Сценарий урока «Оформление высказываний при записи диалога с репликами и словами автора»
Сценарий урока
«Оформление высказываний при записи диалога
с репликами и словами автора».
Учитель начальных классов школы №2090
Максимова Юлия Юрьевна
Данный урок проводится в первой четверти 3 класса по программе В.Репкина (система Эльконина-Давыдова). Урок предполагает самостоятельное выведение учащимися правила постановки знаков препинания при анализе текста учебника.
Во 2 классе по программе этого курса дети уже знакомились с особенностями записи диалога и знают о необходимости ставить тире перед каждой репликой.
Программа курса уделяет особое внимание такой форме работы с печатным текстом, как списывание. Алгоритм списывания предполагает орфографический анализ, самодиктовку и формирование умения проверять текст, проводя сопоставление с образцом. Это умение ПРОВЕРЯТЬ себя — наиболее сложный в формировании навыка этап. На данном уроке детям будет дана возможность не только оттачивать навык самоконтроля при письме, но и анализировать по предложенным критериям качество своей работы по правилу.
Цели:
Познавательные:
- ввести правила оформления высказываний, содержащих реплику и слова автора;
Развивающие (метапредметные):
- развитие способности понимания,
- развитие коммуникативных навыков,
Воспитательные:
формирование адекватной самооценки,
воспитание уважительного отношения к труду через анализ содержания текста.
Ход урока:
Постановка учебной задачи.
Организация практического действия с материалом текста.
У: Прочитайте, пожалуйста, текст (упр.18 стр.31-33 учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть В.Репкин, Е.Восторгова и пр. Вита-пресс -2013) Предлагаю дать текст детям на листах, чтобы не было подсказки в вопросах к упр.
Материал упражнения 18.
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- Ещё для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А ещё?
- Чтобы кошку гладить.
- А ещё?
- Чтобы камешки в речку бросать...
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только обо всех судил по своим рукам, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится. (по Е.Пермяку)
В упражнении приводится правило в текстовом варианте и схематично.
Уч: Сколько человек необходимо, чтобы прочитать этот текст по ролям?
Д: Три человека: Петя, дедушка, автор.
Уч: Предлагаю в группах по три человека прочитать текст по ролям выразительно.
Групповая работа учащихся (3 мин.)
Представление работы. Слушаем 2-3 группы с чтением текста.
Уч: (с вопросом к читавшим детям) Как вы определяли, что пора вступать?
Д: По наличию тире перед высказыванием (ответы тех, кто читал роль Пети и дедушки). Слова автора начинали высказывание или заканчивали.
Уч: Что помогло вам ориентироваться?
Д: Знаки препинания.
Уч: А по какому правилу расставлены знаки в тексте? Давайте наблюдать.
Изучение нового материала.
Уч: Мы выделили в тексте слова автора, обозначим их буквой А, а так же реплики героев — Р.
Попробуйте, пользуясь текстом, составить схемы расстановки знаков препинания.
Групповая работа уч-ся (в группах по 5 чел.) Каждой группе даем свое предложение.
Вариант: все группы анализируют весь набор предложений, далее сопоставляем полученные результаты.
Представление работ уч-ся.
Результат может быть таким:
Сопоставляем полученные схемы с теоретическим материалом учебника, при необходимости вносим изменения. Дядюшка Ус (герой учебника) описывает схемы так:
«Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие. Если слова автора стоят после реплики, перед ними ставится тире, а в конце реплики вместо точки ставится запятая. Реплика всегда пишется с большой буквы. Слова автора после реплики начинаются с маленькой буквы.» (учебник стр.33)
Чтобы такая формулировка для ученика 3 класса стала простой и ясной, включаем элемент игры (вариант — работа в парах).
Один ученик читает правило по книге, а второй показывает знак называемого понятия на схеме у доски (на листе группы). Повторяем игру несколько раз. Можно предложить сильному ученику рассказать правило с опорой на схему своими словами.
Уч: Теперь попробуем воспользоваться правилом.
Применение нового знания.
Варианты работы (зависят от уровня подготовки уч-ся):
Предложить детям расставить знаки препинания в тексте при списывании.
Продиктовать 2-3 предложения диалога из текста упр. 18. (предпочтительнее)
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
(Правописание некоторых слов учитель поясняет.)
Обязательный этап — проверка записанного текста по печатному образцу с целью исправления допущенных ошибок, предоставление возможности ученику понять, смог ли он воспользоваться правилом с опорой на схему.
5. Рефлексия. Этап самооценки. (5 мин.)
Уч: Какую работу мы выполнили сегодня на уроке?
Д: читали, составляли схемы, работали с правилом, записали текст.
Учитель оговаривает условия (если критерии не обсуждались ранее), при которых ребенок был успешен на каждом этапе.
Дети оценивают себя и проставляют в тетрадях: 1.+ 2.+ 3.- 4.+
Организуем обсуждение: в каких позициях были успехи, что далось непросто.
ДЗ упр.19
Список использованной литературы:
Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы/ В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1. - 12-е изд. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова)/ программа В.В.Репкина: Пособие для учителя начальной школы. - 2-е изд. - М.:Вита-Пресс,2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ