Шуточные диктанты на уроках русского языка
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕЖ № 33
Методическая разработка дидактического материала
по дисциплине «Русский язык»
по теме: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
Автор разработки: преподаватель русского языка и литературы Черанёва Н.А.
2014
Аннотация.
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональном образовании.
Содержание
1 Аннотация…………………………………………………………………………………… 2
2. Содержание………………………………………………………………………………… 3
3. Введение……………………………………………………………………………………. 4
4. Основная часть……………………………………………………………………………... 5
5. Заключение…………………………………………………………………………………. 7
6. Список использованных источников……………………………………………………… 8
Введение.
В соответствии с Государственным стандартом образования главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.
Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»
Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью формирования орфографической зоркости у обучающихся.
К разработке данного дидактического материала меня подтолкнула идея учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1108, г. Москвы Ивановой Ирины Самуиловны.
Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих учеников. Складывая их в отдельную папку, накопила неплохой дидактический материал. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.
Основная часть
Диктант «Мягкий знак после шипящих»
Витька в походе.
Витька решил отправиться с классом в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Витька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный.
Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало.
Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь.
Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Витька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш.
Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу.
Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов.
Домой туристы вернулись за полночь…
Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»
Витька-кашевар.
Витька – кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов.
Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Витька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды…
Полчаса пролетели быстро.
Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена.
После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.
Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»
Весенняя прогулка.
На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг…
В этот прекрасный день Витька шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.
Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»
Витька на море.
Витька ехал отдыхать на Каспийское море.
Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Витька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника.
И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Витька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра.
Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился.
Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель.
В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.
Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»
Витька на каникулах.
Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь.
«Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика.
«Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику.
«Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.
Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»
Витька-вратарь.
Небезызвестный всем Витька попал в больницу.
Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельным классом. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных одноклассников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Витька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Витька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу.
Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.
Заключение
Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.
Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.
Список использованных источников
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ