РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Программа рассчитана на 136 учебных часа (4 часа в неделю), из них на развитие речи – 25 часа, контрольных работ – 10 часов.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
Обучение русскому языку в 7 классе: методические рекомендации к учебнику 7 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.Т.Баранов; научн. Рд. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Повторение и контроль знаний русский язык 7 класс (CD) методическое пособие с электронным приложением М.: «Планета»
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к
уровню подготовки
Вид контроля,
измерители
Дата пров-я
Пл
Фак
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Русский язык как развивающиеся явление
1
Урок усвоения новых знаний
Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков. Русский язык -национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
Вопросы учителя
Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание: доказать, что язык - общественное явление
2
Синтаксис. Синтаксический разбор
1
Повторительно-обобщающие уроки
Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Практикум
Знать, чем отличаются:
- словосочетания от предложений,
- простые предложения от сложных,
- главные члены предложения от
второстепенных.
Уметь расставлять
знаки препинания в простом и сложном предложениях;
выполнять синтаксический разбор, составлять
схемы
Графический,
объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам
3
Пунктуация . Пунктуационный разбор
1
Урок формирования знаний, умений и навыков
Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения
Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.
Уметь составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.
Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания
4
Лексикология и фразеология
1
Повторительно-обобщающие уроки
Лексический состав языка. Лексические нормы
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные 5тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении
Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем
5
Фонетика
и
орфоэпия
1
Повторительно- обобщающий урок
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм Порядок фонетического разбора, беседа, составление таблицы
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи
Фонетический разбор, тест, самостоятельная работа
6
Словообразование и орфография
1
Повторительно-обобщающий урок
Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем.
Связь орфографии и словообразования
Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки. Опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова.
Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»
7
Морфемный и словообразовательный разборы
1
Урок формирования знаний, умений и навыков
Практикум, анализ текста
Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора
Уметь различать одинаково звучащие морфемы. Продолжать работу по овладению орфографическими навыками
Буквенный диктант, орфографическая диктовка
8-9
Морфология и орфография
1
Повторительно-обобщающий урок
Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. Правописание окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, правописание корней, правописание наречий.
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
Работа по
карточкам, предупредительный диктант Комплексный анализ текста.
10
Морфология и орфография
(урок-практикум)
1
Повторительно-обобщающий урок
Тренировочные упражнения, разборы
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
диктант, творческое и осложненное списывание, тест
11
Контрольная работа
1
Урок контроля
Правописание частей речи. Члены предложения.
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
Диктант с грамматическим заданием
12
Pазвитие речи
Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта
1
Урок
развития
речи
Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения
Уметь составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте; доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений; определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу; делить текст на абзацы; озаглавливать текст.
Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план
13-14
Стили литературного языка
2
Урок
развития
речи
Текст. Средства связи предложений в тексте Стилевые черты.
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения
Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы.
Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план
15
Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
1
Урок
развития
речи
Рассматривание репродукции, беседа по картине, подбор рабочих материалов, составление плана
Уметь составлять план сочинения по картине, собирать материалы к сочинению
Вопросы учителя
16
Причастие. Понятие о причастии
1
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Анализ текста записанного на доске, работа с учебником, практикум
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Выполнение упражнений, словарная работа.
Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи.
17
Публицистический стиль
1
Урок
развития
речи
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля
Свободный диктант
Составление таблицы «Публицистический стиль и его признаки», чтение текстов, их сравнение, анализ
18
Морфологические признаки глагола у причастия
1
Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: работа с учебником, самостоятельная работа
Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола
Уметь находить причастия в тексте, использовать в речи
Распределительный диктант
19
Морфологические признаки прилагательного у причастия
1
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: работа с учебником, самостоятельная работа
Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного
Уметь находить причастия в тексте, редактировать текст
Орфографическая диктовка, тестирование, работа по карточкам
20
Склонение причастий
1
Урок усвоения новых знаний
Работа с учебником. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму
Уметь редактировать текст, в котором используются причастия
Осложнённое списывание, выборочный диктант
21
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
1
Урок усвоения новых знаний
Беседа. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота
Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого.
Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом
Объяснительный, распределительный диктанты
22
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
1
Урок
закрепления изученного
Правильное построение предложений с причастным оборотом
Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом.
Уметь предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимических конструкций
Работа по карточкам. Редактирование текста
23-24
Описание внешности человека
1
Урок развития речи
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова)
Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет».
Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др.,
Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.
25
Сочинение-описание по картине
1
Урок развития речи
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы». Работа с черновиками
Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности
Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета»
Сочинение – описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»
26
Действительные и страдательные причастия
1
Урок усвоения новых знаний
Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления
Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания
Распределительный диктант
27
Действительные причастия настоящего времени.
1
Урок усвоения новых знаний
Образование действительных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах действительных причастий.
Знать способы образования действительных причастий настоящего времени.
Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах –ущ-/-ющ-, -ащ- / -ящ-.
Составление
таблицы
28
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
1
Урок
закрепления изученного
Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека
29
Действительные причастия прошедшего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы
Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю
Творческое списывание
30
Изложение п (по тексту упр.100) от 3-го лица
1
Урок развития речи
Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица
Знать признаки текста
Уметь выделять основную мысль, его тему, составлять план, создавать собственный текст
Изложение от 3-го лица
31
Страдательные причастия настоящего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия
Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени;
Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные
причастия настоящего времени страдательными; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот.
Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа
32
Страдательные причастия прошедшего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Знакомство со способами образования страд. прич. прош.вр. и написанием их суффиксов; формирование навыка написания прич. прош. вр.
Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий
Объяснение учителя, элементы сопоставительного анализа, повторение пройденного (правописание прилагательных), словарная работа
33
Полные и краткие страдательные причастия
1
Урок усвоения новых знаний
Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его
стиль.
Тест.
Выборочный
диктант
34
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1
Урок
закрепления изученного
Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия
Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом
Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста
35-36
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
1
Урок усвоения и закрепления изученного
Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола
Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи
Комментированное списывание, распределительный диктант. Изложение-миниатюра
37
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
1
Урок усвоения новых знаний
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи
Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
38
Морфологический разбор причастия
1
Урок усвоения новых знаний
Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора прич.; отработать умение разбирать прич. Морфологически.
Знать порядок морфологического разбора причастия.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия.
Работа с учебником, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа
39-40
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
2
Урок усвоения новых знаний
Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями
Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.
Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями).
Повторение изученного, объяснение учителя, беседа по вопросам, словарная работа.
41
Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М,А. Шолохова «Судьба человека»
1
Уроки
развития
речи
Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания предмета.
Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль .
Отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи
Изложение
42
Буквы Е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Правописание гласных в суффиксах страдательных
причастий
Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих
Контрольный
словарный диктант. Выборочный диктант
43
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
1
Повторительно-обобщающий урок
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий
Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с при- vчастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом
Работа с текстами разных стилей и жанров
44
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Многоаспектный анализ текста
Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации
Комплексный анализ текста
45
Анализ контрольной работы
1
Урок
коррекции
знаний
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками
46
Деепричастие как часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий
Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий.
Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения
Объяснительный диктант, беседа по вопросам, составление таблицы
47
Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия
1
Урок усвоения новых знаний
Вид деепричастия
Повторение материала предыдущего урока
Знать глагольные и наречные признаки деепричастия
Уметь находить деепричастия в тексте, определять его постоянные и непостоянные признаки.
Анализ текста, выборочный диктант, беседа по вопросам
48
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
1
Урок усвоения новых знаний
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям
Комментированный диктант, работа с учебником, тест
49
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
1
Урок усвоения
новых
знаний
Условия написания НЕ с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными
Знать правило правописания НЕ с деепричастиями.
Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему
Работа по
Карточкам, работа с фразеологизмами, комментированное письмо
50
Деепричастия несовершенного вида
1
Урок усвоения новых знаний
Деепричастия несовершенного вида и их образование
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий
Диктант «Проверь себя», работа с учебником, орфографическая пятиминутка
51
Деепричастия совершенного вида
1
Урок
Сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование
Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом
Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом
Анализ текста, беседа, работа с учебником
52-53
Развитие речи.
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц)
1
Уроки
развития
речи
Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности
Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Коллективное составление плана, сочинение
54
Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
1
Повторительно-
обобщающий урок
(игра «Брейн-
ринг»)
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте . .„,...
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Редактирование текста, осложнённое
списывание
55
Повторение по теме «Деепричастие»
1
Урок
закрепления изученного
Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор
Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации; использовать свойства деепричастий «дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи, высказывать собственные суждения, делать выводы; анализируя, определять роль деепричастий в художественном тексте
Комплексная работа с текстом, элементарный анализ художественных текстов, выявление особенностей употребления деепричастий в них
56
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Диктант
57
Анализ
Контрольного диктанта
1
Урок коррекции
знаний
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками
58
Наречие как часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов
Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом
59-60
Смысловые группы наречий
2
Урок
усвоения
новых
знаний
Разряды наречий по значению. Употребление наречий
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли
Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения
61
Развитие речи.
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
1
Уроки
развития
речи
Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)
Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы
Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста
62-63
Степени
сравнения
наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Образование степеней сравнения наречий
Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов;
уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков
Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения
64
Морфологический разбор наречия
1
Повторительно-обобщающий
урок
Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей
речи
Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов
Распределительный диктант. Устный ответ; что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?
65
Контрольный диктант по теме «Наречие»
1
Урок контроля
Систематизация знаний
Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка
Диктант
66
Слитное и
раздельное
написание написание не с наречиями на –о и -е
1
Урок
усвоения
новых
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания
Подобрать к наречиям синонимы с приставкой не, затем антонимы
67
Буквы Е-И в
приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Правописание отрицательных наречий
Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях
Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях?
68
Изложение с элементами сочинения «Когда были открыты драгоценные камни»
1
Уроки развития
речи
Составление плана по тексту
Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий
Изложение
69
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е
1
Усвоение новых знаний
Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-Е
Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и
-е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения
70
Описание действий человека.
1
Уроки развития
речи
Особенности описания действия как вида текста, его структура, языковые особенности
Уметь выявлять роль текстов –описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах.
Соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий
Мини репортаж, беседа, корректура текста
71
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
1
Усвоение новых знаний
Условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формирование навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова.
Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Объяснительный диктант, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа. 2. Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.
72
Буквы –о, а на конце наречий
1
Усвоение новых знаний
Формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.
Знать условия выбора букв о и а на конце наречий.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Лингвистический разбор, тренировочные упражнения
73
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»
1
Урок развития речи
Совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников,навыки устной и письменной речи
Знать особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине.
Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).
Описание животного, внешности и действий человека по картине
74-75
Дефис между частями слова в наречиях.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Формирование навыка написания дефиса в наречиях.
Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.
Повторение пройденного, объяснения учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа
76
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем.
Лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений
77
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Опознавательный признак написания Ь на конце наречий
Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова.
Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения.
78
Обобщение по теме «Наречие».
1
Систематизация и обобщение знаний о наречии.
Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий
Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений
Лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения
79
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Проверить знания учеников; закрепить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разб
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
Диктант, грамматический разбор
80-81
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор слов категории состояния.
1
Усвоение новых знаний
Неизменяемость-грамматический признак слов. План морфологического разбора
Знать значение категории состояния; знать, синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
Производить морфологический разбор
Объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.
82
Сжатое изложение с описанием состояния природы.
(К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)
1
Урок развития речи
Характеристика сжатого изложения. Обобщенная форма передачи исходного текста
Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях.
Анализ текста, написание изложения
83-84
Самостоятельные и служебные части речи.
2
Усвоение новых знаний
Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
Беседа, анализ текста, работа с учебником
85
Предлог как часть речи.
1
Усвоение новых знаний
Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.
Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания.
Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлог.
Лингвистический разбор, объяснение учителя, элементы сопоставительного анализа, словарная работа, выполнение упражнений.
86
Употребление предлогов.
1
Усвоение новых знаний
Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиям.
Знать об однозначных и многозначных предлогах.
Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирование словосочетаний, словарная работа, выполнение упражнений
87-88
Непроизводные и производные предлоги.
2
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.
Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных.
Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;
беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирование словосочетаний, словарная работа, выполнение упражнений.
89
Простые и составные предлоги.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Простые и составные предлоги
Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении.. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.
Знать, какие предлоги являются простыми, какие — составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.
Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.
работа по предупреждению речевых ошибок, самостоятельная работа, выполнение упражнений, элементы анализа текста.
90
Морфологический разбор предлогов
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов
Знать порядок морфологического разбора предлога.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.
Лингвистический разбор, выразительное чтение, элементы анализа текста.
91-92
Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
2
Урок развития речи
Словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, репортаж как жанр.
Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.
Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.
словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, устное описание картины.
93
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов;
Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.
Анализ сочинений, объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа
94
Повторение по теме «Предлог»
1
Комбинированный
Систематизация знаний по теме
Знать морфологические признаки предлога, их классификацию и орфографию
Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи.
Свободный диктант, практическая работа
95
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Проверить знания учеников; закрепить орфографические и синтаксические навыки,
Знать морфологические признаки предлога, орфографию
Уметь применять изученные орфографические правила
Диктант
96
Союз как часть речи
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы
Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.
Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.
Беседа по вопросам, объяснения учителя, элементы анализа текста, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа
97
Простые и составные союзы
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Расширить знания учеников о простых и составных союзах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления плана.
Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными.
Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами.
Элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.
98
Союзы сочинительные и подчинительные
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов
Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные.
Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа, конструирование и разбор предложений, построение схем.
99
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов.
Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.
Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.
Объяснение учителя, конструирование предложений, выполнение упражнений, построение схем.
100
Сочинительные союзы
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Познакомить уч-ся с группами сочинит. союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинит. союзов, употребленных для связи связного текста.
Знать группы сочинительных союзов по значению,
Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов, употреблять запятую между однородными членами предложения;
выполнение упражнений, словарная работа, конструирование и синтаксический разбор предложений, построение схем.
101
Подчинительные союзы
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Познакомить с группами подчинит. союзов, показать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинит. союзами.
Знать группы подчинительных союзов по значению;
Уметь определять значения подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам.
выполнение упражнений, словарная работа, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, построение схем.
102
Морфологический разбор союза
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению.
Знать порядок морфологического разбора союза.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза.
Самостоятельное изучение теоретического материала, объяснения учителя, элементы анализа текста, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа.
103
Сочинение «Книга наш друг и советчик»
1
Развитие речи
Особенности структуры рассуждения: тезис, аргументы, вывод; доказательство от противного.
Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.
Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.
Элементы сопоставительного анализа текстов, обмен мнениями, составление плана, самостоятельная работа.
104
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато
Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа текста, выполнение упражнений, словарная работа.
105
Обобщающий урок по теме «Союз»
1
Обобщающий урок
Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов.
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски.
Беседа по вопросам, сообщения учеников, лингвистический разбор
106
Контрольный диктант
1
Контроль знаний
Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов.
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме.
Диктовка с последующей самопроверкой. Грамматические задания
107
Частица как часть речи
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении
Знать определение частицы как части речи.
Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.
Объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.
108
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы
Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами.
Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; употреблять формообразующие частицы в предложении.
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
109-110
Смысловые частицы
2
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Что выражают смысловые частицы, их употребление в речи, работа с текстом.
Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; группы смысловых частиц.
Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
111
Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом»
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Структура сочинения -рассуждения
Знать признаки текста
Уметь выстраивать структуру сочинения, выражать свое мнение, использовать в речи частицы
Работа с упр.374, написание сочинения
112
Раздельное и дефисное написание частиц
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах.
Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.
Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.
выполнение упражнений, выразительное чтение.
113-114
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
2
Развитие речи
Развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.
Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.
Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; произносить этот текст (не читая).
игровая ситуация, составление плана, устное описание картины.
115
Морфологический разбор частиц
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Общее значение, правописание частиц. План и образец устного и письменного разбора частицы как части речи.
Знать порядок морфологического разбора частицы.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы.
объяснения учителя, элементы анализа текста, тренировочные упражнения.
116
Отрицательные частицы НЕ,НИ
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Роль отрицательных частиц, разнообразие синтаксических конструкций
Знать о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни.
Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения,
Повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений.
117
Различение частицы не и приставки не.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Способы различения частицы НЕ, приставки НЕ, и части корня, составление таблицы.
Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.
Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.
Объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа
118
СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ ПО ДАННОМУ СЮЖЕТУ
1
Развитие речи
Вымышленный рассказ, стили речи, раскрытие морального облика героев, характеры, мотивы поступков.
Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога.
Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев.
Пояснения учителя, элементы сопоставительного анализа текста, составление плана, устные рассказы, написание сочинения.
119
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Теоретические сведения о написании частицы НИ, приставки НИ, союза НИ-НИ
Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни.
Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни; союз ни — ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа текста, выполнение упражнений.
120
Обобщение по теме «Частица»
1
Обобщение и закрепление
Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи.
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи.
Словарный диктант, анализ предложений, выполнение упражнений
121
Повторение правописания служебных частей речи
1
Урок повторения и обобщения изученного материала
Систематизация знаний по теме «Служебные части речи»
Владеть основными навыками и умениями по теме
Беседа, творческий диктант, работа по учебнику
122
Контрольный диктант
1
Контроль знаний
Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно
Диктант с грамматическим заданием
123
Междометие как часть речи. Работа над ошибками
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Междометие как частью речи, назначение в языке, употребление в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.
Знать назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление.
Уметь находить междометия в предложении; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи;
Объяснения учителя, составление плана, элементы сопоставительного анализа текста, выполнение упражнений.
124
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Употребление дефиса в междометиях, знаки препинания.
Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.
Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выделять междометия знаками препинания;
объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения.
125-126
Контрольное изложение по тексту В.А. Гиляровского «Москва и москвичи»
2
Развитие речи
Изложение с элементами сочинения
Знать памятку «Как писать изложения», соблюдать орфографические, грамматические , пунктуационные правила.
Работа с текстом, составление плана, написание изложения.
127
Производные междометия
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи;
Знать навыки диалогической речи, уметь отличать производные междометия от самостоятельных частей речи.
объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.
128
Междометия и другие части речи
1
Урок
сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Значение междометий в роли других частей речи.
Знать о значениях междометий в роли других частей речи,
уметь отличать от звукоподражательных слов .
объяснение учителя, выразительное чтение, анализ предложений.
129
Повторение. Фонетика и графика
1
Урок повторения и закрепление изученного
Фонетика и графика как разделы науки о языке.
Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова.
Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; производить фонетический разбор слов.
Беседа по вопросам, фонетический разбор, работа с таблицей, выполнение упражнений.
130
Лексика. Фразеология.
1
Урок повторения и закрепление изученного
Беседа по вопросам, выполнение упражнений, работа со словарями
Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического;
Уметь определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.
Беседа по вопросам, выполнение упражнений, работа со словарями.
131
Морфемика и словообразование
1
Урок повторения и закрепление изученного
Навыки словообразовательного разбора
Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов;
Уметь обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.
132
Морфология.
1
Урок повторения и закрепление изученного
Части речи, их общее значение.
Знать определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова.
Уметь определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль производить морфологический разбор слов.
Беседа по вопросам, лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, элементы сопоставительного анализа текста, работа с таблицей, орфоэпическая работа.
133
Орфография.
1
Урок повторения и закрепление изученного
Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе
Знать понятие «орфограмма», соблюдать правописные нормы
Уметь применять изученные орфограммы
Словарный диктант, беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа с учебником, выполнение упражнений.
134
Синтаксис и пунктуация
1
Урок повторения и закрепление изученного
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений
Знать основные теоритические понятия раздела,
Уметь применять изученные пунктуационные правила
Беседа, схематические и цифровые диктанты, самостоятельная работа
135
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля
Проверка ЗУН по всем разделам
Знать основные теоритические знания раздела
Уметь применять изученные правила на письме, выполнять
Диктант с грамматическим заданием
136
Урок –игра «Знай и люби русский язык»
1
Урок обобщения изученного
Применение полученных знаний. Подведение итогов. Анализ контрольной работы
Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных условиях
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ