Программа внеурочной деятельности клуб путешественников "Грамотеи" 5-6 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №2

с углублённым изучением отдельных предметов»



«Утверждаю» Директор___________________

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» С.В.КАПИТОНОВ Приказ № 412 от «29» августа 2013 г.





Программа внеурочной деятельности

(научно-познавательное направление)


Объединение: Клуб путешественников «Грамотеи»


5 -6 класс




Составитель:

Маврина Ольга Григорьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Федоровская СОШ №2

с углублённым изучением

отдельных предметов»

пгт Федоровский, 2013 г.



Девиз: «Мы сохраним тебя, русская речь,

великое русское слово!»

  1. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для обучающихся 5-6 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово. Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает:

  • «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»;

  • формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения.

Обладание такими способностями – показатель общей языковой культуры человека.

Одной из составляющих языковой культуры является речевая грамотность. Ее формирование, образование – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же русский язык своим содержанием малопривлекателен для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Речевая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность – актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию культуры речи обучающихся.

Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение культурой речи составляет необходимый компонент образованности.

«Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.

II. Цели и задачи.

Основная цель – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского языка. Формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

  • помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

  • знать и применять правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

  • пользоваться нормативными словарями, справочной литературой, интернетом для сбора, оформления и подготовки информации для сообщения.

В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

На занятиях объединения учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок, готовить выступления агитбригады. Выпускать памятки, буклеты, газеты.

  1. Особенности программы

В программе реализован коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется прежде всего через само название объединения «Клуб путешественников», а так же через такие формы работы: как конкурсы, выступления агитбригады, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, музей, КДЦ. Клуб путешественников отправляется в путешествие по «Стране русского языка».

Изучение русского языка в игровой форме приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы. Опора на чувственное восприятие учебного материала. Многообразие используемых видов деятельности и разумное, целесообразное их чередование во время занятия. Обеспечение высокого уровня самостоятельности и активности учащихся на каждом занятии ( присутствие элемента соревнования, развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей уч-ся, а также развитие их творческих способностей). Учащиеся приобретут при изучении программы языковую и речевую компетенции.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на изучение русского языка в игровой форме и возможность просвещения масс учащихся руками самих учащихся. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи школьников.

Основные формы организации занятий:

-беседы,

-выступления агитбригады,

-самостоятельная работа учащихся,

-сообщения,

-доклады,

-буклеты,

-газета,

-путевой дневник.

- увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала,

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала,

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями,

– викторины на лучшего знатока русского слова,

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы.

IV. Описание места курса в учебном плане

На изучение данного курса в 5-6 классах в школьном плане внеурочной деятельности отведен 1 час в неделю (35 часов в год).

V. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

  • уважительное отношение к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • умение осознавать и выражать свои эмоции;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к России, языку, культуре;

  • интерес к ведению диалога с автором текста;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое слово.

Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД)):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью;

  • корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение задавать вопросы;

  • адекватное восприятие и понимание информации;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • способность участвовать в речевом общении;

Предметные результаты

  • знать нормы литературного языка;

  • правильно подбирать лексические понятия;

  • работать с предложенным текстом;

  • сохранять стиль речи до конца высказывания;

  • грамматически правильно выстраивать свою речь;

  • усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности;

  • уметь воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему;

  • работать над благозвучием собственной речи;

  • составлять собственное выступление с учетом предъявляемых требований.

VI. Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

  • наблюдение за активностью на занятиях;

  • результаты выполнения предложенных заданий;

  • создание путевых дневников;

  • выступление перед учащимися;

  • выпуск буклетов, газеты.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

VII. Содержание курса

Раздел 1: Введение. Знакомство.

Презентация программы Клуба путешественников «Грамотеи» на классных часах в 5-6 классах. Заполнение анкеты. Знакомство с картой путешествий клуба «Грамотеи». Игра «Наш прекрасный русский язык» с использованием интерактивного тренажера.

Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

Выступление с сообщением «Как появилась устная и письменная речь»

Создание путевого дневника.

Раздел 1: Пещера Открытий.

Как люди научились говорить и писать. Значение речи и письма в развитии человеческой культуры. Занимательные творческие игры: «Рисованное слово», «По алфавиту», загадки, ребусы, криптограммы.

«Ием в гости». Посещение школьной библиотеки. «Конкурс грамотеев» на базе библиотеки.

Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады.

Агитбригада «Мы – за, мы – против!» 5 класс.

Выпуск буклета «Запоминалка для школьников»

Заполнение путевого дневника.

Раздел 2: Улица Алфавита.

История букв русского алфавита. Конкурс смекалистых с использованием интерактивного тренажера.

Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

Выступление с сообщением «Как появился русский алфавит».

Раздел 3: Сквер Знатоков языка.

Игра-путешествие «В гостях у русского языка».

Выпуск буклета «Слова вежливости в нашей речи»

Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады.

Агитбригада «Язык мой – друг мой!»

Заполнение путевого дневника.

Раздел 4: Озеро Забавных превращений слов.

Игры в слова с целью развития чутья к языку: анаграммы, гр пиктограммы, логогрифы, палиндромы. Использование

интерактивного тренажера.

«Идем в гости». Посещение поселковой библиотеки.

Игра «Пасьянс».

Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

Выступление с сообщением «Язык – есть!»

Раздел 5: Аллея Сокровищ русского языка.

Многозначность – одно из проявлений словарного богатства языка. Слова-тезки. Одно и то же, но по-разному. Слова с противоположным значением. Игры: «Аукцион многозначных слов», «Лото», «Третий лишний», «Антонимы-характеристики». Использование интерактивного тренажера.

«Идем в гости». Посещение кружка «русская словесность» в ФЦДО. Игра «Самый умный»

Агитационные листовки «За чистоту русского языка!»

Заполнение путевого дневника.

Раздел 6: Музей слова.

«Почему их так называют?» (Происхождение слов.) Старые и новые слова. Слова-пришельцы. Анализ текстов. Загадки, кроссворды, ребусы.

Выступление с сообщением «Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте».

«Идем в гости». Посещение музея в КДЦ «Премьер»

Пл Раздел 7: Площадь Достижений.

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает-

собирает».

Выпуск газеты «Алфавит»

Заполнение путевого дневника.

Завершение путешествия. Праздник Русского языка.

Выставка и презентация путевых дневников.















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


Клуб путешественников «Грамотеи»


Класс 5-6


Учитель Маврина Ольга Григорьевна


Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;





















на 2013 – 2014 учебный год

дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

ИКТ

план

факт

Теоретическая часть/

формы

Практическая часть/формы

1 четверть

1

2.09


Раздел 1: Введение. Знакомство.

Презентация программы Клуба путешественников «Грамотеи» на классных часах в 5-6 классах. Заполнение анкеты. Знакомство с картой путешествий клуба «Грамотеи». Игра «Наш прекрасный русский язык» с использованием интерактивного тренажера.


1

0,5

/беседа/

0,5

/работа в группах/

-Использование для презентации клуба Microsoft Office PowerPoint,

-электронная обработка анкет в Microsoft Office Excel,

-создание странички

клуба в http://vk.com/

- Интерактивный тренажер

http://school-collection.edu.ru/

http://sv.ucoz.ru/

http://www.alleng.ru/

http://metodisty.ru

2

9.09


Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

1


1/работа в группах/

Использование Microsoft Office PowerPoint

http://www.razumniki.ru/

3

16.09


Выступление с сообщением «Как появилась устная и письменная речь»

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

4

23.09


Создание путевого дневника.

1


1/индивидуальная творческая работа/

Использование Microsoft Office PowerPoint

5

30.09


Раздел 1: Пещера Открытий.

Как люди научились говорить и писать. Значение речи и письма в развитии человеческой культуры. Занимательные творческие игры: «Рисованное слово», «По алфавиту», загадки, ребусы, криптограммы.

1

0,5

/беседа/

0,5

/работа в группах/

Использование Microsoft Office PowerPoint

6

07.10


«Идем в гости». Посещение школьной библиотеки. «Конкурс грамотеев» на базе библиотеки.

1


1/экскурсия, игра/


7-8

14.10

21.10


Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады.

2


2/КТД/

Microsoft Office Word

9

28.10


Агитбригада «Мы – за, мы – против!» 5 класс.

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

10

11.11


Выпуск буклета «Запоминалка для школьников»

1


1/КТД/

Microsoft Office Publisher

11

18.11


Заполнение путевого дневника.

1


1/индивидуальная творческая работа/


12

25.11


Раздел 2: Улица Алфавита.

История букв русского алфавита. Конкурс смекалистых с использованием интерактивного тренажера «Фразеологический алфавит»

1

0,5

/беседа/

0,5

/работа в группах/

-Использование Microsoft Office PowerPoint

- Интерактивный тренажер

http://school-collection.edu.ru/

http://sv.ucoz.ru/

http://www.alleng.ru/

http://metodisty.ru

13

02.12


Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

1


1/индивидуальная творческая работа/

Использование Microsoft Office PowerPoint

http://www.razumniki.ru/

14

09.12


Выступление с сообщением «Как появился русский алфавит».

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

15

16.12


Раздел 3: Сквер Знатоков языка.

Игра-путешествие «В гостях у русского языка».

1


1/игра/

Использование Microsoft Office PowerPoint

16

23.12


Выпуск буклета «Слова вежливости в нашей речи»

1


1/КТД/

Microsoft Office Publisher

17-18



Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады.

2


2/КТД/

Microsoft Office Word

19



Агитбригада «Язык мой – друг мой!»

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

20



Заполнение путевого дневника.

1


1/индивидуальная творческая работа/


21



Раздел 4: Озеро Забавных превращений слов.

Игры в слова с целью развития чутья к языку: анаграммы, гр пиктограммы, логогрифы, палиндромы. Использование

интерактивного тренажера.

1


1

/игра/

-Интерактивный тренажер

http://school-collection.edu.ru/

http://sv.ucoz.ru/

http://www.alleng.ru/

http://metodisty.ru

22



«Идем в гости». Посещение поселковой библиотеки.

Игра «Пасьянс».

1


1/экскурсия, игра/

Использование Microsoft Office PowerPoint

23



Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией).

1


1/индивидуальная творческая работа/

Использование Microsoft Office PowerPoint

http://www.razumniki.ru/

24



Выступление с сообщением «Язык – есть!»

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

25



Раздел 5: Аллея Сокровищ русского языка.

Многозначность – одно из проявлений словарного богатства языка. Слова-тезки. Одно и то же, но по-разному. Слова с противоположным значением. Игры: «Аукцион многозначных слов», «Лото», «Третий лишний», «Антонимы-характеристики». Использование интерактивного тренажера.

1

0,5

/беседа/

0,5

/работа в группах/

- Интерактивный тренажер

http://school-collection.edu.ru/

http://sv.ucoz.ru/

http://www.alleng.ru/

http://metodisty.ru

26



«Идем в гости». Посещение кружка «русская словесность» в ФЦДО. Игра «Самый умный»

1


1/экскурсия, игра/

Использование Microsoft Office PowerPoint

27



Выпуск агитационных листовок «За чистоту русского языка!»

1


1/индивидуальная творческая работа/

Microsoft Office Publisher

28



Заполнение путевого дневника.

1


1/индивидуальная творческая работа/


29



Раздел 6: Музей слова.

«Почему их так называют?» (Происхождение слов.) Старые и новые слова. Слова-пришельцы. Анализ текстов. Загадки, кроссворды, ребусы.

1

0,5

/беседа/

0,5/работа в группах/

Использование Microsoft Office PowerPoint

30



Выступление с сообщением «Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте».

1


1/выступление/

Использование Microsoft Office PowerPoint

http://www.razumniki.ru/

31



«Идем в гости». Посещение музея в КДЦ «Премьер»

1


1/экскурсия/


32



Пл Раздел 7: Площадь Достижений.

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает-

собирает».

1

0,5

/беседа/

0,5 /КТД/

Использование Microsoft Office PowerPoint

33



Выпуск газеты «Алфавит»

1


1/КТД/

Microsoft Office Word

34



Заполнение путевого дневника.

1


1/индивидуальная творческая работа/


35



Завершение путешествия. Праздник Русского языка.

Выставка и презентация путевых дневников.

1


1/КТД/Выставка/





И ИТОГО

35

3

32


Список литературы:

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998

  3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998

  4. 4. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.

  5. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,
    Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

  6. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989

10. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000

  1. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999

  4. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002

  5. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996

  6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989

  7. Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ