Модульная программа изучения трагедии У. Шекспир «Гамлет»

У. Шекспир «Гамлет».

Модульная программа изучения трагедии.


Комплексная дидактическая цель. Осмыслить нравственный и эстетический контекст трагедии. Проблему человека и человечности в произведении.

Наименование модулей:

М.1. «Человек эпохи Ренессанса. Человек в творчестве У.Шекспира. Сонеты. Трагедии»

М.2. «Трагедия «Гамлет». Развитие замысла. Характеры»

М.3. «Гамлет – человек среди всеобщего зла» (А. Франс). Монологи героя»

М.4. «Как разрешить конфликт?»

М.5. Творческий практикум

Учебник А.Г. Кутузов В мире литературе.9 класс. – М: Дрофа, 2010

Страницы учебника

модуля

учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания


1

1.0.


1.1.
















1.2.

Интегрирующая дидактическая цель: Познакомиться с особенностями ренессансного искусства и понимания человека.

Частная дидактическая цель: осмыслить тезис «как человеку человеком быть»

- Что вам известно об искусстве Ренессанса и понимании человека Ренессанса?

- Каковы ваши впечатления от знакомства с творчеством У.Шекспира?

- Как вы понимаете тезис «Как человеку человеком быть»? Как он соотносится с трагедией «Гамлет»?










ЧДЦ: Познакомиться с сонетами У.Шекспира. Составить суждение о проблеме человека в мире. Соотнести сонеты и трагедию «Гамлет».

Познакомьтесь с сонетами У.Шекспира.

- Какие мысли и чувства выражены в них? Как передано настроение, чем достигается сила эмоционального воздействия на читателя?

Определите логику цитатного плана.

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

  1. «Ты украшенье нынешнего дня, недолговременной весны глашатай».

  2. «Пускай с годами стынущая кровь в наследнике твоём пылает вновь».

  3. «Ты будешь вечно жить в строках поэта»

МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

  1. «Но нет угрозы титулам моим пожизненным: любил, люблю, любим»

  2. «Не знаю я, как шествуют богини, но милая ступает по земле»

  3. «Добро, краса и верность – жили врозь, но это всё в тебе одном слилось»

«СТРАШНО ЗА ЧЕЛОВЕКА, СТРАШНО МНЕ»

  1. «Бывают тучи на земле, как в небе»

  2. «Всё мерзостно, что вижу я вокруг».


Попытайтесь ответить на вопросы:

- Что значит человек в мире, в жизни, во времени?

- Как вы понимаете слова Гамлета об отце: «Он человек был, человек во всём»?

- Какая связь между цитатным планом и трагедией «Гамлет»?




Тезис древнегреческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Искусство Л. Да Винчи, Рафаеля (человек в представлении античности, средневековья, возрождения, для сравнения – роман У. Голдинга «Шпиль»).

Познакомьтесь с сонетами № 1, № 18, № 25, № 54, № 102, №105, № 33, № 66.






Просмотрите цитаты в контексте сонетов.


2




2.0.


2.1.

































2.2.







ИДЦ: Осмысление конфликта трагедии, характеров, образа Гамлета как воплощения поиска смысла миропорядка.

ЧДЦ: рассмотреть 1 акт трагедии, понять особенности эмоционального фона, характеры героев.

Познакомьтесь с первым актом трагедии.

Осмыслить текст и ответить на вопросы вам поможет цитатный план:

  1. «…я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства»

  2. «Каким докучным, тусклым и ненужным мне кажется всё, что ни есть на свете»

  3. «Подгнило что-то в Датском государстве»

  4. «Отомсти за гнусное убийство»

  5. «Век расшатался, и скверней всего, что я рождён восстановить его».

Вопросы для осмысления текста:

- Какие события становятся экспозицией драматического действия?

- Каков эмоциональный фон начала трагедии? Чем вызвана тревога?

- В противоречие – торжественный зал в замке. Исчезает ли тревога?

- Диалог Гамлета, короля и королевы. Как передаётся напряжённость их отношений. Почему мрачен Гамлет?

- Появляются другие персонажи. Полоний, Лаэрт, Офелия. Монолог Полония. Выявите противоречия. В чём опасность таких людей, как Полоний?

- Появление призрака отца Гамлета. Почему автор обращается к такому образу?

- Какую тайну узнаёт Гамлет? К какому решению приходит?







ЧДЦ: составить текст-рассуждение на осмысление главного вывода.

- «Век расшатался – и скверней всего, что я рождён восстановить его».



















Обратитесь к диалогу Бернардо и Марцелла.







Исследователи утверждают, призрак был олицетворением совести, ибо совесть – невидимый свидетель, глас божий. Является призрак только тем, у кого совесть чиста.





3




























































3.0.



3.1.











3.2.



























3.3.










3.4.








ИДЦ: осмысление монологов Гамлета. Понимание человека и его роли. Понятия чести, предательства, лжи, ответственности. Определить смысл высказывания А.Франса «Гамлет – человек среди всеобщего зла».

ЧДЦ: определить значение монологов Гамлета.

Познакомьтесь со 2-4 актами трагедии.

Вопросы для осмысления текста:

- Почему Гамлет противоречив в своих суждениях о человеке, то восхищаясь им, то называя квинтэссенцией праха?

- В чём смысл фразы Гамлета: «Из людей меня не радует ни один»?

- Как предстаёт мотив коварства со стороны Полония, Клавдия в трагедии? Почему создаётся версия о сумасшествии Гамлета?

- прокомментируйте слова Гамлета: «Быть честным при том, какой этот мир – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

- Почему Гамлет в монологе казнит себя. Проявление каких качеств характера здесь отражено?

ЧДЦ: Монолог «Быть или не быть…». Осмысление мучительности выбора героя.

Познакомьтесь с ведущим монологом Гамлета в контексте трагедии.

Осмысление текста.

Проследите цитатный план:

  1. «Покоряться» или «ополчась на море смут, сразить их противоборством?»

  2. «Мне надо быть безумным»

  3. «Пусть речь грозит кинжалом, не рука»

  4. «Я метил в высшего»

  5. «Из жалости я должен быть жесток».


- Как остаться человеком в мире зла и можно ли им остаться, для того чтобы действовать? К какому ответу приходит герой?

- Почему Гамлету трудно принять окончательное решение?

- Для чего Гамлету маска безумца?










ЧДЦ: определить значение сцены встречи с актёрами для понимания конфликта трагедии.


Прочитайте сцену представления актёров.

- Зачем нужен замысел с представлением актёров? Чего хочет добиться Гамлет?

- Проследите за поведением короля и королевы во время представления. Что понимают они?

- Разговор Гамлета с королевой. Его значение. Почему вновь появляется призрак?

ЧДЦ: составить текст-рассуждение: что значит БЫТЬ.


































«Люди живут и носят одни и те же имена, и разные, почти карнавальные, маски» (Г.Г. Маркес)

Г.Н. Бояджиев: безумие Гамлета – это отчаяние разума от моря бед и трагического бессилия перед ними.







4

4.0.

4.1












ИДЦ: осмысление конфликта трагедии и его разрешения.

ЧДЦ: определить смысл поединка Гамлета с Эльсинором-Данией-Клавдием-миром.

Познакомьтесь с 5 актом трагедии. Осмысление текста:

- Почему в рассуждениях Гамлета появляется фраза: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть»?

- Как Гамлет разрушает коварный замысел Клавдия?

- Сцена на кладбище. В чём её смысл?

- Поединок с Лаэртом. Перечитайте. Какие чувства вызывает у вас эта сцена?

- Финал. Осуществил ли Гамлет свою миссию – восстановить гармонию мира?




5

5.0.








ИДЦ: представить творческое переосмысление трагедии У.Шекспира.

ЧДЦ: написать эссе о проблеме взаимоотношения человека и мира в трагедии.

Используйте цитаты:

А.Франс: «Он прекрасен и несчастлив; он всё понимает и не знает, как быть; он вызывает зависть и достоин сожаленья. Он хуже и лучше каждого из нас. Это – весь человек».

В.Г. Белинский: «Гамлет! – это жизнь человеческая, это вы, это я, это каждый из нас».

Б. Брехт: Нелогичность, которая отмечается в произведениях Шекспира, свойственна только жизни.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ