Сценарий "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ"
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ»
Цели: - способствовать формированию потребности и стремления
к изучению русского языка;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
- учить учащихся не быть равнодушными и безучастными к
засорению русского языка.
Ведущий: Мы совершим с вами путешествие в страну Занимательной Грамматики. Нас ждут интересные встречи и новые открытия. Итак, впёрёд – во владения Великого Русского Языка.
Чтец I: Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин. Русский язык»)
Чтец II: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Чтец III: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык.
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Школьник, работай, будь людям полезен –
Выучи русский язык!
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
Играют две команды учащихся. Правильные ответы оцениваются карточками. В конце игры подводятся итоги. Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками.
На игровом поле несколько станций.
СТАНЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
1. Когда ставится тире между 1. Из каких частей состоит слово-
подлежащим и сказуемым? сочетание? Пример.
Пример.
2. Какие предложения назы- 2. Какие предложения называются
ваются нераспространен- побудительными? Пример.
ными? Пример.
3. Какие твердые согласные 3. Какие мягкие согласные не имеют
не имеют пары по мягкости? пары по твердости? Пример.
Пример.
4. Какие глухие согласные 4. Какие звонкие согласные не
не имеют парных звуков? имеют парных звуков? Пример.
Пример.
Вопросы болельщикам.
1. Где живут буквы? (алфавит).
2. Почему существуют два слова: азбука и алфавит? Почему так называются?
3. Вставьте пропущенные слова, проверьте в них согласную:
На бахче у нас растет. Чтоб скорей в библиотеке
Как разрежешь сок течёт, Отыскать ты книгу смог.
Свеж и сладок он на вкус, В ней бывает картотека,
Называется арбуз. Специальный каталог.
СТАНЦИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ
1. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
2. К какому правилу относятся слова-исключения?
Слышать, видеть и обидеть,
гнать, дышать и ненавидеть,
и держать, вертеть, терпеть,
и зависеть, и смотреть.
(спряжение глаголов).
3. О каком правиле идет речь в стихотворении?
Цыпленок в цирке выступал,
играл на цимбалах,
на мотоцикле разъезжал
и цифры знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы? (правописание И-Ы после Ц)
4. Вспомните правило, зашифрованное в стихотворении:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз, из, через, раз и без,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить. (З-С на конце приставок)
На данные правила командам предлагаются следующие задания:
1. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов:
Прим…рить врагов, св…ла по ступенькам,
св…рить картофель, прим…рять платье,
вылет…т птица, мальчик поед…т,
храбрый побежда…т. сестра не вер…т.
2. Составь слово:
В нём приставка такая же, как Это однокоренное слово со
в слове подруга. Корень – как словом лётчик. Приставка - как в
в слове игрушка. Суффиксы глаголе перепрыгнул. Суффиксы
такие же, как в слове читал. те же, что в слове читал.
(поиграл) (перелетал)
Задания болельщикам
1. Закончите пословицу:
1) не спеши языком – 1) сам пропадай,
торопись делом; а товарища выручай;
2) с кем поведёшься, 2) глаза страшатся,
от того и наберёшься; а руки делают;
3) хочешь много знать – 3) грамоте учиться -
надо мало спать; всегда пригодится;
4) по одёжке встречают, 4) не сиди сложа руки,
а по уму провожают. так и не будет скуки.
2. Объясните значение выражений:
1) втирать очки - 1) намылить шею –
обманывать кого-либо для задать взбучку,
своей выгоды; побить кого-либо;
2) обводить вокруг пальца - 2) кричать во всю ивановскую
хитро обманывать; кричать очень громко;
3) хоть иголки собирай - светло; 3) не видно ни зги – темно;
4) коломенская верста – высокий. 4) от горшка два вершка -
маленький.
СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
Учащиеся обеих команд разыгрывают сценки.
СЦЕНКА «РАЗГОВОР БУКВ»
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить
стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор –
никчемные слова, -
Услыша этот спор, сказала буква А, -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
СЦЕНКА «ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ»
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за три года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал: Взятельный,
Грязнительный, Лежательный,
Грубительный, Ленительный,
И, наконец, Простительный!
Задания болельщикам
1. Вставьте пропущенные буквы и определите падеж имен существительных:
1) участвовать в уборк… 1) работать на комбайн…
2) соловьиную трель 2) жалеть ворону.
2. Вставьте пропущенные буквы:
1) медвеж…я берлога 1) трудолюбивые мурав…и
2) срочное об…явление 2) крутой под…ем
Задание командам
Отгадайте по очереди следующие загадки:
1. Он на вокзале есть всегда, 1) Загадка эта нелегка:
К нему приходят поезда, Пишусь всегда через два К.
Двойное Р содержит он, И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется ПЕРРОН. А называюсь я ХОККЕЙ.
2. На большие расстояния 2) Простое слово промежуток:
Мчится он без опоздания, В театре несколько минуток,
Пишется в конце два С, Пока начнется новый акт,
Называется ЭКСПРЕСС. Мы называем все АНТРАКТ.
3) На время что-то прекратив, 3) В борьбе, в труде устали слишком
Мы объявляем ПЕРЕРЫВ. Дают уставшим ПЕРЕДЫШКУ.
4) Я антоним к слову зной, 4) Не бываю без начала,
Я в реке, в тени густой, Близкий родственник причала,
И в бутылке лимонада, Делу всякому венец,
А зовут меня ПРОХЛАДА. Называюсь я КОНЕЦ.
5) Я антоним шума, стука, 5) Я – все то, что есть на свете,
Без меня вам ночью мука, Все народы на планете,
Я для отдыха, для сна, Мой омоним – враг войны,
Да и в школе я нужна. Друг труда и тишины,
Называюсь ТИШИНА. МИР.
СТАНЦИЯ СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ
1. Дана пропорция: Б/П = Д/? Что должно стоять на месте вопроса? (Т).
2 .В каком слове сорок А? (Сорока).
3 В каких словах по 100 согласных? (Стон, стол, стог, стоп).
4. Как слово мел можно превратить в мелкое место, угол – в топливо,
шест – в число? (Мель, уголь, шесть).
5. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать
желанного в доме человека? (Сделать К звонким – гость).
6. Как можно превратить слово семя в слово семья? (Вставить
разделительный Ь)
7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
8. Чем кончается день и ночь? (Ь).
9. Что стоит посредине земли? (М).
10. Что слышится в начале урока? (У).
11. Чем кончается лето и начинается осень? (О).
12. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (Стонет).
13. Какое женское имя получится, если написать 30 раз Я? (Зоя).
14. Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут
девочек? (Алла, Анна).
15. Как большой дом превратить в маленький? (дом + суффикс ик = домик).
16. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
17. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку,
прошитую на швейной машинке).
18. Каким ключом нельзя открыть замок? (Музыкальным ключом,
скрипичным, басовым).
19. На доске написано: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допущена ли
ошибка в вычислении? (Нет, обратите внимание на ударение).
20. В стране Занимательной Грамматики рады гостям. Что было написано на
плакате до того, как ветер унес согласные буквы?
(-О--О -О-А-О-А-Ь!) (ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!)

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ