Сценарий урока «Оформление высказываний при записи диалога с репликами и словами автора»

Сценарий урока

«Оформление высказываний при записи диалога

с репликами и словами автора».

Учитель начальных классов школы №2090

Максимова Юлия Юрьевна


Данный урок проводится в первой четверти 3 класса по программе В.Репкина (система Эльконина-Давыдова). Урок предполагает самостоятельное выведение учащимися правила постановки знаков препинания при анализе текста учебника.

Во 2 классе по программе этого курса дети уже знакомились с особенностями записи диалога и знают о необходимости ставить тире перед каждой репликой.

Программа курса уделяет особое внимание такой форме работы с печатным текстом, как списывание. Алгоритм списывания предполагает орфографический анализ, самодиктовку и формирование умения проверять текст, проводя сопоставление с образцом. Это умение ПРОВЕРЯТЬ себя — наиболее сложный в формировании навыка этап. На данном уроке детям будет дана возможность не только оттачивать навык самоконтроля при письме, но и анализировать по предложенным критериям качество своей работы по правилу.


Цели:

  1. Познавательные:

- ввести правила оформления высказываний, содержащих реплику и слова автора;

  1. Развивающие (метапредметные):

- развитие способности понимания,

- развитие коммуникативных навыков,

  1. Воспитательные:

  • формирование адекватной самооценки,

  • воспитание уважительного отношения к труду через анализ содержания текста.


Ход урока:

  1. Постановка учебной задачи.

Организация практического действия с материалом текста.

У: Прочитайте, пожалуйста, текст (упр.18 стр.31-33 учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть В.Репкин, Е.Восторгова и пр. Вита-пресс -2013) Предлагаю дать текст детям на листах, чтобы не было подсказки в вопросах к упр.

Материал упражнения 18.

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- Ещё для чего? - спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А ещё?

- Чтобы кошку гладить.

- А ещё?

- Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только обо всех судил по своим рукам, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится. (по Е.Пермяку)

В упражнении приводится правило в текстовом варианте и схематично.



Уч: Сколько человек необходимо, чтобы прочитать этот текст по ролям?

Д: Три человека: Петя, дедушка, автор.

Уч: Предлагаю в группах по три человека прочитать текст по ролям выразительно.

Групповая работа учащихся (3 мин.)

Представление работы. Слушаем 2-3 группы с чтением текста.

Уч: (с вопросом к читавшим детям) Как вы определяли, что пора вступать?

Д: По наличию тире перед высказыванием (ответы тех, кто читал роль Пети и дедушки). Слова автора начинали высказывание или заканчивали.

Уч: Что помогло вам ориентироваться?

Д: Знаки препинания.

Уч: А по какому правилу расставлены знаки в тексте? Давайте наблюдать.


  1. Изучение нового материала.

Уч: Мы выделили в тексте слова автора, обозначим их буквой А, а так же реплики героев — Р.

Попробуйте, пользуясь текстом, составить схемы расстановки знаков препинания.

Групповая работа уч-ся (в группах по 5 чел.) Каждой группе даем свое предложение.

Вариант: все группы анализируют весь набор предложений, далее сопоставляем полученные результаты.

Представление работ уч-ся.

Результат может быть таким:



Сопоставляем полученные схемы с теоретическим материалом учебника, при необходимости вносим изменения. Дядюшка Ус (герой учебника) описывает схемы так:

«Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие. Если слова автора стоят после реплики, перед ними ставится тире, а в конце реплики вместо точки ставится запятая. Реплика всегда пишется с большой буквы. Слова автора после реплики начинаются с маленькой буквы.» (учебник стр.33)

Чтобы такая формулировка для ученика 3 класса стала простой и ясной, включаем элемент игры (вариант — работа в парах).

Один ученик читает правило по книге, а второй показывает знак называемого понятия на схеме у доски (на листе группы). Повторяем игру несколько раз. Можно предложить сильному ученику рассказать правило с опорой на схему своими словами.

Уч: Теперь попробуем воспользоваться правилом.

  1. Применение нового знания.

Варианты работы (зависят от уровня подготовки уч-ся):

  • Предложить детям расставить знаки препинания в тексте при списывании.

  • Продиктовать 2-3 предложения диалога из текста упр. 18. (предпочтительнее)

Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

(Правописание некоторых слов учитель поясняет.)

Обязательный этап — проверка записанного текста по печатному образцу с целью исправления допущенных ошибок, предоставление возможности ученику понять, смог ли он воспользоваться правилом с опорой на схему.

5. Рефлексия. Этап самооценки. (5 мин.)

Уч: Какую работу мы выполнили сегодня на уроке?

Д: читали, составляли схемы, работали с правилом, записали текст.

Учитель оговаривает условия (если критерии не обсуждались ранее), при которых ребенок был успешен на каждом этапе.

  • Дети оценивают себя и проставляют в тетрадях: 1.+ 2.+ 3.- 4.+

Организуем обсуждение: в каких позициях были успехи, что далось непросто.

ДЗ упр.19


Список использованной литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы/ В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1. - 12-е изд. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013.

  2. Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова)/ программа В.В.Репкина: Пособие для учителя начальной школы. - 2-е изд. - М.:Вита-Пресс,2004.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ