Технологическая карта "Согласные звуки" 5 Класс
Технологическая карта
ФИО Цильке Юлия Владимировна
(полностью)
Место работы МБОУ СОШ № 164 г.о. Самары
Должность учитель
Предмет Русский язык
Класс 5
Тема Согласные звуки.
Базовый учебник Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,
«Просвещение», 2008/Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова,
Л.Т. Григорян и др.
Цели урока:
Показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок;
развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности;
дать понятие согласный звук, твердый/мягкий согласный; способы образования согласных звуков; парные и непарные твердые и мягкие согласные.
Научить различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: понимать роль звукописи в художественных текстах
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: понимать, как образуются согласные звуки
Получат возможность научиться: различать согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости
УУД личностные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
УУД регулятивные: продолжить развитие наглядно-образного и логического мышлений, зрительной и слуховой памяти, устной монологической и письменной речи, творческого воображения, умения работать в группе.
УУД коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование: компьютер, учебники по русскому языку, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организа-ции взаимодей-ствия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежу-точный контроль
1
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово:
- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.
Дети показывают карточки с изображением веселого человечка.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Фронталь-ная
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)
Листы обратной связи
2.Актуали-зация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы
Работа с художественным текстом (слайд 1)
- Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте ее внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
- Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
- А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
- Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
- Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать: «А-а-а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
- Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
- Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
- Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
- Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим на этот вопрос, а в конце урока вернемся к нему и узнаем ответ.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Обдумывают ответ на вопрос и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Фронталь-ная
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: слушают, задаютвопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы
3.Выявле-ние места и причины затруднения
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?
Слайд 2
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?
Слайд 3
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Групповая
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Устные ответы
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
- Как вы думаете, какие звуки – гласные или согласные – преобладают в русском языке?
- Вспомните, что такое гласный звук?
- Как образуются гласные звуки?
- Что вы знаете о согласных звуках?
- Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы).
- При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.
Индивидуальная, групповая
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Задают вопросы для уточнения информации
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, раскрытие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.
Работа по теме урока.
Чтение теоретических сведений (с.110, 111)
Задания:
Прочитай.
Гора-кора; голос-колос; коза-коса; дочка-точка.
Вслушайся, как звучат слова г[а]ра и к[а]ра. Какие звуки у них одинаковые и какие разные?
Какие звуки произносятся звонко, какие-глухо, с шумом?
Стадия осмысления
Какие парные согласные вы знаете? (б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с)
Упр.261
Балка-палка ([б]-[п]); брат-брать ([т]-[т']), жесть-шесть ([ж]-[ш]); сон-тон ([с]-[т]), мы-вы ([м]-[в])
Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но так как это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи.
Шифровка
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар.
- Итак, на какие же 2 группы делятся согласные? (звонкие/глухие)
- Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?
- А еще на какие две группы можно поделить согласные? (мягкие/твердые)
2. А что-то мы про гласные забыли совсем.
Давайте вспомним и выполним упр. 262 (на доске и в тетради)
Дом-дым ([о]-[ы]), рак-мак ([р]-[м]), кот-кит ([о]-[и]), чай-час ([й]-[с]), шар-жар ([ш]-[ж])
Слово учителя.
Согласные звуки в большей степени, чем гласные, способствуют различению слов в речи. Например, по трем согласным звукам [р], [б],[т] мы догадаемся о слове работа, а по трем гласным [а], [о], [а] это невозможно.
Формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Фронтальная
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Устные ответы, письменная работа
Динамическая пауза
А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики.
Д, О, Б, Р, У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы
Выполняют движения в соответствии с текстом
Фронтальная
Выполняют упражнения
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.
Упр. 263 – беседа по вопросам, фонетический разбор выделенных слов.
Комментарий
Напомним о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим.
Вот что говорят об этом ученые. Возьмем подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок – гласные.
Зв'уков-2слога
З-[з]-согласный звонкий, твердый
В-[в]-согласный звонкий, твердый
У-[у]-гласный ударный
К-[к]-согласный глухой, твердый
О-[а]-гласный безударный
В-[ф]-согласный глухой, твердый
6 букв, 6 звуков
Звуков – 2 гласных, 4 согласных;
Вот – 1 гласная, 2 согласных;
Значит – 2 гласных, 4 согласных
Употребляем – глагол, 1 спр., стоит во мн. ч., наст. вр., 1 лицо.
Упр. 264 (у)
Упр. 265 (у) [ж], [ч'], [ш], [щ'] – шипящие согласные звуки
Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
Занимательная лингвистика.
Отгадайте слово по гласным звукам [а], [у]. Сколько слов у вас получится? (парус, пандус, бамбук, батут, могуч (первый гласный в двух последних словах - [а]), рагу, салют и т.д.)
Попробуйте отгадать слово по согласным звукам [з], [д], [р], [с], [т], [в], [й]. (Это слово «здравствуй». Непроизносимая согласная «в» не учитывается.)
Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?
А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове.
Вывод: Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения.
Индивидуальная, групповая
Индивидуальная
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы. Листы обратной связи.
Задают вопросы для уточнения информации
Письменная работа.
8.Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
- Как получаются согласные звуки?
- Какова их роль?
- Чем интересны скороговорки?
Составляем синквейн
Синквейн
В паре: звонкий и глухой.
Звучат они похоже. Само собой!
Только один звенит,
Другой – шумит, -
В результате другое слово говорит!
Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы.
Фронтальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Оценивание работы учащихся на уроке
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Заключительная беседа по вопросам
- Что нового узнали на уроке?
- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.
Индивидуальная
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Листы обратной связи
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ