Правописание корней с чередующимися гласными в корне 5 Класс
Кирогосян Лолита Ивановна
МАОУ СОШ № 71 г. Краснодар
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными в корне , 2-й урок по теме «Глагол»
Класс: 5
Авторы учебника – С. И. Львова и В. В. Львов. Издательство «Мнемозина», 2009г.
Тип урока: изучение нового материала
Этап урока
ИКТ
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
1.
Организа-ционный момент
Слайд 2
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2.
Актуализа-ция знаний
Слайд 3
Слайд 4
Диктует слова, просит сделать морфемный разбор, среди них слова с чередующимися корнями.
Создает проблемную ситуацию:
- последние два слова на какую орфограмму?
– Посмотрите на записи. Что их объединяет?
Слушают и записывают слова
Делают морфемный разбор
Вспоминают орфограмму
Делают наблюдения.
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3.
Целеполага-ние
Задает вопросы:
- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Формулируют тему урока:
- Правописание чередующихся гласных в корнях.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: формулирование темы.
4.
Мотивация к учебной деятель-ности
Мотивирует учащихся к учебной деятельности.
Узнают о сюжетной линии урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
5.
Целеполага-ние.
Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока).
Под руководством учителя формулируют гипотезы.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: формулирование гипотез.
6.
Повторение изученного
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Создает проблемную ситуацию:
- Ребята, посмотрите на слова, размещенные на слайде. Что их объединяет?
Предлагает поработать над материалом учебника.
Предлагает добавить еще группу корней
Предлагает заучить правило-подсказку
Находят общую морфему в словах – суффикс А, графически объясняют правописание слов.
Знакомятся с материалом параграфа.
Записывают слова, графически обозначая орфограмму.
Заучивают правило-подсказку
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция.
Познавательные
7
Физминутка
Слайд 8
Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно решая орфографическую задачу.
Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
Настраиваются на позитивную работу.
Регулятивные: самокоррекция.
8
Обобщение изученного.
Учитель предлагается ребятам поработать по учебнику, самостоятельно определив свои силы
Слушают рекомендации учителя.
Работают самостоятельно по учебнику.
Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.
9
Контроль усвоения материала
Слайд 9
Слайд 10
Предлагает выполнить задание
"Третий лишний".
Проводит тестирование "Верно - неверно".
Предлагает работу творческого характера «Чья радуга ярче?». У кого предложение интереснее?
Находят основание для классификации языковых явлений. Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и проверку.
Придумывают предложения.
Регулятивные: контроль, самоконтроль.
Коммуникативные: понимать учебные задачи.
10
Подведение итогов урока
Слайд 11
Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик (по желанию, т.к. изучался новый материал).
Анализируют свою работу.
Выбирают себе смайлик из конверта.
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
11
Рефлексия
Слайд 12
Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда и т.д.
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.
12
Дифферен-цированное домашнее задание
Слайд 13
Объясняет технологию выполнения домашнего задания (по группам).
Всем спасибо за урок!
Записывают домашнее задание в дневники.
Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.
Кирогосян Лолита Ивановна
МАОУ СОШ № 71 г. Краснодар
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными , 2-й урок по теме «Глагол»
Класс: 5
Авторы учебника – С. И. Львова и В. В. Львов. Издательство «Мнемозина», 2009г.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формировать положительный настрой в обучении; воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическому запасу; воспитывать настойчивость в достижении цели.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.
Предметные: понимать термин «чередование гласных в корне слова», познакомить с правописанием чередующихся корней
Базовые понятия: чередование гласных
Используемые интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru
Оборудование: мультимедиа (презентация).
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
Структура и ход урока
1.Начало урока, настрой на успешную работу:
Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! СЛАЙД 2
2.Контрольно-подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.
-Что мы изучали на прошлых уроках?
Выполните морфемный разбор слов: СЛАЙД 3
Придорожный, водяной, прибрежный, паровоз, зелёный, вырастаем, положить.
-Скажите, последние два слова на какую орфограмму? ( чередование гласных в корне)
3.Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
– Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы е-и в корнях.) СЛАЙД 4
Бер - бир тер - тир сте л- стил блест - блист
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием е-и.)
-Да, правильно, работать мы начнём с корнями – Бер – бир-; -тер – тир-; - сте л- стил- ; - блест – блист- и другими
4.Запишите слова, обозначьте корни и суффиксы. СЛАЙД 5
Выбирать – выберу
Застилать – застелю
Заблистать - заблестеть
Вытирать - вытер
-Скажите, от чего зависит правописание гласной в корне?
-Правильно! От суффикса, стоящего за корнем.
5. Чтение учебника.
– Что нового узнали из правила?
Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
Давайте добавим еще несколько корней, где чередование гласных происходит по такому же принципу:
Умирать - умереть
Выдирать – сдеру
Запирать - запер
Выжигать- выжечь
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием е – и в корнях? (наличие суффикса А за корнем)
СЛАЙД 7
Заучивание рифмовки-подсказки:
Если за корнем стоит суффикс А,
В корне пиши всегда И
Выбирать, блистать, замирать, расстилать,
Выжигать, запирать, выдирать, вытирать.
6. Динамическая пауза. СЛАЙД 8
Я называю слова с чередующимися гласными в корне, вы внимательно слушаете: на корень с гласной И поднимаете руки вверх, на корень с гласной Е вытягиваете руки вперед
Измерять, разжигать, запереть, выдирать, вытереть, запирать, заблестеть, подстилать, стелить, собираешь
7.« Сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников. ( учащиеся определяют цель учебной задачи, самостоятельно
Упражнение 928(у доски) - базовый уровень
Упражнение 929 (1 задание)- повышенный уровень
8. Найдите «третье лишнее»: СЛАЙД 9
умирать, замер, помирить
постирать, вытер, протирать
пировать, запирать, отпереть
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? ( Не однокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
«Чья радуга ярче?» СЛАЙД 10
- К указанным глаголам запишите как можно больше синонимов. Со словами из предыдущего задания составьте предложения. У кого получилось интереснее предложение? Работа проводится по рядам.
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы-буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова, подбирать однокоренное, синонимичное)
10.Подведение итогов за урок. СЛАЙД 11
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу на уроке, выбрав себе смайлик (по желанию, т.к. изучался новый материал)
(Смайлики лежат в конверте на столе)
11.Рефлексивный этап: осмысление результатов работы. СЛАЙД 12
Продолжите предложение:
На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда и т.д.
12.Определение домашнего задания: СЛАЙД 13
Выберете сами, оценив свои силы
1 уровень (обязательный): уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием
2 уровень (понятийный): упражнение 930
3 уровень (творческий): упражнение 931 (сочинение-миниатюра с доказательством, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее правило о единообразном написании морфем)

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ