Программа кружка по русскому языку «Развитие коммуникативной компетентности» 10-11 класс
Программа кружка по русскому языку
«Развитие коммуникативной компетентности»
10-11классов
Волкова Марианна Романовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Нижнекамска Республики Татарстан
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах . Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности. Полученными навыками и умениями слушатели курса будут оперировать в практической деятельности и повседневной жизни. По окончании курса учащимся предлагается проверить свои знания выполнением творческой работы.Программа состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста ». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание программы;
основные термины и понятия, необходимые для овладения предметом изучения;
технологию организации учебного процесса;
формы итогового контроля по освоению материала;
требования к результатам освоения предмета изучения;
список использованной литературы.
Цели программы:
1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.(18 часов.)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (20 часов.)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения
написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Тема 3. Анализ текста.(8 часов.)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10часов.)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тема 5.Практическая часть (12 часов)
Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.
Практические работы:
написание сочинений-рассуждений.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению программы.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2.промежуточный (проводится в форме теста)
3.итоговый (в конце курса, проводится в форме теста)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Колли-чество часов
Тема
Вид занятия
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов)
1
2
Текст. Тема и основная мысль текста
Лекция
2
2
Средства связи между частями текста, способы связи в тексте
лекция
3
2
Выделение микротем в тексте
Практическая работа
4
2
Лексические средства организации текста
Лекция
5
2
Морфологические средства организации текста
Лекция
6
2
Синтаксические средства организации текста
Лекция
7
2
Стили речи
Тренировочный
8
2
Типы речи
Тренировочный
9
2
Контрольная работа 1 (промежуточная)
Тренировочный
Тема 2. Лингвистический анализ текста (20 часов)
10
2
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Лекция
11
2
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение
Практикум, комплексное применение знаний
12
2
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.
Практикум, комплексное применение знаний
13
2
Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.
Практикум, комплексное применение знаний
14
2
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.
Практикум, комплексное применение знаний
15-16
4
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.
Практикум, комплексное применение знаний
17-18
4
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
Практикум, комплексное применение знаний
19
2
Промежуточная контрольная работа 2
Тренировочный
Тема 3. Анализ текста. (8 часа)
20
2
Содержание исходного текста.
Лекция
21
2
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.
Практикум, комплексное применение знаний
22
2
Рецензия. Эссе.
Комплексное применение знаний
23
2
Промежуточная контрольная работа 3
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов)
24-25
4
Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
Практикум
26-27
4
Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.
Практикум
28
2
Заключительная часть сочинения.
Практикум
Тема 5. Практическая часть(14 часов)
29-33
10
Тренировочные сочинения.
Практикум
34-35
4
Итоговая контрольная работа.
Комплексное применение знаний
Использованная литература
1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ