Сценарий урока русского языка в 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Северьянова Е.М.

Тема урока: «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн».

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: учить грамотному правописанию сочетаний чк,чн,чт,щн.


Основные задачи урока:

  уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, творческие способности.

воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.

 Оборудование: презентация, облачко с заданием, листочки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся, смайлики и осенняя полянка для рефлексии.


Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.



Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).







Структурные

элементы урока

(этапы урока)

Содержание урока

УУД

Цели

деятельности

учителя

Цели деятельности ученика

  1. Орг. момент

(1 мин)




  1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Слайд 1

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

Все к работе приступаем.

- Пожалуйста, садитесь.

-Настроимся на работу на уроке.

(дети повторяют за учителем слова)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Посмотрите за окно. Какое сейчас время года?

(наступила осень)

- Какая сегодня погода? (погода пасмурная)

- Какие изменения происходят в природе осенью?

(стало холоднее, идёт дождь, небо серое, птицы собираются в стаи и улетают на юг)

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс, и чтобы в эти осенние дни у нас всегда было хорошее настроение.

- Откройте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Не забываем о посадке во время работы с тетрадью.


Установление готовности учащихся к учебному занятию.



Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.

Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.











Подготовка к работе


- коммуникативные УУД

3.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

(6 мин)

Слайд 2


- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показ слайда)

- Что приготовила тучка? (задания)

- Она приготовила для нас задание

- Чтобы она ушла, нужно их выполнить. Посмотрим, что это за задания .

- Оказывается это загадки.

Загадки

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл ? (сентябрь)

Всё мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Слайд 4

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Слайд 4

Слайд 5

На слайде: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Это словарные слова. Из-за безударных гласных они занесены в словарь, их нельзя проверить никакими правилами. Надо запомнить, как пишутся слова.

- Что общего в словах? (на конце после согласного пишется ь знак)

-Какую роль играет Ь в словах? (смягчает согласный звук)

Запишите эти слова себе в тетрадь.

Слайд 6

- Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить.- Следующее задание, которое приготовила тучка.

На экране три группы слов:

бол… бан…ка печ…ка

кон… ден…ки хищ…ник

пен… пал…то реч…ной

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что о них можно сказать? (Это мягкие согласные.)

- Как на письме обозначается мягкость согласного?

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягким знаком.)

- Во втором столбике? (пишется ь знак после согласного перед другим согласным)

- Что общего в написании орфограмм в первом и во втором столбике? (слова пишутся с ь знаком, поэтому согласные произносятся мягко)




Создание проблемной ситуации, поиски делового режима.

Средства:

  1. Побуждающие вопросы.

2. Определение дальнейшей темы урока детьми.

3. Выделение главной идеи урока.

4. Совместное целеполагание.




- познавательные УУД

(умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).


Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.


Задачи:

  1. Актуализировать опорные знания.

  2. Спланировать предстоящую деятельность

-личностные УУД

(формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).


-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности


4.Выявление места и причины затруднения.

(3 мин)


- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это мягкие согласные.)

- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости этих согласных? (Нет.)

- Почему? (они сами всегда мягкие)

- Какие получились сочетания в словах? (чк, щн,чн, )


Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний.

Задача: обеспечение эффективного восприятия

Активные действия ученика по усвоению новых знаний.

-познавательные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)


- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

(правильно писать сочетания чк, чн, щн в словах)

Слайд 7


Создание условий для правильной постановки проблемы урока


Умение сформулировать проблему урока

- личностные УУД

- коммуникативные УУД

6.Реализация построенного проекта.

(4 мин)

Слайд 8

- Но что-то наша тучка не уходит, чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА

- Какой звук вы слышите в середине слова? ([ч])

- Что вы можете сказать о звуке [ч]? (Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий).

- Молодцы.

- А нужно ли после буквы ч в слове тучка писать ь знак?(нет)

- Почему? (потому что звук[ч] всегда мягкий и не бывает твёрдым)

- Давайте откроем учебники и прочитаем сообщение на

с. 23.

- О чём узнали из сообщения? (Звук [ч] и звук [щ] непарные

мягкие. При письме их мягкость показывать не надо.)


Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала

Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели.

-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль);

- коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении)

7. Физпауза видеоклип «Золотая осень»

(3 мин)



Слайд 9

- А теперь давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и послушайте «Лунную сонату » Л.В.Бетховена. Можете закрыть глаза и представить себя в осеннем лесу, а можете посмотреть на доску и увидеть на доске всю ту красоту осеннего леса

видеоклип «Золотая осень» под муз Л.В.Бетховена

«Лунная соната»






8. Первичное закрепление

1)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Работа в парах

(9 мин)

- Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. Эти листочки опустились к вам на парты, но они непростые, а с заданиями. Вы должны правильно написать слова, применяя изученное правило.

Слайд 10

Задание даётся на заготовленных листочках. Подчеркнуть ЧН, ЧК, ЧТ,ЩН (каждый самостоятельно)

Печ(?)ка, поч(?)та, соч(?)ный, удоч(?)ка,овощ(?)ной ноч(?)ка, точ(?)ка, сроч(?)но.


Прямо на листочках.

- Проверим. (несколько учеников называют слова)

печка почта

удочка сочный

ночка овощной

точка срочно

- А теперь оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. (дети показывают карточки, оценивают себя)

- МОЛОДЦЫ! Я вижу, что все с данной работой справились.

Работа с карточками в парах.

- А сейчас мы будем работать в парах.

На стол к вам прилетело осеннее облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте стихотворение и задание.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- О ком это стихотворение? (в стихотворении говорится о синичке, о том что ей станет скоро тяжело искать корм, потому что выпадет снег и мы должны будем ей помогать и не только ей, но и все остальным птицам зимой)

- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.

Воспитательный момент.

Слайд 11

(показ синицы и прослушивание её пения)

- Скоро выпадет снег, и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть?

- Вы можете сыпать хлебнее крошки, но а синички больше всего любят кусочки сала и семечки.

- А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

- Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.

Слайд 12

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.



Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации.

Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля




































Представить возможность учащимся прослушать пение синички


- коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

9.Физпауза (3 мин)

Игра

- Ну а сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы приседаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать.

Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон.


Проведение разминки и в то же время проверка уровня осознанности учениками нового учебного материала

-познавательные УУД включение в систему знаний, при повторении.

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

10. Включение в систему знаний. Повторение.

(5 мин)

Слайд 13

- Ребята, а теперь мы с вами пойдём в осенний лес, где растут разные грибы. Но грибы не простые, а волшебные.

Нам нужно будет собрать только правильные грибы. На всех грибах есть слова. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, помнить то правило, которое мы с вами выучили. (дети по очереди подходят к компьютеру и выбирают ответы)

- Молодцы, ребята! Вы правильно собрали грибы в корзиночку. А почему остальные грибы мы не взяли? (потому что в них сочетания со звуками [ч] и [щ] написано не правильно)

Проверить своё умение применять новое учебное содержание

-познавательные УУД,

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

11. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(6 мин)

- Наш урок подходит к концу.

Какую проблему урока мы решали? (мы учились писать сочетания со звуками [ч] и [щ].)

Слайд 14

- Что вы узнали? (при письме мягкость звуков[ч] и [щ] показывать не надо, т.к. они и так всегда мягкие. Сочетания чк, чн, чт, щн пишутся без ь знака)

-Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

- Что вам понравилось? (ответы детей)

- Что вы не поняли?

- Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн, чк, чт, чщ. (дети проговаривают)

- А сейчас давайте оценим работу тех, кто сегодня отвечал у нас на уроке. Какую оценку вы дадите ребятам. (дети показывают сигнальные карточки и объясняют почему они дают такую оценку) Слайд 15

- Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга.

-А сейчас мы отправимся на осеннюю полянку, возьмём своих человечков, чтобы показать своё настроение с которым мы заканчиваем наш урок. (дети выходят к доске и прикрепляют человечков на осеннюю полянку)

- Посмотрите на полянку, какое настроение у вас остаётся после урока? (все человечки улыбаются)

Домашнее задание.

- Откроем дневники и запишем задание.

упр. 43 С. 23

- Спасибо за урок. Слайд 16



Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний.



Побуждать учащихся к совершенствованию знаний.

Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались.

Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации.

-регулятивные УУД


- коммуникативные УУД,








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ