Проект "Неделя русского языка в школе"

Проект "Неделя русского языка в школе"

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта:

  • определить содержание предметной недели в школе;

  • выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Основное содержание проекта

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

  • выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта

  1. Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.

  2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

  3. Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

  4. Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

  5. В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

  • конкурсы на знание основной тематики недели и предмета  в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы;

  • нетрадиционные уроки по предмету;

  • выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

  • внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

  1. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

  2. По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.

  3. По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

  1. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

  2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

  3. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

  4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

  5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

  6. Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной недели: “Грамоте учиться – всегда пригодится” (неделя посвящена Международному 10-летию грамотности, 2003-2012).

Лозунг предметной недели: “Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”

Форма проведения: игра “Путешествие по океану знаний”. Пять островов – пять тематических дней недели, посвященных отдельным стилям русского языка и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой:

1-й день – остров “Стиль художественный”;
2-й день – остров “Стиль публицистический”;
3-й день – остров “Стиль разговорный”;
4-й день – остров “Стиль научный”;
5-й день – остров “Стиль официально-деловой”.

В 1 день Недели вывешивается план – карта “Путешествия по океану знаний” (карту заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, помещаются в “Библиотеку шедевров”, публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, “Стили литературного языка и их особенности”, “Стилистические приёмы русского языка”. Ежедневно из выпусков школьного радио можно будет узнать информацию о теме дня и победителях различных конкурсов. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.

Награды победителям:

  • победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

  • активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

  • учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.

Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.







































План предметной недели русского языка и литературы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответствен.

Подготовительный этап

 

Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе

За 2 недели до проведения мероприятий


Основной этап

1 день

Остров “Стиль художественный”

 

 

Открытие Недели русского языка. Линейка, посвященная открытию недели

_____________

Руководитель МО, учителя русского языка и литературы

Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (5–11е кл.)

В течение дня

 Лаптева Е.В.

2 день

Остров “Стиль публицистический”

Цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах проводят заранее подготовленные ученики)

В течение дня

 Учителя русского языка и литературы

Конкурс стен газет

В течение дня

Шенаурина С.В.

Конкурс на лучшее высказывание «Что для меня значит Русский язык»

В течение дня

Лаптева Е.В.

9-й кл. – Ток-шоу “Речевой этикет – часть общей культуры человека”

____________

Уфимцева С.В.

3 день

Остров “Стиль разговорный”

5-6-й кл. – КВН “Увлекательная фразеология”

____________

 Уфимцева С.В.

7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

____________

Лаптева Е.В.

День вежливости

В течение дня

Учителя русского языка и литературы

4 день

Остров “Стиль научный”

Терминологические диктанты (проводятся по разным предметам)

В течение дня на всех уроках

 Учителя русского языка и литературы

6-й кл. – Игра «В стране фразеологии»

____________

Уфимцева С.В.

8-й кл. – Лингвистическое кафе

____________

Шенаурина С.В.

5 день

Остров “Стиль официально-деловой”

Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей

  • Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку”

  • Конкурс на лучшее высказывание «Что для меня значит Русский язык»

  • 5-6-й кл. – КВН “Увлекательная фразеология”

  • 7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

  • 6-й кл. – Игра «В стране фразеологии»

  • 8-й кл. – Лингвистическое кафе

____________

Руководитель МО, учителя русского языка и литературы

Контрольно-аналитический этап

6 день

Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Учителя русского языка и литературы


ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! 
Всем! Всем! Всем!

УЧЕНИКАМ 5-11 классов!!!

http://cdo-nnov.ucoz.ru/Pictures/images.jpg

План предметной недели русского языка и литературы


1 день - Остров “Стиль художественный”

Открытие Недели русского языка. Линейка, посвященная открытию недели

Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (5–11е кл.)


2 день - Остров “Стиль публицистический”

Беседы “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах проводят заранее подготовленные ученики) (5–11е кл.)

Конкурс стен газет (5–11е кл.)

Конкурс на лучшее высказывание «Что для меня значит Русский язык» (5–11е кл.)

9-й кл. – Ток-шоу “Речевой этикет – часть общей культуры человека”


3 день - Остров “Стиль разговорный”

5-6-й кл. – КВН “Увлекательная фразеология”

7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

День вежливости (5–11е кл.)


4 день - Остров “Стиль научный”

Терминологические диктанты (проводятся по разным предметам) (5–11е кл.)

6-й кл. – Игра «В стране фразеологии»

8-й кл. – Лингвистическое кафе


5 день - Остров “Стиль официально-деловой”

Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей


Не пропустите!





Ресурсы, необходимые для реализации проекта

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).

  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).

  3. Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

  4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

  5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).

  6. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).

  7. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (Создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).

  8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).

  9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.

  • принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Ключевые участники проекта, их интересы в проекте

Ученики:

  • продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;

  • блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;

  • откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;

  • найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

Учителя:

  • создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

  • помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

  • познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

Классные коллективы:

  • проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;

  • сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;

  • получат эффективную образовательную среду;

  • заявят о себе в образовательном пространстве школы.

Администрация:

  • проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;

  • получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;

  • пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

Партнеры проекта

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

  • результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);

  • показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;

  • показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.

  • показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития.

Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:

  • в востребованности проекта;

  • в охвате подростков;

  • в привлечении других специалистов, общественности;

  • в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;

  • в уровне культуры участников проекта.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.

Литература

  1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.

  5. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bibliofond.ru/

  2. http://www.bestreferat.ru/

  3. http://festival.1september.ru/

  4. http://lisitsinageo.narod.ru/













Неделя русского языка



Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Программой начальной школы предусмотрено изучение огромного количества понятий и терминов. В связи с этим деятельность учителя и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Исходя из вышеизложенного, по инициативе методического объединения учителей начальных классов в нашей школе второй год проводятся предметные недели.

Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”.

Программа “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка. Открытие.

Вторник. Олимпиады по классам.

Среда. День неожиданностей.

Четверг. Интеллектуальные игры.

Пятница. Линейка. Закрытие.

Оформление зала

Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:

* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.

И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Пословица

* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

А. М. Горький

* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский

* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Пословица

* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…

А. И. Герцен

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.

В. Г. Белинский

* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Содержание “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка, посвящённая открытию

Недели русского языка”

1. Построение.

2. Перекличка.

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.

5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
 
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
 
Выучи русский язык!

6. Ведущий.

Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
 
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

8. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах.

Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке. (См. оформление.)

9. Ведущий.

Неделю русского языка объявляю открытой.

Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”.

1 –ый день. Понедельник.

Линейка. Открытие “Недели русского языка”.

2–ой день. Вторник.

Олимпиады по классам. Из каждого класса будут выявлены 3 ученика, которые лучше всех знают русский язык.

3–ий день. Среда.

День неожиданностей.

В этот день будьте готовы к любым неожиданностям.

4–ый день. Четверг.

День интеллектуальных игр.

В четверг пройдут интеллектуальные игры по параллелям среди победителей олимпиад.

5-ый день. Пятница.

Линейка. Закрытие “Недели русского языка”. Подведение итогов. Награждение победителей.

10. Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.

Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.

На этом плакате написано 12 заданий. Вы можете подойти к плакату с листком бумаги и, прочитав задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.

(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)

11. Объявление о творческо-поисковом задании.

Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.

Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.

Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.

(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)

12. Закрытие линейки.

Линейка объявляется закрытой. Удачи вам всем! Встретимся в пятницу.

Вторник. Материалы олимпиад для 2 – 4 классов см. в Приложении № 1.

Среда. Перед началом уроков каждому классу предлагается задание: к концу учебного дня составить и записать как можно больше слов, используя буквы слова “грамотей”.

Кроме того, во всех классах изымаются тетради по русскому языку, учащиеся работают на листочках, не зная о том, что участвуют в конкурсах на самый грамотный и самый аккуратный класс.

Четверг. Материалы к проведению интеллектуальных игр см. в Приложении № 2.

Пятница. Линейка, посвящённая закрытию

Недели русского языка”

1. Построение.

2. Перекличка.

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”. К какому же выводу пришли наши ученики?

5. Выступление учащихся.

Ученик 1. Грамматика, грамматика – 
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.

Ученик 3. Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Ученик 4. Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

Ученик 5. Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.

Ученик 6. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

6. Подведение итогов. Награждение победителей.

7. Заключительное слово.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!

Олимпиада по русскому языку

(заочный тур)

1. Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор.
Ушёл на многие лета.
Дверь за ним не заперта.

За верно выполненное задание – 6 баллов.

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.

4. Разгадайте ребус:

См. рисунок № 1.

За верно отгаданный ребус – 3 балла.

5. Семь букв. А сколько здесь слов?

См. рисунок № 2.

За каждое слово – 1 балл.

6. Составь как можно больше слов из слова

К А Р Т О Ф Е Л Ь.

За каждое новое слово – 1 балл.

7. Сколько слов можно прочитать в круге?

См. рисунок № 3.

За каждое слово – 1 балл.

8. Прочитай слова:

О

 

 

 

О

 

О

 

О

 

 

 

О

 

 

 

О

 

О

 

О

 

 

 

О

водоем

наводнение

часть дерева

хищная птица

тяжелый металл 

За каждое верно прочитанное слово – 1 балл.

9. Прочитай ребусы:

См. рисунок № 4.

За каждый верно разгаданный ребус по 3 балла.

10. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой “П” – от вас не утаю –
 
Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

11. Прочитай предложение:

См. рисунок № 5.

За верно составленное предложение – 3 балла.

12. На страницах книги зашифрована народная мудрость.

Ключ к шифру – таблица умножения.

Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 – то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.

См. рисунок № 6.

За верно разгаданную народную мудрость – 15 баллов.































Внимание конкурс!!!


Проводится конкурс на лучшее высказывание «Что для меня значит Русский язык».





Работы приносить в кабинет___. 
Срок проведения: __.__.____ - __.__.____


Внимание конкурс!!!



Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе.



Работы приносить в кабинет___. 
Срок проведения: __.__.____ - __.__.____


Внимание конкурс!!!


Творческих работ учащихся «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…» (И.Тургенев) в жанре эссе



Работы приносить в кабинет___. 
Срок проведения: __.__.____ - __.__.____


Внимание конкурс!!!

Предметных газет о русском языке



Работы приносить в кабинет___. 
Срок проведения: __.__.____ - __.__.____






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ