Русский язык. Система работы со словарными словами в начальной школе "Словарные слова от А до Я"

Система работы со словарными словами в начальной школе.

« Словарные слова от А до Я»

Введение.

Арбуз и яблоко, учитель и ученик, ворона и воробей... Что общего между этими словами? Ответ очевиден, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. При написании подобных слов мы не имеем возможности воспользоваться какими-либо грамматическими правилами, позволяющими проверить правильность написания ( например, подобрать проверочное слово и т.п.). Единственный способ избежать ошибок – это прочное запоминание, заучивание и многократное «прописывание» слов, способствующее приобретению прочного навыка правильного письма. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Таким образом, овладение словарными словами связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов. При этом ребенок правильно пишет лишь хорошо выученные им слова, тогда как в отношении всех остальных словарных слов он, так и остается безграмотным.
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Практические рекомендации.

Учитывая особенность овладения традиционным принципом письма (необходимость запоминания слов), опираясь на труды Л.Г. Парамоновой, предлагаю несколько приемов, помогающих ученику усвоить правильное написание возможно большего количества слов при наименьшей затрате сил и времени на их механическое заучивание. На мой взгляд, более всего этому может способствовать внесение некоторой упорядоченности в процесс заучивания, использование иллюстративного материала, а именно изографов.

  1. Подбор родственных слов.

К запоминаемым словам нужно подбирать наибольшее количество родственных слов с тем же корнем. Это позволит ребенку понять, что запоминание всего лишь одного слова делает его «грамотным» в отношении сразу многих слов. При этом родственные слова лучше записывать в столбик, с выделением в них всех морфем.

Для примера приведу несколько гнезд родственных слов, в каждом из которых не проверяемая ударением сомнительная гласная (или гласные) пишется одинаково:

ОБЕЗЬЯН-а КОРАБЛЬ КОЛЕС-о

ОБЕЗЬЯН-к-а КОРАБЛ-ик КОЛЁС-ик-о

ОБЕЗЬЯН-ник КОРАБЕЛЬ-щик КОЛЁС-н-ый

  1. Образование сложных слов.

Во всех возможных случаях от запоминаемых ребенком слов важно образовывать наибольшее количество сложных слов. Это расширит «сферу грамотности» и одновременно будет способствовать прочности запоминания.

КОРАБЛЬ ВАГОН

КОРАБЛ-е-СТРОЕНИЕ ВАГОН-о-СТРОЕНИЕ

КОРАБЛ-е-СТРОИТЕЛЬСТВО ВАГОН-о-ВОЖАТЫЙ

КОРАБЛ-е-РЕМОНТНЫЙ ВАГОН-о-РЕМОНТНИК

КОРАБЛ-е-КРУШЕНИЕ ВАГОН-о-СТРОИТЕЛЬ

  1. «Тематическое» запоминание.

Запоминание некоторых групп слов, относящихся к одной и той же логической категории (фрукты, овощи и пр.) и имеющих одну и ту же не проверяемую ударением гласную в корне.

  • В названиях многих фруктов в безударном положении пишется буква А:

Апельсин

Абрикос

мАндАрин

бАнАн

грАнАт

Арбуз

  • Названия овощей целесообразно разделить на две группы с учетом содержащейся в их составе гласной О или А. Можно обратить внимание детей на то что, названия первых трех овощей второго столбика начинаются на букву К в безударном положении пишется буква А.

ОГУРЕЦ КАРТОФЕЛЬ

ПОМИДОР КАБАЧОК

МОРКОВЬ КАПУСТА

ГОРОХ САЛАТ

  • Слова, включающие в свой состав буквосочетания –ОРО-, -ОЛО-

сОЛОвей дОРОга

мОЛОко кОРОва

сОЛОма вОРОна

мОЛОток вОРОна

  1. Составление рифмованных «цепочек» слов.

Для облегчения запоминания можно пытаться рифмовать слова, соединяя их со словами:

  • МАЛО и МНОГО

мАло мАрмелАдА, мАло вАгонов, тАлонов, гАзонов,

но мнОго шОкОлада но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви

мАло мАндАринов и стАкАнов, мнОго сОбак и кОрОв,

но мнОго есть, Оврагов, Океанов а также лОпат, тОпОров





  • БЕЛЫЙ и СИНИЙ

БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы, Синюю сИнИцу, синюю сИрень,

Но бывают разве бЕлые стрЕкозы? ВасИлёчки синие вспоминал весь день..

Белых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

Встретишь только в сказках и в волшебных снах.

  • Также можно составлять двустишия с подбором в одной из строк всех слов с сомнительной гласной А, а в другой –О (или И и Е)

В кОрзинке кОнфеты, гОрОх, шОкОлад,

В тАрелке бАнАны, хАлвА, мАрмелад.



В кОтОмке мОркОвь, Огурец, пОмидОры,
В кАстрюле кАпуста, сАлАтов наборы.



  1. Использование занимательного материала.

Для первичного знакомства со словом целесообразно использовать изографы, карточки со словами, зашифрованными в картинках.

























Пояснительная записка.

Описание тренажёров.

Тренажеры по русскому языку разработаны для учащихся 1 – 4х классов в рамках Стратегии «Петербургская школа 2020» «Эффективная школа» и направлены на освоение детьми традиционного принципа письма.

Тренажер содержит более 20 видов различных упражнений, занимательный иллюстративный (более 300 иллюстраций) и текстовый ( более 500 словарных слов) материал.

Данный тренажер не является тестовым материалом.

Тренажеры разработаны в программе Microsoft PowerPoint и содержат 7 презентаций по следующим направлениям:

  1. для первичного восприятия словарного слова:

  • «Словарные слова в изографах»

Детям нужно отгадать слова, зашифрованные в изографах. Если ребенок испытывает затруднения, можно использовать кнопки подсказки: при нажатии синей кнопки появляются буквы в хаотичном порядке; при нажатии голубой кнопки появляется картинка, к заданному слову. Для самопроверки используется фиолетовая кнопка « проверь себя» (появляется ответ, с выделенным «опасным местом»).C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот морковь шаг 1.JPG



  • «Составь слово по картинкам»

C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот орех шаг 2.JPG

Детям нужно прочитать слово по первым буквам картинок. В качестве самопроверки ребенку предлагается кнопка «проверь себя».











  1. для актуализации изученного материала

  • «Восстанови слово» (в 4х частях)

1 часть

Детям нужно прочитать деформированные слова (по частям букв). В качестве самопроверки ребенку предлагается кнопка «проверь себя».C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот дефрагментированное слово.bmp







2 часть

Детям нужно прочитать деформированные слова (справа налево). В качестве самопроверки ребенку предлагается кнопка «проверь себя».









3 часть

Детям нужно прочитать деформированные слова (восстановить последовательность букв).

В качестве самопроверки ребенку предлагаются кнопки «ответ».



4 часть

Детям нужно вставить пропущенные гласные. Для самопроверки ребенок может нажать на место пропуска буквы «…», после чего появляется буква.








  • «Словарные слова от А до Я»

(содержит 6 видов заданий: выбери букву; вставь пропущенную букву; найди ошибку в слове, в предложении, в тексте и т.п.) C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот тренажер 14.JPG

Детям нужно найти ошибку в написании слов с удвоенной согласной. Ребенок должен навести курсор на место ошибки, и нажать на букву.





C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот теренажер1.JPG

Детям нужно выбрать букву, которая пропущена в словах, для этого ребенок должен нажать на табличку с буквой.







C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот тренажер 16.JPG

Детям нужно найти слова с удвоенной согласной и нажать на выбранное слово. При правильном ответе в лове появляются пропущенные буквы, при неверном ответе слово зачеркивается.





Детям нужно выбрать пропущенную букву для каждого слова и нажать на соответствующий кружок. При верном выборе буква появляется в слове. При неправильном нажатии кружок окрашивается в контрастный цвет.





Детям нужно найти ошибки в предложениях, для этого ребенок должен найти место ошибки и нажать на него. При верном ответе появляется верная буква, при неправильном ответе звучит звуковой сигнал, предупреждающий об ошибке.C:\Documents and Settings\Комарова\Мои документы\Мои рисунки\скриншот тренажер 18.JPG





Область применения:

  • урок: знакомство со словом, закрепление полученных знаний, подготовка к проверочным работами, словарным диктантам

  • дистанционное обучение: дополнительное задание, домашнее задание



Технология использования

Тренажёры могут быть использованы для фронтальной, групповой (использование интерактивной доски) и индивидуальной (использование

школьного или домашнего компьютера) работы.

Ресурсное обеспечение:

компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс

Ожидаемые результаты применения электронных тренажеров (опираясь на ФГОС):

  • активизация познавательной деятельности;

  • повышение качественной успеваемости школьников по русскому языку;

  • развитие навыка самообразования и самоконтроля школьников младших классов;

  • повышение уровня комфортности обучения;

  • снижение дидактических затруднений у учащихся;

  • повышение активности и инициативности младших школьников на уроке;

  • развитие информационного мышления школьников;

  • формирование информационно – коммуникационной компетенции;

  • приобретение навыков работы компьютере учащимися начальной

школы с соблюдением правил безопасности (согласно СанПиН).



Используемые ресурсы.

Методическая литература:

  • Л.Г. Парамонова, Русский язык. Правописание и грамматика - С-Пб.: Дельта, 2001.

  • Л.Г.Парамонова, Упражнения для развития речи - С-Пб.: Дельта, 2001.

Интернет ресурсы:

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/88/493750.jpg ;

http://www.google.ru/imghp?hl=ru&ie=UTF-8&tab=wi ;

http://images.yandex.ru/ ;



Все изографы выполнены в программе Paint .

























Уважаемые коллеги!

Очень рада тому, Вы что обратили внимание на мою работу.

Спасибо.



Эту и другие мои работы Вы можете найти на сайтах:





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ