Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроке русского языка
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроке русского языка
Рахматуллина Асия Альфритовна,
заместитель директора по УР
МБОУ «Гимназия №126», г. Казань
В Концепции компетентностно-ориентированного образования сказано, что образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетентностей.
Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне, учителю начальных классов, наиболее близка технология РКМЧП. “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Более того, это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живёт в информационно насыщенное время и должен уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, с которыми, кстати, учителю приходится работать на каждом уроке, – малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Навыки такой работы ребёнку необходимо приобрести ещё на первой ступени, чтобы впоследствии применять их при обучении на других ступенях образования. Именно в этом во многом помогает технология РКМЧП. Понятия “вдумчивое чтение” и “рефлексивное письмо” являются для неё базовыми, основными направлениями.
Основными целями технологии РКМЧП являются:
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
“Развитие критического мышления через чтение и письмо” является системой стратегий методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаём информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся начальных классов хорошо читать и писать, и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать наиболее эффективно? Лучше всего этого добиваться на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, широко используя при этом такие формы работы по технологии РКМЧП, как зигзаг: члены рабочей группы становятся экспертами по определённым вопросам изучаемой темы, чтение с остановками, где дети делают предположения о содержании, обучение в сотрудничестве, активное слушание, заполнение бортового журнала и т.п., что я делаю в своём классе, начиная с первого. В процессе письма человек размышляет о тех сведениях, которые получил при чтении, сомневается, колеблется, анализирует свои мысли и переживания. Поэтому эффективность чтения и письма взаимозависимы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации.
Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Так, например, на уроке русского языка проводилась работа в группах, использовались такие формы как:
“работа в сотрудничестве”
“активное слушание”
“приём продвинутой лекции”
заполнение таблицы (бортовой журнал).
На данном уроке использовалась технология В.А.Илюхиной “Письмо с секретом”, которая направлена на формирование графических навыков, снятие психологической перегрузки учащихся; Дети постоянно направлены на наиболее полное осознание ими деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, речи характеристику написания букв, их элементов, их соединений.
На этом уроке учащиеся аргументировали свою точку зрения и заполняли “бортовой журнал: знали – узнали”
Педагоги, использующие технологию РКМЧП, отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, ученики не боятся брать ответственность на себя, способны делать аргументированные выводы. Возрастает уровень сформированности ключевых компетентностей, выявляются лучшие показатели среди параллели.
Кроме того, учащиеся умеют работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации; готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе, о чём свидетельствуют почётные грамоты детей.
Хотелось бы отметить, что чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зачастую зависит его профессиональная успешность.
Поэтому так необходимы ещё в школе сформировать навык эффективного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и использовать для этого все возможные средства.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ