Разработка урока русского языка на тему « Написание предложений» для 4 класса

ГСКОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Болгарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Спасского муниципального района РТ


Методическое объединение учителей – олигофренопедагогов


Русский язык.




Разработка урока русского языка на тему


« Написание предложений» для 4 класса.








Работу выполнила

Алексеева Н. В.,

учитель – олигофренопедагог,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Проверила:

Гусева М. Ю.

руководитель ШМО

учителей - олигофренопедагогов.














г. Болгар, 2014 г.


Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний о предложении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:

1.Образовательные: учить применять на практике изученные правила по осмысленному и правильному написанию предложений.

2. Коррекционно – развивающие: коррекция и развитие устной и письменной связной речи через выполнение упражнений с предложением,..

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества такие, как трудолюбие, интерес к выбору профессий.

Формы урока: традиционная

Методы обучения: упражнение, работа с книгой, пословицами, загадкой, стихотворением, работа в парах, работа применение ИКТ – технологий….

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Дети:

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.

Учитель: Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Фронтальный опрос.

-Что было задано на дом?

- Упр.17.с.191.

-Поднимите руку те, кто из вас справился с заданием самостоятельно?

-Поднимите руку те. кому была оказана помощь воспитателем или родителями?

-(дети поднимают руки)

-Какое задание вам предстояло выполнить в этом упражнении?

-Закончить предложения, записать их и озаглавить рассказ.

-Прочитайте, как вы озаглавили рассказ?

(дети читают свои заголовки)

- Почему вы решили, что это рассказ?

- Все предложения объединены одной темой.

-Прочитайте рассказ по цепочке.

(дети читают)

-Сколько всего предложений в тексте?

-(5)

- Докажите, что это предложения.

- Каждое предложение выражает законченную мысль.

III. Сообщение темы, цели урока. ( слайд 1.)

Сегодня мы с вами продолжим работу по теме предложение и будем учиться составлять, определять, выделять предложения и грамматически правильно их записывать в тексте, закреплять изученные правила и делать выводы.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Начнем выполнение наших задач с каллиграфической минутки и выполним зарядку для пальчиков.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.
(Каждый пальчик выполняет свою работу, они сжимаются и разжимаются)

-Чем занимается каждый пальчик?

-Трудом.

V. Минутка чистописания.

- И также как и наши пальчики, мы с вами продолжаемся трудиться. На доске написаны слова. ( работа, работник, труд, работница). Прочитайте их про себя. В каждом из них встречается буква, которая обозначает согласный парный глухой звук. Что это за буква?

-Т

-Верно, мы повторим написание буквы т. Сядьте правильно, поставьте ноги вместе на пол, держим спину прямо. Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа. Проверьте правильность написания числа дежурным. Пишем чисто и красиво заглавную и строчную букву т. Обратите внимание на наклон, высоту и ширину буквы. Напишем верхнее соединение и нижнее.

От тя

Устно проведём звуко – буквенный анализ слова: в слове 4 буквы, 4 звука, 1 слог ударный, ударение падает на букву у, звук т – согласный, парный глухой, звук у – гласный, ударный, звук р – согласный, звонкий, непарный, звук д – согласный, парный звонкий.

VI. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

- Какие это слова по смыслу, по значению?

- Эти слова близкие по смыслу, близкие по значению.

-Как по - другому называют эти слова?

- Их называют родственными словами.

Верно, но среди родственных слов есть лишнее. Найдите его.

-Труд.

-Почему вы решили, что это слово труд?

- Потому что слова работа, работник, работница – однокоренные слова.

-Докажите.

-У них есть общий корень – работ.

Работа с пословицей.

- Вспомните пословицы о труде, которые мы изучали на уроке чтения.

-……

-Что обозначает эта пословица: Кто любит труд – того люди чтут?

- ….

-А можем ли мы сказать, что пословица – это предложение?

-Да.

- Почему?

-Пословица тоже выражает законченную мысль.

VI. Основная часть.

Цель: Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно определить, где применить?

-Давайте запишем эту пословицу в тетрадь в середине следующей строки, так как нам предстоит составить текст на эту тему. (я пишу на доске)

-Скажите, каким трудом вы любите заниматься?

-(дети перечисляют)

-Как называется труд или любимое дело, которым человек занимается всю жизнь?

- …

-Такое дело называется профессией.

1). Словарная работа.

На доске слово: Профессия.

- Посмотрите, какие две буквы подчёркнуты?

-с.

-Что это значит?

-Это значит. Что нам нужно запомнить удвоенную букву с.

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей.

В словаре профессии дано такое определение.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

- Раньше, в далёком каменном веке первобытные люди занимались определёнными разными делами. Мужчины изготавливали орудия для охоты, занимались рыболовством и добычей дичи. Женщины готовили еду, шили, выращивали овощные растения. С развитием человечества появились и новые профессии. Слайд.4.

2) Работа над составлением предложений и текста.

3) Физминутка для глаз. Слайд. Хрюша – строитель.

- Какую профессию имеет Хрюша?

- строитель.

- Какие профессии имеют ваши родители?

- С какими профессиями вы познакомились на экскурсиях в кабинеты столярного, швейного дела и сельхозтруда?

- столяр, швея, огородник, садовод, животновод….

4.Работа со стихотворением.

- Давайте составим первое предложение, которое будет началом нашего текста. Я прочитаю четверостишие, а вы подумайте и выделите из него главную мысль.

На свете много профессий разных,
И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.

-На свете много разных профессий.

- Давайте запишем это предложение под диктовку. С какой строки будем писать начало текста?(один у доски)

-С красной строки.

5). Работа с загадкой.

Отгадайте загадку и скажите, о какой профессии идёт речь?

Не игла шьёт, а руки.

- О швее. Слайд.3.

- Каким делом занимается швея?

- Швея шьёт одежду.

6). Словарная работа.

ШВЕЯ - работница, занимающаяся шитьем, а также - портниха.

- Какими качествами должна обладать швея, чтобы долгое время сидеть, шить, одежду, не отрываясь от работы?

- усидчивость.

Давайте составим красивое предложение. Оно будем началом главной части текста и запишем его. С какой строки будем писать это предложение?

-С красной строки.

- Швея шьёт красивую одежду. (Один у доски).

- Прочитай его и докажи, что это предложение.

Найди королеву и короля этого предложения.

-Сначала ищем королеву. Это кто? Швея, подчёркиваем одной чертой. Это подлежащее, в предложении выражено именем существительным. Ищем короля. Швея что делает? – ухаживает. Подчёркиваем двумя чертами. Это сказуемое, выраженное частью речи – глагол.

7). Работа в парах.

Работа над составлением предложения из слов.

-У вас в конвертах слова: составьте из них предложение.

Садовод, деревьями, за, ухаживает.

-Прочитайте свои предложения. Запишем правильное на доске. (один пишет у доски)

-Прочитай предложение. Садовод ухаживает за деревьями.

-Кто такой садовод?

8). Словарная работа.

Садовод – человек, который разводит сады, специалист по садоводству.

-Найдите самое маленькое слово в этом предложении.

-За.

-Что это за часть речи?

-Предлог.

-Как пишутся предлоги с другими словами?

-Предлоги пишутся отдельно от других слов.

9). Физминутка с Самоделкиным.

Вы узнали этого героя?

- Самоделкин.

Сюрпризный момент. (Самоделкин, коробка, молоток)

-К нам на урок пришёл Самоделкин. Он всегда все дела выполняет сам самостоятельно. Он нам прислал посылку. Нам нужно на ощупь отгадать, что за предмет лежит в ней.

Владик определи на ощупь, что лежит в посылке…

- Молоток.

-Человек какой профессии работает с этим инструментом?

-Столяр.

10). Словарная работа.

Столя́р — профессиональный рабочий, искусный мастер, работающий с деревом, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.

11). Закончи предложение.

-Столяр изготавливает ….( мебель).

- Запишем это предложение.(один у доски)

-Прочитай это предложение. Поставь ударение в слове столяр, подчеркни безударную гласную. Устно раздели это слово на слоги.

12). Работа на нахождение предложения среди слов.

-Вам дан текст. Вам нужно найти среди слов предложение, которое по смыслу запишем в концовку нашего текста.

Карточки:

Весна работа красиво люби дело - мастером будешь слово дом

- Какое вы нашли предложение. Прочитайте. Как вы понимаете смысл этого предложения?

-…

-Запишем это предложение в концовку. С какой строки будем писать третью часть текста – концовку?

- С красной строки.

-Люби дело – мастером будешь.

И каждый из вас по окончании нашей школы может пойти в Спасский лицей и получить интересную профессию. Слайд.

VI. Работа с учебником.

- Открываем учебник на с.199, упр.34. Прочитайте первое задание. Спишите предложение в тетрадь самостоятельно красивым правильным почерком.

- Прочитайте предложение. Объясните. Докажите, что это предложение.

- Предложение выражает законченную мысль.
Слова в предложении расположены в определённом порядке.
VII. Рефлексия.

Игра «Кто кем хочет стать?». Карточки с изображениями людей определённых профессий.

- Люди каких профессий работают в нашей школе?

-….

-Посмотрите на наших гостей. Люди каких профессий у нас в гостях?

-….

-Чем они занимаются?

-… Врач лечит людей. Повар варит вкусную еду. Воспитатель воспитывает детей. Техничка (уборщик служебных помещений) моет полы. Учитель учит ребят.

Труд учителя нам нужен,

Нужен нам и вкусный ужин,

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну, а ты кем хочешь стать?

-(дети отвечают)

Есть ли профессии, где трудиться не надо?

Ответы детей.

-  Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас?

- Учиться.

- Чтобы вы ни мечтали делать в жизни - надо сначала учиться.

Школа - начало пути к любой профессии.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

- Чему вы научились на этом уроке?

-…

- Что мы должны знать о предложении, чтобы быть грамотными?

-…

Выставление отметок.

Д.з. раскрасить раскраски, составить предложение и под рисунком его написать.

Итог. Подарки в посылке – книги о труде.

Интернет – ресурсы:


http://enc-dic.com/ozhegov/Sadovod-30856.html значение слова садовод

http://enc-dic.com/ozhegov/SHveja-39491.html значение слова швея

http://enc-dic.com/ozhegov/Stoljar-34235/ значение слова столяр

http://pages.marsu.ru/ruem/metod/help/typeurok.htm типы уроков

http://festival.1september.ru/articles/638603/ Урок окружающего мира по теме "Все профессии важны, все профессии нужны"

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/professii-nashikh-roditelei Классный час (2 класс) по теме: "Профессии наших родителей"

http://www.zavuch.info/methodlib/62/44923/ физминутка для глаз солнышко

http://narod.yandex.ru/disk/63337926001.c8b59786ea2050976960ab2c35205c5d/Elektronnie_fizminutki_dlya_glaz.ppt.rar.html физминутка для глаз

http://raskrasochka.net/kartinki/1232-raskraski-dlya-devochek-professii.jpg раскраска швея

http://www.colorear-dibujos.com/dibujos/dibujosdeastronautas/dibujosdeastronautasparacolorear3.gif раскраска - космонавт

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_599/6/d-5692/5692_html_7558f0cd.png раскраска - учитель

http://pikchyriki.ru/raskraski/professii/kartinki/professii-8.jpg раскраска - парикмахер

http://kiev.prostogorod.ua/images/repo/pys/2011/01/31/610x610_priglashaem_v_klub_336116_0.jpg раскраска - цветовод

http://www.detskiy-mir.net/images/paint/1167_a4.gif раскраска - пожарный

http://i-sda.eu/isdastore/download/enfermera-para-colorear-infantil-776.jpg раскраска - врач

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/327/85327892_large_professii2.jpg иллюстрация швеи

http://www.turminha.com.br/sites/default/files/paracolorir/desenhos-para-colorir-dia-do-professor.gif раскраска – воспитатель

http://www.vraskraski.ru/wp-content/uploads/2013/06/32.gif раскраска скорая помощь

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2013-03/1363459480_bezimeni-1.jpg раскраска – 9 профессий

http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2008-12/1229881702_image010.jpg задание на внимание.



Использованная литература:


1.Забалуев А. А. «106 физкультминуток» Казань 1999.г.

2.И. Н. Приходкин. Первые прописи. Учимся писать буквы. ООО «Издательство «Фламинго»», 2010.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ