Модульная программа изучения трагедии У. Шекспир «Гамлет»
У. Шекспир «Гамлет».
Модульная программа изучения трагедии.
Комплексная дидактическая цель. Осмыслить нравственный и эстетический контекст трагедии. Проблему человека и человечности в произведении.
Наименование модулей:
М.1. «Человек эпохи Ренессанса. Человек в творчестве У.Шекспира. Сонеты. Трагедии»
М.2. «Трагедия «Гамлет». Развитие замысла. Характеры»
М.3. «Гамлет – человек среди всеобщего зла» (А. Франс). Монологи героя»
М.4. «Как разрешить конфликт?»
М.5. Творческий практикум
Учебник А.Г. Кутузов В мире литературе.9 класс. – М: Дрофа, 2010
Страницы учебника
№ модуля
№ учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного содержания
1
1.0.
1.1.
1.2.
Интегрирующая дидактическая цель: Познакомиться с особенностями ренессансного искусства и понимания человека.
Частная дидактическая цель: осмыслить тезис «как человеку человеком быть»
- Что вам известно об искусстве Ренессанса и понимании человека Ренессанса?
- Каковы ваши впечатления от знакомства с творчеством У.Шекспира?
- Как вы понимаете тезис «Как человеку человеком быть»? Как он соотносится с трагедией «Гамлет»?
ЧДЦ: Познакомиться с сонетами У.Шекспира. Составить суждение о проблеме человека в мире. Соотнести сонеты и трагедию «Гамлет».
Познакомьтесь с сонетами У.Шекспира.
- Какие мысли и чувства выражены в них? Как передано настроение, чем достигается сила эмоционального воздействия на читателя?
Определите логику цитатного плана.
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
«Ты украшенье нынешнего дня, недолговременной весны глашатай».
«Пускай с годами стынущая кровь в наследнике твоём пылает вновь».
«Ты будешь вечно жить в строках поэта»
МИР В ЧЕЛОВЕКЕ
«Но нет угрозы титулам моим пожизненным: любил, люблю, любим»
«Не знаю я, как шествуют богини, но милая ступает по земле»
«Добро, краса и верность – жили врозь, но это всё в тебе одном слилось»
«СТРАШНО ЗА ЧЕЛОВЕКА, СТРАШНО МНЕ»
«Бывают тучи на земле, как в небе»
«Всё мерзостно, что вижу я вокруг».
Попытайтесь ответить на вопросы:
- Что значит человек в мире, в жизни, во времени?
- Как вы понимаете слова Гамлета об отце: «Он человек был, человек во всём»?
- Какая связь между цитатным планом и трагедией «Гамлет»?
Тезис древнегреческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.
Искусство Л. Да Винчи, Рафаеля (человек в представлении античности, средневековья, возрождения, для сравнения – роман У. Голдинга «Шпиль»).
Познакомьтесь с сонетами № 1, № 18, № 25, № 54, № 102, №105, № 33, № 66.
Просмотрите цитаты в контексте сонетов.
2
2.0.
2.1.
2.2.
ИДЦ: Осмысление конфликта трагедии, характеров, образа Гамлета как воплощения поиска смысла миропорядка.
ЧДЦ: рассмотреть 1 акт трагедии, понять особенности эмоционального фона, характеры героев.
Познакомьтесь с первым актом трагедии.
Осмыслить текст и ответить на вопросы вам поможет цитатный план:
«…я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства»
«Каким докучным, тусклым и ненужным мне кажется всё, что ни есть на свете»
«Подгнило что-то в Датском государстве»
«Отомсти за гнусное убийство»
«Век расшатался, и скверней всего, что я рождён восстановить его».
Вопросы для осмысления текста:
- Какие события становятся экспозицией драматического действия?
- Каков эмоциональный фон начала трагедии? Чем вызвана тревога?
- В противоречие – торжественный зал в замке. Исчезает ли тревога?
- Диалог Гамлета, короля и королевы. Как передаётся напряжённость их отношений. Почему мрачен Гамлет?
- Появляются другие персонажи. Полоний, Лаэрт, Офелия. Монолог Полония. Выявите противоречия. В чём опасность таких людей, как Полоний?
- Появление призрака отца Гамлета. Почему автор обращается к такому образу?
- Какую тайну узнаёт Гамлет? К какому решению приходит?
ЧДЦ: составить текст-рассуждение на осмысление главного вывода.
- «Век расшатался – и скверней всего, что я рождён восстановить его».
Обратитесь к диалогу Бернардо и Марцелла.
Исследователи утверждают, призрак был олицетворением совести, ибо совесть – невидимый свидетель, глас божий. Является призрак только тем, у кого совесть чиста.
3
3.0.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
ИДЦ: осмысление монологов Гамлета. Понимание человека и его роли. Понятия чести, предательства, лжи, ответственности. Определить смысл высказывания А.Франса «Гамлет – человек среди всеобщего зла».
ЧДЦ: определить значение монологов Гамлета.
Познакомьтесь со 2-4 актами трагедии.
Вопросы для осмысления текста:
- Почему Гамлет противоречив в своих суждениях о человеке, то восхищаясь им, то называя квинтэссенцией праха?
- В чём смысл фразы Гамлета: «Из людей меня не радует ни один»?
- Как предстаёт мотив коварства со стороны Полония, Клавдия в трагедии? Почему создаётся версия о сумасшествии Гамлета?
- прокомментируйте слова Гамлета: «Быть честным при том, какой этот мир – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».
- Почему Гамлет в монологе казнит себя. Проявление каких качеств характера здесь отражено?
ЧДЦ: Монолог «Быть или не быть…». Осмысление мучительности выбора героя.
Познакомьтесь с ведущим монологом Гамлета в контексте трагедии.
Осмысление текста.
Проследите цитатный план:
«Покоряться» или «ополчась на море смут, сразить их противоборством?»
«Мне надо быть безумным»
«Пусть речь грозит кинжалом, не рука»
«Я метил в высшего»
«Из жалости я должен быть жесток».
- Как остаться человеком в мире зла и можно ли им остаться, для того чтобы действовать? К какому ответу приходит герой?
- Почему Гамлету трудно принять окончательное решение?
- Для чего Гамлету маска безумца?
ЧДЦ: определить значение сцены встречи с актёрами для понимания конфликта трагедии.
Прочитайте сцену представления актёров.
- Зачем нужен замысел с представлением актёров? Чего хочет добиться Гамлет?
- Проследите за поведением короля и королевы во время представления. Что понимают они?
- Разговор Гамлета с королевой. Его значение. Почему вновь появляется призрак?
ЧДЦ: составить текст-рассуждение: что значит БЫТЬ.
«Люди живут и носят одни и те же имена, и разные, почти карнавальные, маски» (Г.Г. Маркес)
Г.Н. Бояджиев: безумие Гамлета – это отчаяние разума от моря бед и трагического бессилия перед ними.
4
4.0.
4.1
ИДЦ: осмысление конфликта трагедии и его разрешения.
ЧДЦ: определить смысл поединка Гамлета с Эльсинором-Данией-Клавдием-миром.
Познакомьтесь с 5 актом трагедии. Осмысление текста:
- Почему в рассуждениях Гамлета появляется фраза: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть»?
- Как Гамлет разрушает коварный замысел Клавдия?
- Сцена на кладбище. В чём её смысл?
- Поединок с Лаэртом. Перечитайте. Какие чувства вызывает у вас эта сцена?
- Финал. Осуществил ли Гамлет свою миссию – восстановить гармонию мира?
5
5.0.
ИДЦ: представить творческое переосмысление трагедии У.Шекспира.
ЧДЦ: написать эссе о проблеме взаимоотношения человека и мира в трагедии.
Используйте цитаты:
А.Франс: «Он прекрасен и несчастлив; он всё понимает и не знает, как быть; он вызывает зависть и достоин сожаленья. Он хуже и лучше каждого из нас. Это – весь человек».
В.Г. Белинский: «Гамлет! – это жизнь человеческая, это вы, это я, это каждый из нас».
Б. Брехт: Нелогичность, которая отмечается в произведениях Шекспира, свойственна только жизни.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ