Русский язык "Тема и основная мысль текста" 4 класс

Тема: Тема и основная мысль текста


Педагогическая цель: Создать условия для сопоставления темы и основной мысли текста, условия для развития внимания, наблюдательности, привития аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные): уметь определять основную мысль и тему.

Универсальные учебные действия ( метапредметные ) :

Регулятивные: Научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, выполнять действия в сотрудничестве с учителем, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи, осуществлять контроль;

Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ , уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Формы и методы: Формы: фронтальная ,индивидуальная.


Урок русского языка в 4 классе

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цели: Учить сопоставлять тему и основную мысль текста. Отрабатывать умение определять основную мысль и тему. Учить составлять текст исходя из темы и опираясь на основную мысль.


1.Организационный момент.

На доске слова: ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СМЕКАЛКА, ЭГОИЗМ, ТЕРПЕНИЕ.

-Прочитать про себя, вслух. Все ли слова нам нужны на уроке?

-Как сказать одним словом ? (Это качества человека)

_А какими качествами вы владеете, мы постараемся проявить эти качества на уроке!

2.Чистописание.

На доске слова: Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечал, местность.

_ Я загадаю: Это имена существительные, в них одна и та же буква – орфограмма.(Т) – А как проверить эту букву, подберём проверочные слова.


Разминка.Массаж рук

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни (хлопки)

Хочешь этак, хочешь так-

Не обидятся никак.(руки поварачивают)


Тт Т т

От топота копыт пыль по полю летит.

_Какие качества вы использовали (терпение, внимание)


3.Работа со словарными словами

- Найти слова и записать во множественном числе.

-Проговорить действия (найдём слово, поставим во множественном числе и запишем)

Апсбябиблиотекаралвдорогациталлеявюдорколлективупраспассажир

4.Новый материал

- У нас проблема. Мы должны вставить слова в это определение.

…..называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких …, объединённых одной …., тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

-о чём идёт речь?

-Какая же тема нашего урока?

-Какие виды текстов вы знаете ?(повествовательные, описание, рассуждение)

Сейчас я прочитаю вам рассказ К. Скребицкого , а вы определите какой это текст.


Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили. А медвежонка принесли в деревню.

Хозяин налил в плошечку молока. Малыш ходит кругом, не пьёт. Скулит.Охотник намочил молоком свой палец и дал лизнуть зверьку. Медвежонок стал сосать палец и заодно тянуть молочко.

Ночью все проснулись от громкого плача. Это Мишка заплакал. Он замёрз. Укрыл его охотник полушубком. Заснул медвежонок.


-О чём говорится в тексте (о маленьком медвежонке)

Как можно озаглавить текст (Медвежонок. Малыш.)

Если в тексте говорится о медвежонке. То тема данного текста-медвежонок.

5.Работа с учебником. Стр55 правило. Упр102

-Что такое основная мысль текста (Предложение ,в которое заключена главная идея автора – основная часть.

6.Закрепление.

-Работа в парах.

Упр 103. Прочитать, найти предложение, в котором заключена основная мысль текста. Главное о чём хотел сказать автор.Записать.

Проверка.(учитель зачитывает предложение (Может быть ,именно эти несколько глотков спасли ей жизнь.)-Кто справился без ошибок?

-Работа в группах.(каждой группе выдаются карточки с текстом)

- Озаглавить текст, т.е.кратко назвать основную мысль.


Однажды мы пошли в лес и услышали звук топора. Два мальчика срубили осину.

Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это поработал червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел лечил дерево. Семь дырок сделал доктор. Только на восьмой захватил вредителя. Съел «хирург» червяка и спас осину. А ребята её погубили.

- что значит «Озаглавить текст» (Кратко назвать тему или основную мысль)

- Возвращаемся к проблеме урока. Вставить три слова


Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

7.Итог урока . Оценки. Домашнее задание: упр 105


-Какое настроение у вас после урока? Положить карточку к весёлому или грустному человечку.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ