РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя начальных классов по учебному предмету «Русский язык» 1 класс Базовый уровень


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1


«Принято»

Руководитель МО

_____________ Е. В. Михайлова


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР (по I ступени)

_____________ Е. В. Михайлова


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________ И.Н.Павлов



Приказ № ___ от «___»____2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Щербаковой Юлии Викторовны

(вторая квалификационная категория)

по учебному предмету «Русский язык»

1 класс

Базовый уровень









Рецензент – Заместитель директора школы

по УВР (по I ступени)

Е.В.Михайлова (I КК)

2014 - 2015

учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по русскому языку


Данная рабочая программа разработана на основ Данная рабочая программа разработана на основе:


федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,

базисного учебного плана для начальной школы.

Программы общеобразовательных учреждений: «М. С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина Программа 1-4 классы». - Смоленск «Ассоциация XXI век». 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения). - Примерная программа по русскому языку (с. 9-43)

реализуется средствами предмета «Русский язык. Обучение грамоте» на основе авторской программы Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетеньковой, под редакцией М. С. Соловейчик и предмета «Русский язык» на основе авторской программы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011; учебно-методический комплект «Гармония»).


Основной целью блока «Русский язык. Обучение грамоте» является освоение графики русского языка на основе осмысления детьми её закономерностей.

При этом решаются следующие задачи:

- обеспечение введения ребёнка в мир наблюдений за языком (за лексическим значением слов, за их строением и изменением, за взаимосвязью между лексическим значением и его звуковым составом, ударением);

- формирование основ фонетических умений первоклассников, что необходимо для успешного освоения как русской графики, так и орфографии, а следовательно, для дальнейшего обучения грамотному письму;

- знакомство (на практическом уровне) с признаками наиболее распространённых орфограмм («опасных при письме мест»);

- целенаправленное формирование орфографической зоркости школьников;

- создание условий для практического освоения учащимися всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма; для формирования культуры речевого поведения.


Основными целями изучения блока «Русский язык» являются:

- создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование

учебной самостоятельности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.


В соответствии с целями происходит комплексное решение задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становления лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т. ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.


Курс русского языка, реализуется в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом, под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как к его носителю, сформированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку:

a) Осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

b) Приобрести умения разумно пользоваться средствами языка; понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

c) Освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Так как язык - это основное средство общения людей, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет обучение орфографии: совершенствование мотивационной основа обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также системного включения формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 классе отводится:


Предметная область

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по четвертям

Кол-во часов в год по четвертям

Всего





I

II

III-IV

I

II

III-IV

Филология

Русский язык

5

5

5

45

35

85

165

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Обучение грамоте. Прописи «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.- («Гармония»).

2. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

- Смоленск: « Ассоциация XXI век» , 2012. - («Гармония»).

3. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - («Гармония»).


Часы распределены следующим образом:

Блок «Русский язык. Обучение грамоте» - 115 ч.

Добуквенный период -21ч.

Основной период - 85 ч.

Завершающий период -9 ч.

Блок «Русский язык» - 50 ч.

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 классе отводится:

Предметная область

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по четвертям

Кол-во часов в год по четвертям

Всего

I

II

III-IV

I

II

III-IV

Филология

Русский язык

5

5

5-5

45

35

44-38

162



Содержание учебного материала

Содержание программы (165 часов) Блок «Русский язык. Обучение грамоте» (115 часов)

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Добуквенный период (21 ч)

Правильная посадка, положение ручки, разлиновка прописи. Штриховка и раз­ные её виды. Секрет наклонного письма. Элементы букв. Квази-письмо предложе­ний с делением на слова. Квази-письмо слов и предложений с указанием в сло­говых схемах ударных и безударных гласных. Виды соединений элементов букв - нижнее,верхнее, среднее.

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого). Соблюдать правила посадки, кон­тролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разли­новке прописи.

Слушать учителя и выполнять его инструкции.

Выражать своё отношение к уроку, выбирая одну из схем. Оценивать свою работу.

Основной пе­риод (85 ч)

Первые буквы гласных звуков А а -О о, И и- ы, Уу-Ээ. Буквы непарных звон­ких (сонорных) согласных Л л, М м, Н н, Р р. Алгоритм списывания. Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т. В в, П п. Ш ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши». Буквы, обозначающие мягкость

согласных: и, я, е, ю, ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Буква й, непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы. Буквы пар­ных по глухости-звонкости согласных звуков: Зз-Сс, Бб-Пп, Гг-Кк, Цд-т т. Вв-Фф, Жж-Шш. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). Правописание ударных сочетаний «жи-ши». Рассуждаем и пишем. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласны­ми). «Опасности письма»: «ча-ща, чу-щу». Новая «работа» знакомых букв е е, ё ё, ю ю, я я. Разделительные знаки - ь и ь.

Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравни­вать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Выполнять действия, необходи­мые при списывании, и состав­лять с помощью учителя памятку списывания (план действия).

Оценивать выполнение работы и подводить итог урока. Анализировать соединения новой буквы с предыдущей и последую­щими, называть вид соединения и проверять выбранный способ со­единения при записи слогов под диктовку.

Писать под диктовку предложения, самостоятельно составляя схему и вписывая в слоговые дуги буквы в случае их расхождения со звуками. Писать под диктовку, действуя по плану; проверять написанное. Контролировать процесс письма и оценивать свою работу. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

Завершающий период (9 ч)

Алфавит. Умение писать.

Понимать тему урока по заголовку в прописи.

Группировать буквы как буквы гласных и согласных звуков. Записывать слова под диктовку и оп­ределять их алфавитный порядок. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

Блок «Русский язык» (50 часов) 46

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные дей­ствия

Провероч­ные и твор­ческие работы

Язык и речь (15 ч)


Знакомство с учебником рус­ского языка. О нашей речи. Какие бывают слова? Разные языки: родной и ино­странные. Речь устная и письменная.

Осуществлять поиск инфор­мации в учебнике. Вступать в общение, выра­жать свою точку зрения, слу­шать другого, соблюдать пра­вила общения. Планировать свои действия; оценивать правильность вы­полнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Читать и извлекать необходи­мую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые.

Проверочная работа.

Фонетика.

Графика.

Орфография

(23 ч)

Звуки русского языка. Буквы русского языка. Звуки и бук­вы. «Как работают буквы?» Что значит писать правильно?

Принимать и сохранять учеб­ную задачу, выполнять после­довательность действий для её решения; выполнять действия в материализованной громкоре-чевой форме.

Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения друго­го, правильно реагировать на них. Положительно относиться к учению, стремиться умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, груп­пировку, классификацию, преоб­разование материала.

Словарный диктант

Творческое моделирова­ние букв.

Язык. Речь. Практика речевой дея­тельности (8 ч)

Записки. Как пишут письма и телеграммы? Поздравления. Перелистаем учебник.

Строить монологические выска­зывания определённых жанров, учитывая специфику как жанра, так и адресата (партнёра). Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблю­дение морально-этических норм. Принимать информацию, полу­ченную на слух или при чтении учебника, осмысливать её и применять для решения практи­ческих задач.

Творческая работа «Пи­шем записки, письма и те­леграммы».

Комплексная проверочная работа.







Русский язык. Обучение грамоте.

Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи.

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (при восприятии на слух). Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни.

Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.

Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).

Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.

Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.

Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.

Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).

Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений.

Письмо: каллиграфия

Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.

Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.

Письмо: орфография и пунктуация

Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.

Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.







Систематический курс русского языка

Язык и речь. Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Правильное использование, произношение и написание слов, выбор средств языка с учётом ситуации и задач общения, стремление точнее передать свою мысль – проявление культуры человека.

Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языке.

Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления. Способы проявления вежливости в письменной речи, в том числе при обращении. Правило поведения: чужие записки, письма читать нельзя.

Слово. Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Звуки русского языка. Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.

Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Буквы русского языка. Буквы как обозначения звуков; различение звуков и букв. Алфавит: названия букв и их последовательность; использование алфавита в словарях.

Звуки и буквы. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е,ё,ю,я; й (обобщение).

Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.

  1. Овладение правилами правописания: прописная буква в начале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением.

Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.



Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

К концу изучения блока программы «Русский язык. Обучение грамоте» у первоклассников будут сформированы следующие результаты.


Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

- представление о роли языка в речи и жизни людей;

- умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.


Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем. Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в учебнике, в условных обозначениях;

- находить ответы на вопросы в тексте и по иллюстрациям;

- обобщать и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

- разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

- различать звуки гласные и согласные, гласные ударные безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й'];

- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

- выделять слоги, различать ударные и безударные;

- различать гласные буквы, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.


Первоклассник получит возможность научиться:

- выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой они произносятся, определять нужный знак препинания для её обозначения;

- различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости согласные, для парных по глухости-звонкости определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).


Первоклассник научится:

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

- правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

- осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];

- обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, предложении «опасные при письме места»;

- применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- различать два вида чтения: «как говорим» и «как написано» (орфоэпическое и орфографическое);

- писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по освоенной технологии.


Первоклассник получит возможность научиться:

- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

- в целом оценивать качество своего письма;

-различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;

- применять освоенные правила переноса слов;

- успешно проверять написанное.


В результате изучения блока «Русский язык» у первоклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

- первичное представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.


Первоклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учитель, учебник и т.д.;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.


Первоклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.


Первоклассник научится:

Познавательные универсальные учебные действия

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.


Первоклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.


Первоклассник научится:

Коммуникативные универсальные учебные действия

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Первоклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем.


Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области речи, речевой деятельности:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

- пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

- выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;

- под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

- осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

- создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;

- конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.


Первоклассник получит возможность научиться:

- соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

- замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

- в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;

- использовать знание алфавита дл поиска слов в словарях учебника;

- фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);

- читать записи, сделанные «значками звуков», и осознано «переводить» их в буквенные;

- различать деловые сообщения и словесные картинки, формулировать, о чём и что в них говориться;

- создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;

- использовать записи в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.


Первоклассник научится:

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

- различать слово и предложение;

- выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

- различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;

- различать звуки и буквы;

- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й]{без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости _ согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

- обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в собственных именах;

- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя* и не перенося одну букву);

- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

- правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;

- использовать приобретённые каллиграфические умения.


Первоклассник получит возможность научиться:

- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й], пропуски, перестановки и замены букв, нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

- соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые: слушать речь одноклассников на уроке, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учётом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, чёткостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещённых в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить её, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарём учебника.

Создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).


Языковые (фонетико-графические и грамматические): проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники).

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её конца).


Орфографические: замечать буквы, на месте которых встречаются орфограммы. Пользоваться орфографическим словарём учебника.

Списывать и писать под диктовку текст объёмом до 25 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.















Учебно-методические средства обучения

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

1. Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Хочу хорошо писать: Прописи. В 4 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Учебник русского языка для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

4. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

5. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Демонстрационные материалы

1. Кузьменко Н.С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Для учителя:

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С, Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. Поурочные ме­тодические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо пи­сать». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

1. Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя (в сво­бодном доступе на сайте издательства: www.a21vek.ru), 1 класс. - 2011.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

1) алфавит;

2) таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с про­граммой);

3) наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определен­ной в программе;

4) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

5) аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

6) слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).


Электронно-программное обеспечение

1) компьютер;

2)ММ проектор;
































Календарно-тематическое планирование


РУССКИЙ ЯЗЫК. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (115 ч.)

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи

Универсальные учебные действия

Наглядные пособия

ТСО и ИКТ

Добуквенный период(21ч.)

  1. 1.


Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи.

Освое­ние новых знаний


През., компьютерММ проектор


Регулятивные

- Слушать учителя и выполнять его инструкции. Оценивать выполненную работу, выбирая одну из схем (доволен – не доволен своей работой). Понимать и выполнять инструкции учителя, повторять за ним определённые учебные действия и выполнять их относительно самостоятельно в материализованной, громкоречевой форме. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы; оценивать свои действия. Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку.

Предметные: Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно, самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать).

Понимать информацию, представленную рисунками в прописях, и выбирать те образцы, которые соответствуют особенностям ученика (леворукий, праворукий); определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Обводить рисунки по контуру серого цвета. Анализировать картинки, определяя направления движения персонажей: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Анализировать подпись под картинкой, узоры на разлиновке, определяя назначение каждой линии, начало и направление

Познавательные: понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в изобразительной и модельной форме, переводить её в словесную форму. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. Выполнять наблюдения,

Коммуникативные - Говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: представление о роли языка в речи и жизни людей; умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.

  1. 2.


Знакомство со штриховкой и разными её видами.

ОНЗ Ролевая игра


През., компьютер

ММ проектор


  1. 3.


Продолжение знакомства со штриховкой.

ОНЗ


През., компьютер

ММ проектор

Посадка учащихся при письме

  1. 4.


Разные виды штриховки.

ЗИМ


През., компьютер

ММ проектор

  1. 5.


Знакомство с секретом наклонного письма.

ЗИМ



  1. 6.


Знакомство с элементами букв: малая и большая прямые наклонные линии. Квази-письмо предложений с делением на слова.

ОНЗ


През., компьютер

ММ проектор

  1. 7.


Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением внизу влево и вправо. Квази-письмо слов и предложений с указанием слогов в словах.

ОНЗ


През., компьютерММ проектор

  1. 8.


Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением внизу и вверху.

ОНЗ

Р13-1 – Таб-лица


Предметные: анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов.

Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями, подбирать элементы, которые присоединяются к другим тем или иным способом.

Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями, строить на их основе словесные обобщения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.


Регулятивные: проверять возможность соединения элементов букв каждым из выявленных способов; оценивать выполнение работы с точки зрения начертания элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.


Коммуникативные : говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: представление о роли языка в речи и жизни людей; умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.


  1. 9.


Знакомство с элементами букв: верхняя и нижняя петля.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор

  1. 10.


Тренировка в написании изученных элементов букв.

зим


През., компьют., ММ проектор


  1. 11.


Знакомство с элементами букв: малый и большой овалы (влево).

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 12.


Знакомство с элементами букв: малый и большой, левый и правый полуовалы.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 13.


Знакомство с элементами букв: наклонная линия с закруглением внизу.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 14.


Знакомство с элементами букв: малый и большой овалы вправо.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 15.


Знакомство с нижним соединением элементов букв.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 16.


Тренировка в написании элементов букв и их соединений.

ЗИМ


През., компьют.,


  1. 17.


Знакомство со средним соединением элементов букв.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 18.


Знакомство с верхним соединением элементов букв.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор


  1. 19.


Верхнее соединение элементов букв.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор


  1. 20.


Знакомство с верхним соединением элементов букв (продолжение)

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор


  1. 21.


Обобщение: виды соединения элементов букв - нижнее, верхнее, среднее.

ЗИМ




Основной период (84 ч.)

22.


Письмо букв О, о.

ОНЗ


През., компьют.,ММ проектор, образцы написания букв


Познавательные: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Предметные:

Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи. Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи. Писать под диктовку слова и предложения по предложенной технологии.

Пользоваться правилом правописания ударного сочетания «ши».

Регулятивные: проверять умение писать элементы.

Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания.

Действовать при списывании по определённому плану.


Коммуникативные: говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: первичное представление о русском языке как языке страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; сознательного отношения к качеству своей речи.




23.


Письмо буквИ, и - ы.

ОНЗ



24.


Письмо буквЭ, э.

ОНЗ



25.


Письмо букв У,у.

ОНЗ



26.


Письмо букв А, а.

ОНЗ



27.


Письмо букв Л, л.

ОНЗ



28.


Письмо букв М,м.

ОНЗ



29.


Закрепление. Знакомство с алгоритмом списывания.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор, образцы написания букв


30.


Письмо букв Н, н.

ЗИМ



31.


Закрепление.

ОНЗ



32.


Письмо букв Р, р.

ЗИМ



33.


Письмо букв С, с.

ОНЗ



34.


Письмо букв К, к.

ОНЗ



35.


Закрепление.

ЗИМ



36.


Упражнение в чтении и письме.

ОНЗ



37.


Письмо букв. Т, т.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


38.


Письмо букв В, в.

ОНЗ



39.


Закрепление.

ЗИМ



40.


Письмо букв П, п.

ЗИМ



41.


Упражнение в чтении и письме.

ОНЗ



42.


Письмо букв Ш, ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».

ЗИМ



43.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


44.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ



45.


Повторение написания букв ш, в.

ЗИМ



46.


Письмо буквы я.

ОНЗ



47.


Письмо буквы е.

ОНЗ



48.


Закрепление написания изученных букв и слов с ними..

ЗИМ



49.


Письмо буквы ё.

ОНЗ



50.


Закрепление написания изученных букв и слов с ними. .

ЗИМ



51.


Письмо буквы ю.

ОНЗ



52.


Письмо буквы ь.

ОНЗ



53.


«Опасности письма» на месте безударных гласных.

ОНЗ




Личностные: первичное представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.


Регулятивные

Оценивать написанные буквы, сравнивая их с образцом в прописи.

Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку.

- Узнавать и понимать учебную задачу, коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.

Предметные: Анализировать новые буквы, выделять в них неизвестные элементы, обводить их по серому шрифту. Конструировать буквы, узнавать начало письма буквы, обводить буквы по серому шрифту и писать самостоятельно. Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы. Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме. Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма.

Познавательные: ориентироваться на странице букваря и прописей; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме. Читать и понимать прочитанное; извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.

Коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.



54.


Закрепление по теме: «Опасности на письме» на месте безударных гласных..

ЗИМ




55.


Закрепление написания букв ю, ь и слов с ними.

ЗИМ




56.


Письмо букв И й.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


57.


Закрепление и обобщение по теме «Опасности на письме».

ЗИМ



58.


Письмо букв 3 з.

ОНЗ



59.


Закрепление.

зим



60.


Закрепление.

зим



61.


Письмо букв Б б.

ОНЗ



62.


Закрепление.

ЗИМ



63.


Письмо букв Г г.

ОНЗ



64.


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

ОНЗ




65.


Закрепление.

ЗИМ




66.


Письмо букв Д д.

ОНЗ




67


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

ОНЗ




68


Письмо букв Ф ф.

ОНЗ




69.


Закрепление сведений об «опасностях письма».

ЗИМ




70.


Повторение изученного.

ЗИМ




71.


Письмо букв Ж ж. Рассуждаем и пишем.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


72.


Правописание ударных сочетаний «жи-ши».

ОНЗ




73.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




74.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




75.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




76.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




77.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




78.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




79.


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




80.


«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).

ОНЗ




81.


Письмо букв Хх.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


82.


Закрепление.

ЗИМ



83.


Письмо букв Ц ц.

ОНЗ



84.


Письмо букв Ч ч.

ОНЗ



85.


«Опасности письма»: «ча, чу»

ОНЗ




86.


Письмо букв Щ щ.

ОНЗ




87.


Закрепление.

ЗИМ




88.


Закрепление.

ЗИМ




89.


«Опасности письма»: «ча-ща, чу-щу».

ОНЗ




Личностные: первичное представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.


Регулятивные

Оценивать написанные буквы, сравнивая их с образцом в прописи.

Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку.

- Узнавать и понимать учебную задачу, коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.

Предметные: Анализировать новые буквы, выделять в них неизвестные элементы, обводить их по серому шрифту. Конструировать буквы, узнавать начало письма буквы, обводить буквы по серому шрифту и писать самостоятельно. Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы. Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме. Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма.

Познавательные: ориентироваться на странице букваря и прописей; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме. Читать и понимать прочитанное; извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.

Коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам

90.


Закрепление: «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

ЗИМ




91.


Письмо букв Е, Е.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор,

Образцы написания букв


92.


Повторение изученного.

ЗИМ



93.


Письмо буквы Ю.

ОНЗ



94.


Письмо буквы Я.

ЗИМ



95.


Закрепление написания букв Е, Е, Ю, Я

ЗИМ




96.


Закрепление использования букв Е е, Е ё, Юю, Я я для обозначения двух звуков.

ОНЗ




97.


Закрепление правильного использования букв й, е, ё, ю, я.

ЗИМ




98.


Письмо ь как разделительного.

ЗИМ




99.


Обобщение: «опасные при письме места».

ОНЗ




100


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




101


Письмо разделительного ь.

ЗИМ




102


Закрепление написания букв ь и ъ.

ЗИМ




103


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




104


Упражнение в чтении и письме.





105


Упражнение в чтении и письме.





Завершающий период (10 ч.)

106


Алфавит.

ЗИМ




Регулятивные: Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Понимать и принимать учебную задачу, выполнять действия для её решения, совместно планировать порядок операций.

Различать способ действия и результат, владеть освоенными способами действия.

Оценивать результат труда, сравнивать свою оценку с оценкой учителя.

Познавательные

Наблюдать за использованием алфавита, тренироваться в его применении.

Использовать изученные орфографические правила при письме.

Читать и понимать прочитанное.

Понимать информацию, представленную разными способами на обложке книги, формулировать свои мысли.

Коммуникативные

- Участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения.

Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения.


107


Закрепление умения писать.

ЗИМ




108


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




109


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




110


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




111


Проверочное списывание.

ЗИМ




112


Работа над ошибками.

ЗИМ




113


Диктант.

ЗИМ




114


Работа над ошибками.

ЗИМ




115


Упражнение в чтении и письме.

ЗИМ




РУССКИЙ ЯЗЫК. (50 ч.)

Язык и речь (17ч)

1.


Слово - единица речи.

Освоение новых знаний

Р21 -3



Личностные: первичное представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи. Регулятивные

Планировать процесс списывания и действовать по плану.Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

Познавательные

Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Осуществлять поиск информации в учебнике. Выполнять анализ, сопоставление информации, представленной в разной форме.

Коммуникативные : Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.


2.


Наблюдение за связью слов по смыслу в речи (в предложениях, словосочетаниях).

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор



3.


О нашей речи.

Закрепление изученного материала




4.


О даре речи, даре слова.

ОНЗ




- Регулятивные

Участвовать в постановке учебной задачи, осознавать и принимать её. Последовательно выполнять задания учителя, точно следовать инструкции, фиксировать результаты; участвовать в оценке правильности выполнения. Планировать определённые действия, в т. ч. умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль; использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать трудность для себя выполненных заданий

- Познавательные

Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпáть» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель. Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые; осознавать возникающие вопросы, задавать их, пользоваться словарями учебника для поиска ответов. С помощью приобретённой информации проверять и оценивать свои предположения, действия. Переводить информацию, представленную в табличной, модельной форме в словесную. Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, группировку, конструирование, моделирование, умозаключения, обобщения.

- Коммуникативные

Участвовать в коллективной беседе, отвечать на задаваемые вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, выражать свою точку зрения, аргументировать её, соблюдать правила общения.

Личностные: первичное представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.




5.


Какие бывают слова?

ОНЗ




6.


Какие бывают слова? Вежливые слова

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



7.


Имена собственные.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



8.


Фамилия, имя, отчество, клички животных.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



9.


Закрепление темы о словах.

Обобщение и систематизация знаний

Т20-6



10.


Какие бывают слова? Проверка знаний.

Тренинг




11


Разные языки: родной и иностранные.

ОНЗ




12.


Закрепление знаний о родном языке и иностранном.

ЗИМ




13


Языки народов мира.

ОНЗ Дискуссия

Р22-7



14.


Речь устная и письменная.

ЗИМ Лото




15


Закрепление о письменной и устной речи.

Контроль знаний

Р22-7 презентация



16.


Повторение об устной и письменной речи.

Обобщение и систематизация знаний

Р32-8



17.


Речь устная и письменная и о её функциях в жизни людей

ОНЗ




Фонетика.Графика. Орфография (24 ч)

18.


Звуки русского языка.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

задавать вопросы, отвечать на вопросы других; понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Личностные: первичное представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учитель, учебник и т.д.; использовать речь для регуляции своих действий; оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Предметные:

Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме.


19.


Согласные звуки русского языка.

ЗИМ

Т20-6

През., компьют., ММ проектор



20.


Гласные звуки русского языка.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



21.


Буквы русского языка.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



22.


Алфавит.

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



23.


Азбука и алфавит.

ЗИМ

Т32



24.


Как работают буквы?

ОНЗ Лото

ТЗО



25.


Как работают буквы?

ОНЗ Лото

Т30



26.


Обозначаем мягкость согласных звуков.

ОНЗ




27.


Обозначаем мягкость согласных звуков.

ОНЗ




28.


Как работают буквы? Обозначаем мягкость согласных звуков. Закрепление темы.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор



29.


Как работают буквы? Обозначаем мягкость согласных звуков. Закрепление темы.

ОНЗ





30.


О другой работе буквы е.

ОНЗ




31.


Как работают буквы? О другой работе букв е, ё.

ОНЗ


През., компьют., ММ проектор



32.


Как работают буквы? О другой работе букв е, ё.

ЗИМ




33.


Как работают буквы? О другой работе букв е, ё, ю, я.

ЗИМ




34.


Как работают буквы? О другой работе букв е, ё, ю, я.

ЗИМ




35.


Что значит писать правильно?

ОНЗ Дискуссия




36.


Что значит писать правильно, красиво?

ЗИМ


През., компьют., ММ проектор



37.


«Опасные места», разграничение «описки» и «ошибки»

ОНЗ




38.


«Опасные места», разграничение «описки» и «ошибки»





39.


Что такое «правильное письмо»

ОНЗ




40.


Контрольный диктант «Как работают буквы е, ё, ю, я.»

ОИМ




41.


Обобщающий урок. Анализ диктанта.

ОИСЗ




Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9ч)

42.


Учимся писать записки.

ОНЗ Деловая игра




Регулятивные

Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.

Осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию. Различать способ и результат действия. Контролировать процесс и результаты чужой и своей деятельности, вносить коррективы, осуществлять самоконтроль. Оценивать свою и коллективную деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя.

- Познавательные

Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова.

Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника, в том числе справочных, в словарях. Владеть общими способами решения конкретных учебных лингвистических задач. Выполнять анализ, сравнение, преобразование языкового материала, текстов.

- Коммуникативные

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую: оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок, доброжелательность.

43.


Повторение знания о жанре письма -записке.

ЗИМ




44.


Как пишут письма?

ОНЗ




45.


Как пишут письма и телеграммы?

ОНЗ




46.


Лаконичность сообщений в телеграмме

ОНЗ




47.


Особенности поздравлений

ОНЗ




48.


Проверочное списывание.

ЗИМ




49.


Работа над ошибками.

Урок закрепления знаний по теме:

«Особенности поздравлений»

Обобщение знаний Соревнование




50.


«Учимся лаконично писать, записки, телеграммы, письма».

Игры,соревнования




Итого: проверочных работ - 4;

внеурочных занятий - 8 (15,8%)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ