Проблемная ситуация как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Проблемная ситуация как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Одной из ключевых идей модернизации образования в наши дни стала идея формирования универсальных учебных действий, проявляющихся в умении учащихся интегрировать и использовать знания в различных жизненных ситуациях. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию личностных, предметных и метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных) компетенций у обучающихся. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие, и обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Как же разработать урок по-новому? Как построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Как, в соответствии с новыми стандартами, можно усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Из собственного педагогического опыта могу сказать, что современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок, при подготовке к которому следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, предполагающих импровизацию. Главное - побудить обучающихся самостоятельно «добывать» знания, и без создания проблемной ситуации не обойтись. Она, конечно, может возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна появиться, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к намеченному результату. Поэтому именно проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подготовить школьников к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ основан на сравнительном анализе двух фактов, мнений, предположений. В процессе сопоставления педагог должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызвало у них удивление и привело к формулировке проблемы в виде вопроса.

Так, на уроке русского языка в шестом классе (по программе В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка) по теме «Повелительное наклонение глагола» ученикам на этапе целеполагания (формирование регулятивных УУД) предлагается ответить на вопрос: «Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?»

А в процессе поиска решения данной лингвистической задачи шестиклассники, применяя имеющиеся знания, определят, что данный глагол I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? ( Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса.

После этого шестиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения – И - является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Или, например, в 6 классе при изучении темы « Виды глагола» обращаем внимание учащихся на доску, где в два столбика написаны глаголы I  и II спряжения, и предлагаем их сравнить, назвав сходства и отличия:

Наклеивать         Наклеить

Прибегать Прибежать

Печь              Испечь

При первом же знакомстве с этими глаголами учащиеся видят несоответствия между видовыми парами и пробуют ответить на вопрос:

- По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков?

          Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. В дальнейшем связь между элементами данных и цели достигается путем анализа фактического языкового (грамматического) материала, содержащегося в примерах. Цель (понятие о видах глагола) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы.

Также при изучении темы «Простые, сложные и составные числительные» на первом этапе урока открытия новых знаний учащиеся записывают словами числительные пять, пятьдесят, двадцать пять, пятьсот и отвечают на вопросы:

- Что между ними общего

- Чем они отличаются?

Устанавливают, что все они отвечают на вопрос сколько?, что в состав всех них входит слово пять, делают предположение о том, что числительное пять является простым. Затем формулируют вопрос: - Какие числительные являются сложными, составными? Формулируют цели урока.

Такой подход к поиску новых знаний ставит школьника в позицию субъекта своего обучения в новой системно-деятельностной образовательной парадигме, помогает учителю сделать современный урок проблемным и развивающим, где минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.




















5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ