Правописание безударных гласных 5 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Переселкова Марина Анатольевна, МБОУ СОШ № 1, учитель русского языка и литературы, Краснодарский край


Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей : 5 класс.

Место проведения: класс.



Правописание безударных гласных

1. Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках провероч­ные слова.


  1. упл...тнить сроки____________________

  2. прил...скать собаку__________________

  3. раск...лить сковороду________________

  4. усл..жнить обстановку_______________

  5. обл...котиться о перила______________

  6. отд...лить поездку___________________

  7. погл...щать энергию_________________

  8. отк...заться от услуг _________________

  9. угр...жать расправой_________________

  10. опр.. .вдать поступок________________

  11. воп..ющий произвол ________________

  12. юный зап...вала____________________

  13. зар...дить ружье ____________________

  14. р...птать на судьбу __________________

  15. см...гчение приговора _______________

  16. ув...дание красоты __________________

  17. истинное загл...дение________________

  18. высокое загр...ждение _______________

  19. зач...рованный взгляд _______________

  20. обр...мление картины _______________

  21. нагр...вание предмета _______________

  22. лечебное г...лодание ________________

  23. неподдельное уд...вление ___________

  24. чистосердечное пок...яние ___________

  25. вечное см...рение___________________

  26. внезапное озл...бление ______________

  27. невыносимое угн...тение _____________

  28. далёкая ст...рона ___________________

  29. упр...щенный пример________________


2. Вставьте пропущенные буквы и укажите в скобках прове­рочные слова.

1. нам...лоть ____________________________

2. обр...тение____________________________

3. отр...виться___________________________

4. ук...ротить____________________________

5. обл...ниться__________________________

6. оч...рстветь___________________________

7. подб...дрить __________________________

8. похв...лить____________________________

9. окровавленный________________________

10. поз...лотить__________________________

11.растр...пать __________________________

12.обл...мать____________________________

13. обн.. .вленный _______________________

14.оскв...рнить__________________________

15.разб...леться__________________________

16.тр...петать____________________________

17. осн...стать___________________________

18.одр...хлеть___________________________

19. опр...вдать___________________________

20.разг... родить_________________________

21.озл...бление__________________________

22. спл..ченный__________________________

23. соед...нение__________________________

24.см...рение ___________________________

25.щ...бетанье __________________________

26.ст...рожил ___________________________

27. ут.. .пический________________________

28.настр...ение_________________________

29.обл...гчение__________________________

З0.ут...лщение__________________________

Правописание согласных в корне

3. Вставьте, где нужно, непроизносимую согласную букву, напишите проверочное слово.

  1. разнома...ный_________________________

  2. ужас...ный____________________________

  3. повис...нуть___________________________

  4. уча...ствовать_________________________

  5. че...ствовать__________________________

  6. со...нце______________________________

  7. сверс...ник____________________________

  8. искус...ный___________________________

  9. опас..ный_____________________________

  10. громоз..кий___________________________

  11. чу..ствовать___________________________

  12. безмол..ствовать______________________

  13. ярос..ный_____________________________

  14. корыс..ный___________________________

15. завис..ливый____________________________


Гласные в окончаниях глаголов

4. Вставьте гласные в окончания глаголов.

Образец: Спуска…шься к реке (спускаться, I спр.)


1. Что посе...шь(_______________), то и пожнешь.

2. День на день не приход...тся (_______________).

3. Решенного дела советом не поправ...шь(_______________).

4. Он ненавид...т (_______________) неправду.

5. Нежной грустью ве...т (_______________) сейчас в лесу.

6. Словами, что листьями, стел...т(_______________) .

7. Свежо предание, а вер...тся (_______________) с трудом.

8. Только слыш...тся (_______________) подвывание ветра в снастях, тихий гул моря.

9. Дождь успокаива...т (_______________) и ветер, и песчаную бурю.

10.Та...т (_______________), сия..т (_______________) луна в облаках.

11. Увид...шься (_______________) с другом, и стан..т (_______________) хорошо.

12.Закат тяжело пыла...т (_______________) на кронах деревьев, золот..т (_______________) старинной позолотой.

13.И свет...т (_______________) в потемневший день костер в лугу далеком.

14. Хороший человек - это тот, вблизи которого мне легче дыш..тся (_______________).

15.Пожар снежком не погас...шь (_______________).

16.На дворе во...т (_______________) страшная, неистовая буря.

17.Любое препятствие преодолева...тся (_______________) настойчивостью.

18. Хороший, живой человек всегда куда-нибудь стрем..тся (_______________), чего-нибудь ищ...т (_______________).

19.Народ вид...т (_______________) в матросах «Варяга» подлинных сыновей своей Родины.

20.Как постел...шься (_______________), так и высп...шься (_______________).

21.Намеченный маршрут близ...тся (_______________) к концу.

22.Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство - ничто беды не мож...т (_______________) миновать.

23. С земли еще не сошел снег, а в душу уже прос..тся (_______________) весна.


Начертите схемы предложений № 9, 10, 12, 18, 23.


_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Выполните морфологический разбор слов:

(На) дворе______________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Грустью________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Песчаную (бурю)________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

(В лугу) далёком_________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________


5. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глагола.


1. ты во...шь, он колебл...тся, они кле...т, ты исправляя..шь, она верт...тся.

2. ты разбуд...шь, он рассматрива..т, они брызж...т, вы трепещ...те, она гон..тся.

3. ты отправ..шься, мы зарабатыва..м, штора поднима..тся, мы обид...м, ты постара..шься.

4. он слыш..т, она замет...т, ты крикн...шь, вы дыш...те, они похвал...т.

5. он откликн...тся, ты стел...шь, они ищ...т, ты пожале...шь, вы уч...те.

6. он умо...тся, они продолжа...т, ты ненавид..шь, он побре...тся, мы гре...мся.


6.Вставьте пропущенные буквы и укажите номера слов,

В которых пишется гласная Е.


1.Посе..шь

15. Погас..шь

29.Грохоч..т

2.Приход..тся

16.Во..т

30. Тороп..тся

3.Поправ..шь

17.Преодолева..тся

31. Покро..тся

4.Ненавид..т

18. Ищ..т

32.Руб..т

5.Ве..т

19. Вид..т

33.Теш..тся

6.Стел..т

20.Близ..тся

  1. Не уч..т

7.Вер..тся

21.Постел..шься

35. Не трав..т

8.Слыш..тся

22. Высп..шься

36.Смотр..т

9. Успокаива..т

23. Не мож..т

37.Не корм..т

10. Та.. т

24.Прос..тся

38. Люб..т

11. Увид..шься

25.Дремл..т

39. Дел..т

12.Пала..т

26. Тащ..т

40. Встрет..т

13.Свет..т

27. Отвод..т


14. Дыш..тся

28.Стро..тся



Е - ______________________________________

_________________________________________


Повторение

7. Выполните тест.

1. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

1) Они - имя существительное.

2) В - предлог.

3) Был - глагол в форме прошедшего времени.

4) Но - союз.


2. В каком ряду во всех словах пишется буква а?

1) р...дная, к...пуста, к...рзина

2) засм.. .треться, ур.. .жай, м.. .ршрут

3) обл...ка, опр...вдать, ост...новка

4) п...года, подм...стерье, уб...влять


3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ненас...ный, счас...ливый, извес...ный

2) выру...ка, зы..кий (песок), тря...ка

3) в...теран, тр...буна, ф...стиваль

4) б... седка, поб... режье, в... негрет


4. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) никогда не расстават.. .ся, лоб морщит.. .ся, отпросит.. .ся домой

2) сумел справит..ся с болью, работа заладит..ся, он трудит..ся

3) сумел ошибит.. .ся, любишь катат.. .ся, вскачь умчат.. .ся

4) решил откланят...ся, кланяет...ся, быстро утешит...ся


5. В каком ряду во всех словах пропущен разделительный ъ?

1) стул...я, с...езд, солов...и

2) В...ЮНОК, с...ест, с...емка

3) друз...я, раздол...е, об...явление

4) раз...яснит, в...едет, под..езд


6. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) щуриться на солнц..., груз из Казан..., бегать по клетк...

2) стоять в беседк..., в состав... слова, на маленькой полян...

3) в лекци..., говорить об юбиле..., работать в аптек...

4) заниматься в муз..., в белой тучк..., участвовать в экскурси...


7. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

Дни ст..н..вились к..роче ночи – х..л..днее. (На)злак..х с..зрели зёрна. Вет..р р..нял их (на)землю и птиц.. ста..ми сл..тались (на)луг (к)мыш..нку – п..(д,т)б..рать их. Пику ж..лось оч..н.. сытно он (с)каждым днем п..лнел. Ш..рстка (на)нем л..снилась. Т..пер.. мал..н..кий (ч..тырех)ногий путешественник устро..л с..бе кл..д..вую и с..б..рал (в)неё з..пасы (на)ч..рный ден.. .


8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

Нельзя не залюбоват...ся темн...м лесом в яркий, солнечный день. Тут и пр...хлада, и ч...деса св...товые: сказочной птицей кажет...ся дрозд или сойка, когда они, прол...тая, пер...с...кут солнечный лу.... Лист...я пр...стейш...й рябины в невысок...м подлеск... вспыхйва...т изумрудами, как в сказк... Шехерезады.

Чем ниже спуска...ш...ся чащей к речк..., тем гуще заросли, тем больше пр...хлада, пока не блеснет вода и не увид...ш... на берегу влажный п...сок. Надо двигат...ся бесшумно: можно увид...ть, как горлинка п...ет воду. После на п...ске можно любоваться кружевны­ми отп...чатками ее лапок. (По М.Пришвину)


9. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы.


Ветер шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков. С неба свет лился прямыми потоками и вершины леса казались выпуклыми. Миллионы листьев стеблей веток преграждали дорогу на каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орехов. Был август и кое-где на березках висели первые пожелтевшие листья. Солнце позолотило вершины деревьев раскинуло на все небо нежный свет своей закатной зари и ушло за лесной край. Руководитель похода учил молодых туристов натягивать палатку так чтобы она гудела.


10. Вставь пропущенные бу­квы.


Не приходил..сь ли тебе прове...ти ноч... в лесу, возле рек..., на б...регу озера? Как бы ты мог расск..зать об этой ноч...? Ноч... была очень темная, а на небе св...ркали звезды?

Но однажды ноч... увид...л другой человек. И вот как оп...сал ее: «Безмолвная ноч... ост...рожно надв...галась на л...са глухой с...невой. Едва з...метно, будто капли сер...бряной воды, блестели первые звезды. Утки с т...желым свистом л...тели на ночлег. Ноч... н...чиналась над л...сным краем, долгие сумерки густели в ч...щах...» Этот человек был писателем, и звали его Константин Георгиевич Паустов­ский.



  1. К данным наречиям подбери наречия, противопо­ложные по значению*. Обозначь приставку. С одной-двумя парами наречий составь и запиши словосочетания или предложения.


Справа —________________________________

Налево — ________________________________

Вперед —________________________________

Наружу — ________________________________

Вправо — _______________________________

Впереди — _______________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________




16

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ