Рабочая программа по факультативному курсу «Школьная риторика» 6 класс 2014-2015 уч.год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1

Благовещенского района Алтайского края»



Рассмотрено Согласовано: Утверждено:

на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы

Котелянец З.И. Часовникова Е.В. Турецкая В.П.

Протокол №____от___









Рабочая программа

по факультативному курсу

«Школьная риторика»

6А, 6Б классы

на 2014-2015 уч.год.







Составитель:

учитель русского языка и литературы

Пашотина Людмила Владимировна.









Леньки 2014

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс «Школьной риторики» в 6 классе направлен на формирование

коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет

выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть

взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в

частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории

общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –

самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой,

искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение

эффективному общению, общающийся человек.

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в

классической риторике называлось общей риторикой;

второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой

которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например,

степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые

жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать

адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои

неудачи и промахи и т.п

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим

научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий

достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь

действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и

писать. Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы

преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако

на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение

компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более

сложных вопросов:

что сказал говорящий (пишущий)

что хотел сказать (написать);

что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал

РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е.

насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но

и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на

определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это

важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное

для общения, если это важно).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса по предмету « Школьная риторика».

Для реализации целей и задач обучения риторике по данной программе

используется УМК по риторике Образовательной системы «Школа 2100» (издательство

«Баласс»)

1. Школьная риторика под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. 2 части.

2. Школьная риторика под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. Методические

рекомендации.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на

уроках риторики, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках

информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми

графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется

готовность и привычка к практическому применению новых информационных

технологий.

Содержание программы и требования к уровню подготовки

Идеи курса:

Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей

(ценностей) жизни.

Основные умения (два типа):

Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:

степень эффективности общения;

уровень владения языком;

корректность поведения.

Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке

«Речевые жанры», в частности, умения:

ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);

формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное

намерение;

определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

Риторические умения Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка,

фрагмента фильма. Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто

говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).

У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. По

количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное

несловесное.

Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная

вежливость. Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба,

отказ, комплимент, спор. Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог. Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.

У–1. Критически оценивать слушание собеседников. Слушание. Правила для

слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы

рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.

У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. Чтение и его

суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.

У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. Письмо. Правка текста.

Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени

последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

У–2. Распределять дыхание. Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.

У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.

У–1. Определять нарушения в точности речи. Правильная речь. Надо – нельзя.

Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари.

Ортология.

Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное

качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1.

Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается.

Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного

и краткого).

У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные. Речь деловая. Объявление устное и

письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их. Речь художественная.

Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях. Речь разговорная. Рассказ о себе.


Календарно – тематическое планирование.



Тема урока.

Кол-во

часов.

Дата провед.

1

Общение.

1

1 неделя

2

Виды общения

1

2 неделя

3

Обращение

1

3 неделя

4

Великая сила голоса.

1

4 неделя

5

Жесты, жесты, жесты.

1

5 неделя

6

Виды речевой деятельности

1

6 неделя

7

Устная речь

1

7 неделя

8-9

Учимся слушать информационную речь

2

8 -9 неделя

10

Побеседуем

1

10 неделя

11

Можно ли управлять спором

1

11 неделя

12

Учимся читать учебную книгу.

1

12 неделя

13-14

Учимся отвечать.

2

13-14 неделя

15

Изобретаем…речь

1

15 неделя

16

Речевые жанры

1

16 неделя

17-18

Вторичные тексты

2

17-18 неделя

19

Аннотация.

1

19 неделя

20

Предисловие

1

20 неделя

21

Отзыв

1

21 неделя

22

Штампы и находки.

1

22 неделя

23-24

Личное письмо

2

23-24 неделя

25

Дневниковые записи.

1

25 неделя

26

Похвальное слово.

1

26 неделя

27-28

Интервью.

2

27-28 неделя

29

Красна речь притчею.

1

29 неделя

30

Классное собрание.

1

30 неделя

31-32

Бывальщины.

2

31-32 неделя

33-34

Слово ритора изменяет ход истории.

2

33-34 неделя


Использованная литература.

  1. Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Речь и культура общения/

  2. Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург:

Сократ,2001.

  1. Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Речь и культура общения/

Практическая риторика: Учебное пособие для 6 класса. Екатеринбург:

Сократ,2001.

  1. Д.И.Архарова, Т.А.Долинина. Играем – учимся. Учимся играя. Сборник

коммуникативных игр и речевых упражнений. Екатеринбург 1998 г.

  1. Т.В.Матвеева. 15 уроков по культуре речи. Екатеринбург : Сократ,1998 г.

  2. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости.-М.,1976.

  3. Школьная риторика: 6 класс: Пособие для учащихся. Под.

ред. Т. А. Ладыженской.-М.,2003

  1. Шкатова Л. А. Задачник по этикету. Учебное пособие для учащихся 5-7

классов.-Челябинск,1996.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ