Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс
Тема: Тема и основная мысль текста
Педагогическая цель: Создать условия для сопоставления темы и основной мысли текста, условия для развития внимания, наблюдательности, привития аккуратности.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты (предметные): уметь определять основную мысль и тему.
Универсальные учебные действия ( метапредметные ) :
Регулятивные: Научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, выполнять действия в сотрудничестве с учителем, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи, осуществлять контроль;
Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные: Научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ , уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика.
Формы и методы: Формы: фронтальная ,индивидуальная.
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Тема и основная мысль текста.
Цели: Учить сопоставлять тему и основную мысль текста. Отрабатывать умение определять основную мысль и тему. Учить составлять текст исходя из темы и опираясь на основную мысль.
1.Организационный момент.
На доске слова: ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СМЕКАЛКА, ЭГОИЗМ, ТЕРПЕНИЕ.
-Прочитать про себя, вслух. Все ли слова нам нужны на уроке?
-Как сказать одним словом ? (Это качества человека)
_А какими качествами вы владеете, мы постараемся проявить эти качества на уроке!
2.Чистописание.
На доске слова: Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечал, местность.
_ Я загадаю: Это имена существительные, в них одна и та же буква – орфограмма.(Т) – А как проверить эту букву, подберём проверочные слова.
Разминка.Массаж рук
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни (хлопки)
Хочешь этак, хочешь так-
Не обидятся никак.(руки поварачивают)
Тт Т т
От топота копыт пыль по полю летит.
_Какие качества вы использовали (терпение, внимание)
3.Работа со словарными словами
- Найти слова и записать во множественном числе.
-Проговорить действия (найдём слово, поставим во множественном числе и запишем)
Апсбябиблиотекаралвдорогациталлеявюдорколлективупраспассажир
4.Новый материал
- У нас проблема. Мы должны вставить слова в это определение.
…..называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких …, объединённых одной …., тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.
-о чём идёт речь?
-Какая же тема нашего урока?
-Какие виды текстов вы знаете ?(повествовательные, описание, рассуждение)
Сейчас я прочитаю вам рассказ К. Скребицкого , а вы определите какой это текст.
Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили. А медвежонка принесли в деревню.
Хозяин налил в плошечку молока. Малыш ходит кругом, не пьёт. Скулит.Охотник намочил молоком свой палец и дал лизнуть зверьку. Медвежонок стал сосать палец и заодно тянуть молочко.
Ночью все проснулись от громкого плача. Это Мишка заплакал. Он замёрз. Укрыл его охотник полушубком. Заснул медвежонок.
-О чём говорится в тексте (о маленьком медвежонке)
Как можно озаглавить текст (Медвежонок. Малыш.)
Если в тексте говорится о медвежонке. То тема данного текста-медвежонок.
5.Работа с учебником. Стр55 правило. Упр102
-Что такое основная мысль текста (Предложение ,в которое заключена главная идея автора – основная часть.
6.Закрепление.
-Работа в парах.
Упр 103. Прочитать, найти предложение, в котором заключена основная мысль текста. Главное о чём хотел сказать автор.Записать.
Проверка.(учитель зачитывает предложение (Может быть ,именно эти несколько глотков спасли ей жизнь.)-Кто справился без ошибок?
-Работа в группах.(каждой группе выдаются карточки с текстом)
- Озаглавить текст, т.е.кратко назвать основную мысль.
Однажды мы пошли в лес и услышали звук топора. Два мальчика срубили осину.
Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это поработал червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел лечил дерево. Семь дырок сделал доктор. Только на восьмой захватил вредителя. Съел «хирург» червяка и спас осину. А ребята её погубили.
- что значит «Озаглавить текст» (Кратко назвать тему или основную мысль)
- Возвращаемся к проблеме урока. Вставить три слова
Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.
7.Итог урока . Оценки. Домашнее задание: упр 105
-Какое настроение у вас после урока? Положить карточку к весёлому или грустному человечку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ