошибки, обусловленные недостаточным фонематическим развитием.



Примерные конспекты уроков по русскому языку

(2 класс)

КОНСПЕКТ 1

ТЕМА УРОКА: Буква ь на конце и в середине слова

ЦЕЛИ УРОКА: 1)Формирование умения обозначать мягкость согласных на письме посредством мягкого знака.

2)Развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.

3)Привитие умения ориентироваться в лексических и грамматических признаках слов.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Фонетическая разминка.

- Назовите первый звук в словах: ослик, утка, иней, стол, флаг, шапка.

- Назовите первый слог в словах: диван, крыша, канава, космонавт, сыр.

- Покажите цифрой количество слогов в словах: сад, лыжи, самолет.

- Покажите цифрой количество звуков в названии картинки.

III. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет.

- Сколько слогов в слове «сосулька»? Как определили?

- Сколько согласных звуков в этом слове?

- Какой согласный мягкий? Какой он по счету?

- Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

- Напишите в воздухе букву Ь. Напишите эту букву в тетради. Поставьте точку под самой красивой буквой, которая у вас получилась.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Замените одним словом и запишите его:

1) слово, противоположное по значению слову НОЧЬ;

2) слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ;

3) слово, близкое по значению слову ВЬЮГА;

4) слово, близкое по значению слову ПОЛЫНЬЯ.

- Какие слова написали? Чем похожи эти слова? Почему нужно написать Ь на конце каждого из этих слов? Мягкость каких звуков обозначена Ь?

- Сформулируйте тему урока.

V. Упражнения в написании слов с ь как показателем мягкости согласных.

- Прочитайте слова:

Боль, автомобиль, король, совесть, тополь, сирень.

- Сколько слогов в кажлом слове?

- Сколько букв в каждом слове? Сколько звуков?

- Почему звуков меньше, чем букв?

- Что обозначает Ь?

- Где стоят звуки, мягкость которых обозначена Ь?

- Запишите эти слова, подчеркните Ь.

- Прочитайте слова:

Маленький, пальто, больной, польза, сколько, банька, редька, зорька.

- Что общего у этих слов? Где стоит Ь? Что он обозначает?

- Спишите эти слова. Подчеркните одной чертой букву Ь, двумя чертами – буквы, которые обозначают мягкие звуки.

VI. Закрепление.

- Прочитайте слова:

Большой, долька, корь, борьба, лошадь, мельница, фасоль, богатырь.

- Подумайте, на какие группы их можно разделить. Запишите слова в два столбика по группам.

Проверка

- По какому признаку разделили слова на группы?

Взаимопроверка.

VII. Итог урока.

- Назовите слова, которые относятся к теме нашего урока:

Вьюга, мороз, пять, тьма, зима, день, снежки, коньки.

- Почему вы назвали эти слова?

- Найдите место каждого из этих слов в стихотворении А. Блока:

Снег да снежные узоры,

В поле … разговоры,

В … часов уж … .

- … , снежки, салазки:

Вот она зима.

VIII. Домашнее задание.

Придумать несколько слов с Ь. Повторить правило переноса слов.



КОНСПЕКТ 2

ТЕМА УРОКА: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Дифференциация парных согласных. Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

2) Развитие сложных форм фонематического анализа.

3) Развитие навыков слогового анализа, орфографической зоркости.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Фонетическая разминка.

- Назовите первый звук в словах: зонт, сани, жар, шар, гриб, клок, дым, том, волк, фонарь.

- Назовите последний звук в словах: ком, стол, шнур, слон, мяч, скворец.

- Посмотрите на рисунки (бочка, почка). Придумайте слова, которые начинаются с таких же звуков.

III. Минутка чистописания.

- С какого звука начинается первое слово?

- С какого звука начинается второе слово?

- Что общего? Чем различаются звуки [б] и [п]?

- Какими буквами обозначаются на письме эти звуки?

- Напишите буквы Б и П чередуя до конца строки.

- Какие еще звуки обозначают буквы Б и П?

IV. Словарная работа.

- Посмотрите на рисунки (поезд, автобус, троллейбус, пароход, диван).

- Какое слово будет лишним? Почему?

- Как одним словом назвать оставшиеся предметы?

- В каких словах есть звук [б]? Назовите «соседей» этого звука.

- В каких словах есть звук [п]? какие звуки стоят рядом с этим звуком?

- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Самопроверка по словарю.

- Какие орфограммы встретились в словах?

V. Сообщение темы и цели урока.

- Что еще можно сказать о звуках [б] и [п]?

- Какие еще вы знаете парные согласные по звонкости – глухости?

- Где в словах могут находиться эти согласные?

- Сегодня мы понаблюдаем, что происходит со звонкими согласными на конце слова.

VI. Работа над новым материалом.

- Прочитайте слова:

Хлеб, лес, газ, го, уж, сон, гром, спор, ствол, лев.

- Выпишите последние буквы из каждого слова.

- Какие это буквы?

- Давайте посмотрим, какой звук обозначает каждая буква:

Б С З Д Ж Н М Р Л В



[П] [С] [С] [Т] [Ш] [Н] [М] [Р] [Л] [Ф]



- Все ли звуки соответствуют звукам?

- Что с ними происходит?

- Все ли звонкие согласные оглушаются?

- Какой вывод можно сделать?

- Запомните! Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

- Когда происходит это явление?

- Прочитайте столбики слов:

Арбуз арбузы

Шкаф шкафы

Клюв клювы

Кот коты

Сад сады

Мост мосты

- Какой звук слышится на конце слов первого столбика?

- А какая буква пишется? Что произошло со звонкими согласными?

- Какие слова даны во втором столбике?

- Как они называются? Почему? Какие буквы помогли проверить?

- Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока.

- Отгадайте загадки. Отгадки запишите.

На поляне лесной под могучей сосной

Старый старичок, на нем бурый колпачок. (гриб)



Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз? (белка)



Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный? (волк)



На дворе переполох:

С неба сыплется горох. (град)



- Какие слова написали? Какие из них требуют проверки? Почему?

- как проверить парную согласную на конце слова?

VIII. Домашнее задание: Выучить правило в стихах.





























Список использованной литературы



  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. М., «Баласс»,2004.

  2. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. Методические рекомендации. М. «Баласс». 2002.

  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. М. Просвещение.1991.

  4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д. «Феникс», Спб «Союз». 2004.

  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.

  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.





































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ