Статья. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Начальная школа является базой, основой всего образования человека ,об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний. Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Н.С.Рождественский писал »Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитей ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис ,чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике. Академик А.В.Текучёв трезво, реалистично оценивает место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. Реалистично трактуется им и понятие грамотности. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии “Основы методики русского языка ”, – можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать».
В деятельности учителя можно выделить несколько задач:
1 поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;
2 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;
3 реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
4 усиление практической направленности обучения русскому языку;
5 поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса. С другими идёт знакомство во 2 и 3 классах.
Один из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез. Это признак применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е. зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха учащихся.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна сама установка учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Списывание. Алгоритм, который я применяю на своих уроках: *внимательно прочитай предложение; *повтори его не заглядывая в текст; *найди, объясни и подчеркни все орфограммы в предложении; *прочитай предложение орфографически; *повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки; * закрой предложение; начинай писать, диктуя себе по слогам орфографически; * сверь записанный текст, особое внимание обращая на орфограммы, подчеркни их;
Выборочное списывание *выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное; предложение, соответствующее схеме и т.д. *выпиши слова – синонимы, слова – антонимы, родственные слова и т.д *выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм *выпиши слова с пропущенными буквами, определите, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слова; *выпиши слова определённой части речи; * выпиши словосочетания;
2. Комментированное письмо. Перед учеником – комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим (объяснить орфограммы);
3. Письмо с проговариванием. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения. Предусматривает исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо. Самым эффективным приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время.
Методика его проведения такова: *чтение текста хором с учителем (орфоэпически); *самостоятельное чтение хором; *объяснение орфограмм (коллективно); *чтение по предложениям; *орфографическое чтение; *запись текста на время; *проверка написанного;
7. Письмо по памяти
Схема проведения письма по памяти такова: *чтение текста (орфоэпически), работа по содержанию *орфографическое чтение учителем, детьми, орфографической разбор; *упражнения в запоминании; *орфографическое чтение слов с орфограммами; *запись; *проверка;
8. Диктант . *Предупредительный диктант . *Объяснительный диктант. *Выборочный диктант . *Свободный диктант . *Самодиктант . *Зрительно – слуховой диктант; Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно прочитывается. Затем выделяются интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза, прочитать и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.
*«Проверяю себя!» Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
*Словарный диктант. (с различными видами проверки)
Использование занимательного материала на уроках по развитию орфографической зоркости (1-2 классы): *Игра «Буквы спорят и побеждают». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «гр(о,а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово «грОзы»;
* «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;
* «Весёлые рифмовки»: «Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал: «Корондаш, портфел, пинал, ручька и титратка у меня в порятке» Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте!
*Выбери букву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Толя (О,о)гурцов собрал больше всех (О,о)гурцов.
*Работа с пословицами и поговорками. Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам – нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
*Использование загадок, метаграммы. «С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»
*Задачи – шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог.
*Хитрые слова. Подождём под дождём; поднёс поднос под нос; замкнул замок на замок;
*Омофоны: лес - лез, занос – за нос; население – на селение, забег – за бег;
*Придумать рифмовку со словами «задача – удача» и т.д.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости нужно проводить на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ