Статья "Реализация творческих возможностей в процессе подготовки к выполнению части С" (из опыта работы)
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Реализация творческих возможностей в процессе подготовки к выполнению части С»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2009
Речевая деятельность – творческий процесс, результатом которого является неповторимая индивидуальная речь (в устной или письменной форме)
Л. В. Щерба
Цель учителя словесника: подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА в 9 классе
и ЕГЭ в 11 классе.
ЗАДАЧИ:
научить школьника чувствовать стилистические особенности текста,
познакомить ученика с причинами создания сочинения – рассуждения,
научить видеть речевые ошибки в заданиях,
научить аргументировать свои мысли,
успешно пользоваться полученными навыками, выполняя задания части С.
Таким образом, культура письменной речи – одно из главных направлений работы учителя
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ:
в школьной программе по русскому языку для V – IX классов нет конкретного раздела, посвященного изучению стилистики и культуры речи,
в учебниках сведения о художественных средствах изображения ограничиваются сообщениями о гиперболе, метафоре, эпитете, сравнении,
в учебниках логически не обосновано изучение функциональных стилей, видов связей в тексте, композиции произведения,
ученики нее умеют внимательно, вдумчиво читать текст,
в учебниках для X – XI классов даны слишком большие упражнения с пропущенными знаками препинания,
на изучение русского языка в старших классах отводится небольшое количество часов.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЧАСТИ С СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ:
Подготовка к сдаче ЕГЭ начинается уже с 5 класса, а в старших «шлифуется» умение видеть текст со всех точек зрения.
Обучение вдумчивому чтению с 5 класса.
Подготовка проводится по возможности на каждом уроке.
По времени занимает от 4-6 минут (в зависимости от задания) до уроков развития речи в V – IX классах и специальных уроков подготовки к ЕГЭ в X – XI классах.
Методическая подготовка к части С заключается в системе упражнений, направленных на выработку умений:
- определение темы, идеи текста и формулирование соответствующих положений;
- выделение наиболее значимой (ведущей) проблемы текста или выделение наиболее общей его проблемы;
- комментирование поставленной в тексте проблемы;
- формулирование авторской позиции;
- изложение собственной позиции с привлечением нескольких аргументов.
Таким образом, подготовка к сочинению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический.
6) Опора на постоянное наличие у детей сводных таблиц, понятий и терминов:
а) таблица «Признаки текста»
б) таблица «структурные единицы текста»
Признаки текста
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник (М. Шолохов)
СТРУКТУРА ЕДИНИЦ ТЕКСТА
7) Сбор информации в портфолио каждого ученика, которая постепенно пополняется
8) Диагностика успешности и затруднений, позволяющая выявлять пробелы в знаниях и проводить дифференцированную работу с учащимися.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ЧАСТИ С:
выразительное чтение и чтение по ролям,
иллюстрирование,
анализ и сопоставление художественных произведений,
лексико-семантический и этимологический анализ,
ассоциативный и стилистический эксперименты,
составление монологов и диалогов,
написание сочинений различных типов, стилей и жанров,
оппозиционный анализ языковых единиц в тексте,
сравнение, конструирование и моделирование речевых ситуаций,
ответ на проблемный вопрос.
ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Размышляем над высказыванием
Прочитайте мудрые мысли. Как вы их понимаете? А что, по – вашему, значит «уметь говорить»?
Слово – это «начало всех начал».
Уметь говорить - значит уметь обращаться, то есть понимать другого. Это умение мыслить и чувствовать, сопереживать, слушать вести диалог. Про хорошего собеседника народная мудрость гласит: «С ним побеседовал - душу отвел»
Работаем со значением слова
Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение.
Общение, сообщение, воздействие, монолог, диалог, полилог.
Экспериментируем
Закончите предложение: «Общение – это…», выбирая из предложенного списка слова и сочетания слов.
Умение, мастерство, знание дела, искусство, роскошь, предмет необходимости, ценная вещь, способность налаживать отношения, самое ценное в жизни.
4) Учимся характеризовать речевую ситуацию, используя различные рисунки.
Поиграем: какие чувства можно выразить руками? Глазами? Улыбкой?
Лексическая работа
Подберите эмоционально окрашенные глаголы и наречия, характеризующие манеру говорения.
Сказал, воскликнул (заорал, закричал, затараторил, гаркнул, прошептал, проворчал, огрызнулся. Завопил, усомнился, огорчился, простонал, изумился, ответил, попросил и т.д.; злобно закричал, презрительно сказал, твердо ответил, умоляюще попросил и т.д.)
Продолжите ряды слов.
Настроение – бодрое… (приподнятое, радостное, шутливое и т.д.)
Тон – участливый… (холодный, открытый, вкрадчивый, вызывающий, кроткий и т.д.)
Говорить – доброжелательно… (ласково, долго, радостно, насмешливо, тихо, подозрительно и т.д.)
Учимся обобщать
Используя таблицу, расскажите об особенностях разговорного стиля. Дополните таблицу своими примерами.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИИЛЬ
Открываем мудрость пословиц
Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Распределите пословицы по группам. Обоснуйте свой выбор
Работаем с ключевыми словами.
Работаем над типом и стилем речи.
Работаем над понятием
Используя следующую схему, ответьте на вопросы. Как строится текст – рассуждение? Какие основные элементы он включает?
Упражнения на понимание прочитанного по методу
Н. Шапиро (состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа).
Используемая литература
1. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
2.Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ