Русский язык. "Правописание слов с разделительным твердым знаком" 2 класс
Базитова Оксана Месхутовна
МБОУ СОШ №167 г. Самара
Учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
Предмет, по которому проводится урок
Русский язык
Класс
2
Тема
Правописание слов с разделительным твердым знаком
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Создание условий для развития действия самоконтроля и самооценки в процессе систематизации знаний по теме «Разделительный твердый знак»
Задачи урока
Образовательные:
Сформировать понятие у учащихся о правописании разделительного твердого знака в словах.
Познакомить с алгоритмом написания разделительного твердого знака.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся.
Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Совершенствовать навыки работы на ПК.
Развивать коммуникативные навыки работы в паре и группе.
Учить применять знания в конкретной языковой ситуации.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах и группах.
Способствовать формированию учебной активности и положительного отношения к предмету.
Оборудование
Проектор, компьютер, экран, презентация, ноутбуки для каждого ребенка, документ – камера.
Учебник «Русский язык» 2 класс Л. Ф. Климанова, УМК «Перспектива».
Мультфильм «Маша и медведь».
Эталон правописания разделительного ъ.
Листы и карточки с заданиями для групповой и парной работы.
Этапы СОТ
«Модерации»
Активный метод обучения
(прием, способ, техника)
Оборудование
Подробное описание АМО
Формируемые УУД
Инициация
АМО «Улыбка»
Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
Оборудование: музыка из мультфильма «Маша и Медведь»
СЛАЙД 1
АМО «Фрагмент»
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Оборудование: показ фрагмента мультфильма «Маша и Медведь» 11 серия «Первый раз в первый класс»
СЛАЙД 2
Учитель
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Подарите улыбки друг другу…
Учитель
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из вашего любимого мультфильма (просмотр)
-Чем захотела заниматься Маша? (учиться)
-А для чего? (Чтобы многое знать и уметь)
-А вы хотите узнать что-то новое сегодня?
-Тогда в путь, друзья!
Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование положительного самоопределения к посещению школы.
Вхождение или погружение в тему
АМО « Знаю - не знаю»
Цель: повторить ранее изученный материал, актуализировать знания о приставке, мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, организовать фиксацию темы урока и цели.
Оборудование: СЛАЙД 3, 4, 5
АМО « Выполнимое - невыполнимое действие»
Цель: мотивация учащихся с помощью проблемной ситуации.
Оборудование: СЛАЙД 5
Учитель
-Запишите число. Сверьте с записью на доске.
- Кто был учителем Маши в мультфильме! (Медведь)
-Что вы, помните об этом слове? (Словарное)
-Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
- Образуем и запишем однокоренные слова.
-Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на слова-помощники:
Самка медведя (медведица)
Детеныш медведя (медвежонок)
Охотник на медведей (медвежатник)
След (чей?) (медвежий)
Лапа, берлога (чья?) (медвежья)
-Назовите синонимы к слову «медведь». (Мишка, косолапый, Топтыгин)
-Прочитайте записи со слайда:
Медведь на ухо наступил.
Смотреть медведем.
Медвежья услуга.
- Как называются эти устойчивые выражения? (фразеологизмы)
-Где можно посмотреть, что обозначает данный фразеологический оборот? (во фразеологическом словаре)
- Кто желает нам объяснить? (три ученика работают со словарем, а в это время идет минутка чистописания)
-Какая орфограмма встретилась в последнем слове? (разделительный мягкий знак)
-Расскажите правило (Я в корнях стою друзья, перед е, ё, и, ю, я)
-Пропишите соединения ь с гласными (ье, ьё, ьи, ью, ья)
- Итак, заслушаем детей.
(Медведь на ухо наступил – отсутствует музыкальный слух.
Смотреть медведем - быть угрюмым и нелюдимым. Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая неприятность)
- Что вы можете сказать о букве ь? (она не имеет звука)
- Какая еще буква звука не обозначает? (ъ)
Учитель
Пришел наш Ваня из школы довольный. Подошел он к Ане и сказал:
-Сел и съел!
- А, наверно, ты конфету мою съел – говорит Аня.
-Нет.
Пришел Ваня на кухню, посмотрел на маму и говорит:
-Сел и съел!
- У кого же ты пообедал? А я наварила.
- Ни у кого я не обедал, - сказал Ваня. – Я тебе о другом.
- Что хотел Ваня сказать этими словами? (предположения детей)
Коммуникативный универсальные учебные действия: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.
Формирование ожиданий учеников
АМО «Мозговой штурм»
Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы.
Оборудование: СЛАЙД 6, таблички.
Учитель
- Перед вами транскрипция этих слов
[ с й, э л ] [ с, э л ]
- Запишите эти слова (работа в паре)
- Каким правилом вы пользовались, когда записывали эти слова? (Предположения детей)
- Мы не знаем правило написания слов с Ъ.
- Значит, тема нашего урока? ( Написание слов с разделительным твердым знаком) Открывается запись темы урока на доске.
Наша цель: выяснить, в каких случаях пишется разделительный твердый знак.
- Что нам для этого необходимо? (Составить алгоритм написания слов с ъ)
На магнитную доску вывешивается табличка
Ъ
Коммуникативный универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.
Интерактивная лекция
АМО «Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
Оборудование: СЛАЙД 7, 8, 9, таблички.
АМО «Лингвистическая лаборатория»
Цель: развивать исследовательские умения и навыки работы в группе.
Оборудование: документ-камера, таблички, учебник
Учитель
- Аня с Ваней приготовили для вас части слова.
раз без от с в об под пред
на за по ото обо во у при
-Что это за части слова? (это приставки)
На магнитную доску вывешивается табличка
- Что такое приставка?
- Составим «кластер», работая в паре.
У детей на столе «Кластер» (см. приложение 1)
- Сверим вашу работу с образцом на слайде.
ПРИСТАВКА
это
часть слова
которая стоит
перед корнем
служит
для образования новых слов
- Оцените свою работу ( красная карточка – у меня все верно, зеленая у меня получилось, но есть 1 ошибка, желтая – мне нужно еще постараться)
- По какому принципу Аня с Ваней разделили приставки на две группы? (при необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки)
- В первой группе приставки оканчиваются на согласный звук, а во второй – на гласный.
- Сегодня нам этот вывод очень пригодиться.
- Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека.
- Помните, если при работе у вас возникли вопросы, то ответственный поднимает руку, а я к вам подойду и постараюсь вам помочь.
Каждая группа получает лист с заданием (приложение 2) и лист для оформления своих исследований (приложение 3).
Учитель-модератор организует защиту результатов, используя документ-камеру, и просит еще раз проговорить тему урока.
Одна из групп отвечает, а другая дополняет.
По ходу выступления оформляется магнитная доска.
Я
Ъ
Ё
Ю
- Как проверить наше предположение? (Прочитать в учебнике правило, которое нам представляет профессор Самоваров)
Дети читают и делают вывод, что они вывели алгоритм написания верно.
Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в парном обсуждении проблемы, умение слушать, контролировать и оценивать действия - инициативное сотрудничество.
Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речь для представления результата.
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор основания для сравнения, классификация объектов.
Регулятивные универсальные учебные действия: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу конструкт.
Эмоциональная разрядка
АМО « Минутка отдыха»
Цель: повысить уровень энергии детей, активно подвигаться и повторить материал на практике.
Оборудование: музыка из мультфильма и карточки.
- Давайте с вами отдохнем.
-Мне нужны два помощника. У одного лист с Ъ, а у другого Ъ.
- У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их, вставьте, если нужно ъ, опираясь на правило, и подойдите с карточкой к тому ученику, который держит «вашу» букву.
( Слова: у..хал, под..ехал, с..ехал, при..ехал, в..ехал, на..ехал, за..ехал, пере..ехал, от..ехал)
Проработка содержания темы
АМО «Соседушка посмотри»
Цель: включить новое знание в систему знаний; тренировать умение писать слова с разделительным твердым знаком.
Оборудование: СЛАЙД 10, 11
АМО «Кто с кем дружит»
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить умение применять правило написания ъ.
Оборудование: персональный компьютер.
Учитель
- На слайде представлено стихотворение.
- Прочитайте его.
- Выпишите в тетрадь слова с пропущенными буквами.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Взаимопроверка работы (комментированное письмо с проговариванием алгоритма)
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на под..ем,
А потом с горы спускались,
Раз..езжались и с..езжались,
Об..езжали все пеньки,
До..езжали до реки.
А от речки от..езжали,
Снова к горке под..езжали,
Снова лезли на под..ем,
Чтобы с..ехать вниз потом.
- Оцените свою работу ( красная карточка – у меня все верно, зеленая у меня получилось, но есть 1 ошибка, желтая – мне нужно еще постараться)
Учитель
-Предлагаю вам проверить ваши знания на персональных компьютерах.
- Выполните задание, распределив слова в две колонки.
Как вас оценил компьютер? Оцените себя, используя цвета светофора.
Регулятивные универсальные учебные действия: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
Коммуникативный универсальные учебные действия: управление поведением партнера, коррекция его действий.
Регулятивные универсальные учебные действия: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Подведение итогов
Рефлексия
АМО «Светофор»
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуацию успеха; отследить соответствие результатов с намеченной целью вначале урока.
Оборудование: лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета.
Учитель
- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? (обращение к табличке)
- Удалось ли достичь? Оцените свои знания. Наклейте кружок нужного цвета на светофор.
Красный – я научился
Зеленый – могу научить других
Желтый – я еще не все понял
Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.
Домашнее задание
АМО «Разноуровневое задание»
Цель: тренироваться в написании слов с ъ, используя алгоритм; обосновывать свой выбор задания, самостоятельно проверять его и вносить коррективы.
Учитель
Для всех задание:
Выучить правило. В печатной тетради составить пошаговый алгоритм написания слов с ъ.
А теперь задание на выбор:
-Записать в тетрадь 10 слов с ъ
-Записать в тетрадь 3 предложения со словами, в которых пишется ъ.
-Составить и записать текст из 5-6 предложений со словами в которых пишется ъ.
Спасибо за работу! Удачи!
Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
С ПРИСТАВКА
это
которая стоит
служит
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выполните план в группах. Выводы оформите на втором листе.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА КАЖДОГО СТОЛБИКА.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПРИСТАВКИ.
ПОЕЗД СЪЁМКА
ВЫЕЗД ОБЪЯВИЛ
ЗАЕЗД ОБЪЕКТ
ПЕРЕЕЗД ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА С Ъ.
СЛИВАЕТСЯ ЛИ ГЛАСНЫЙ ЗВУК С СОГЛАСНЫМ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД 1.
НА КАКУЮ БУКВУ ОКАНЧИВАЮТСЯ ПРИСТАВКИ В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ.
С КАКИХ БУКВ НАЧИНАЮТСЯ КОРНИ В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ.
В КАКОЙ СИТУАЦИИ В СЛОВЕ НУЖНО ПИСАТЬ Ъ.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД 2.
ПОПРОБУЙТЕ ИЗОБРАЗИТЬ СВОЙ ВЫВОД ГРАФИЧЕСКИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Записи необходимо делать крупно, чтобы было видно.
ВЫВОД 1
Ъ ВЫПОЛНЯЕТ………………………………………… ФУНКЦИЮ.
ВЫВОД 2
Ъ ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ……………………., КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА………………………………………. ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ
……, ……., ……., ……. .
ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА
Список используемых источников:
Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников.
Москва «Просвещение», 2011
И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. Деятельностный метод обучения. Издательство «Учитель», 2011
Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2013
Мультимедийное приложение. Русский язык. 2 класс. УМК «Перспектива», 2012
И. В. Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2-4 классы.-М.:ВАКО, 2009
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ