Правописание корней с чередующимися гласными в корне 5 Класс


Кирогосян Лолита Ивановна

МАОУ СОШ № 71 г. Краснодар



Технологическая карта урока русского языка


Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными в корне , 2-й урок по теме «Глагол»

Класс: 5

Авторы учебника –   С. И. Львова и В. В. Львов. Издательство «Мнемозина», 2009г.

Тип урока: изучение нового материала



Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Слайд 2

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.




2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 3









Слайд 4

Диктует слова, просит сделать морфемный разбор, среди них слова с чередующимися корнями.

Создает проблемную ситуацию:

- последние два слова на какую орфограмму?

Посмотрите на записи. Что их объединяет?


Слушают и записывают слова

Делают морфемный разбор



Вспоминают орфограмму



Делают наблюдения.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


3.

Целеполага-ние


Задает вопросы:

- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных в корнях.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности


Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Целеполага-ние.


Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока).

Под руководством учителя формулируют гипотезы.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.



6.

Повторение изученного

Слайд 5











Слайд 6




Слайд 7

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, посмотрите на слова, размещенные на слайде. Что их объединяет?

Предлагает поработать над материалом учебника.


Предлагает добавить еще группу корней



Предлагает заучить правило-подсказку


Находят общую морфему в словах – суффикс А, графически объясняют правописание слов.



Знакомятся с материалом параграфа.

Записывают слова, графически обозначая орфограмму.

Заучивают правило-подсказку




Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.







Познавательные

7

Физминутка

Слайд 8

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно решая орфографическую задачу.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу.

Регулятивные: самокоррекция.




8

Обобщение изученного.



Учитель предлагается ребятам поработать по учебнику, самостоятельно определив свои силы


Слушают рекомендации учителя.

Работают самостоятельно по учебнику.


Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

9

Контроль усвоения материала

Слайд 9






Слайд 10

Предлагает выполнить задание
"Третий лишний"
.

Проводит тестирование "Верно - неверно".

Предлагает работу творческого характера «Чья радуга ярче?». У кого предложение интереснее?

Находят основание для классификации языковых явлений. Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и проверку.

Придумывают предложения.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: понимать учебные задачи.



10

Подведение итогов урока

Слайд 11

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.

Чему учились на уроке?

Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Анализируют свою работу.



Выбирают себе смайлик из конверта.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11

Рефлексия

Слайд 12

Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда и т.д.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

12

Дифферен-цированное домашнее задание

Слайд 13

Объясняет технологию выполнения домашнего задания (по группам).



Всем спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.











Кирогосян Лолита Ивановна

МАОУ СОШ № 71 г. Краснодар





Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС



Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными , 2-й урок по теме «Глагол»

Класс: 5

Авторы учебника –   С. И. Львова и В. В. Львов. Издательство «Мнемозина», 2009г.

Тип урока: изучение нового материала


Планируемые результаты:

Личностные:

- осознавать значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формировать положительный настрой в обучении; воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическому запасу; воспитывать настойчивость в достижении цели.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.




Предметные: понимать термин «чередование гласных в корне слова», познакомить с правописанием чередующихся корней

Базовые понятия: чередование гласных

Используемые интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru

Оборудование: мультимедиа (презентация).



Тип  урока: Знакомство с новой темой.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная

Необходимое  техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.


Структура  и  ход  урока

1.Начало  урока, настрой на успешную работу:

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! СЛАЙД 2



 2.Контрольно-подготовительный  этап  урока:  опрос  по  предыдущим  темам.

-Что мы изучали на прошлых уроках?

Выполните морфемный разбор слов: СЛАЙД 3

Придорожный, водяной, прибрежный, паровоз, зелёный, вырастаем, положить.

-Скажите, последние два слова на какую орфограмму? ( чередование гласных в корне)

3.Постановка  учебной  цели,  « вызов»,  обеспечивающий  интерес  к  поставленной  цели.

Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы е-и  в корнях.) СЛАЙД 4

Бер - бир тер - тир сте л- стил блест - блист

Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием е-и.)

-Да, правильно, работать мы начнём с корнями – Бер – бир-; -тер – тир-; - сте л- стил- ; - блест – блист- и другими


4.Запишите слова, обозначьте корни и суффиксы. СЛАЙД 5

Выбирать – выберу

Застилать – застелю

Заблистать - заблестеть  

Вытирать - вытер                       

-Скажите, от чего зависит правописание гласной в корне?

-Правильно! От суффикса, стоящего за корнем.

5. Чтение учебника.

Что нового узнали из правила?

Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

Давайте добавим еще несколько корней, где чередование гласных происходит по такому же принципу:

Умирать - умереть

Выдирать – сдеру

Запирать - запер

Выжигать- выжечь


Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием  е – и в корнях? (наличие суффикса А за корнем)

СЛАЙД 7

Заучивание рифмовки-подсказки:

Если за корнем стоит суффикс А,

В корне пиши всегда И

Выбирать, блистать, замирать, расстилать,

Выжигать, запирать, выдирать, вытирать.

        

6. Динамическая  пауза. СЛАЙД 8

Я называю слова с чередующимися гласными в корне, вы внимательно слушаете: на корень с гласной И поднимаете руки вверх, на корень с гласной Е вытягиваете руки вперед

Измерять, разжигать, запереть, выдирать, вытереть, запирать, заблестеть, подстилать, стелить, собираешь


7.«  Сотворчество»:  сведение  воедино  усилий  всех  участников.  ( учащиеся  определяют  цель  учебной   задачи, самостоятельно  


Упражнение 928(у доски) - базовый  уровень                                              

Упражнение 929 (1 задание)- повышенный  уровень


8.  Найдите «третье лишнее»: СЛАЙД 9

  • умирать, замер, помирить

  • постирать, вытер, протирать

  • пировать, запирать, отпереть


В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? ( Не однокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)

  1. «Чья радуга ярче?» СЛАЙД 10


- К указанным глаголам запишите как можно больше синонимов. Со словами из предыдущего задания составьте предложения. У кого получилось интереснее предложение? Работа проводится по рядам.

Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы-буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова, подбирать однокоренное, синонимичное)


10.Подведение  итогов за  урок. СЛАЙД 11

Чему учились на уроке?

Оцените свою работу на уроке, выбрав себе смайлик (по желанию, т.к. изучался новый материал)

(Смайлики лежат в конверте на столе)

11.Рефлексивный  этап:  осмысление  результатов  работы. СЛАЙД 12

Продолжите предложение:

На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда и т.д.


12.Определение  домашнего  задания: СЛАЙД 13

Выберете сами, оценив свои силы

1 уровень  (обязательный): уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить  рифмовку для запоминания корней с чередованием

2 уровень (понятийный): упражнение 930

3 уровень  (творческий): упражнение 931 (сочинение-миниатюра с доказательством, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее правило о единообразном написании морфем)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ