Технологическая карта урока "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" 5 КЛАСС
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Черноокой Татьяны Моисеевны, учителя русского языка и литературы
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Предмет русский язык
Класс 5 Б
Автор УМК Т. А. Ладыженская и др.
Тема урока Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Тип урока урок усвоения знаний
Планируемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать в группах, производить требуемую последовательность действий по инструкции, выявлять и использовать аналогии; уметь выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности;
- предметные: уметь на практике применять теоретические знания о глаголе, овладеть навыками распознавания спряжения глагола с безударным личным окончанием.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению распознавания спряжения глаголов с безударным личным окончанием
Учебное и методическое оборудование: аудиозапись - марш из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; слайды; карточки с глаголами; сабельки, «орешки» с морфемами, новогодняя ёлка на столе учителя; учебник Русский язык 5 класс. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, И. И. Кулибаба, Н.В.Ладыженская . Москва. «Просвещение» 2012
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Звучит марш из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок:
- Здравия желаю, ребята!
-Как вы думаете, почему так звучит сегодня наше приветствие?
-Кто написал этот марш? В каком произведении он звучит?
- Вы знаете историю Щелкунчика. И я предлагаю на сегодняшнем уроке помочь ему действовать. От вас зависит победа Щелкунчика: чем больше вы «положите» под ёлку глаголов, тем легче ему будет действовать. Каждое верно выполненное задание – это сабелька под ёлку в помощь Щелкунчику. (После каждого правильно выполненного задания старший в группе или паре кладёт под ёлку сабельку. После самостоятельной работы каждый ученик, без ошибки выполнивший задание имеет право положить под ёлку сабельку для Щелкунчика)
Подготовка класса к работе. Приветствие учителя:
- Здравия желаем, Татьяна Моисеевна!
- Звучит марш. Так приветствуют друг друга военные.
- П. И. Чайковский к балету «Щелкунчик»
Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, следование в поведении моральным и этическим принципам; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
Предлагаю детям:
Задание №1: запишите глагол и вашего приветствия, сделайте его морфемный разбор. Проверьте друг друга в парах. Назовите морфему, образующую форму слова.
Выполнение задания, тренирующего мыслительные операции и учебные навыки вычленения части речи из предложения, морфемного разбора слова, определения роли окончания в слове.
1.Индивидуальная работа.
2.Проверка выполнения в парах: жел-а-ем
Личностные: проявление познавательной активности; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков
3. Постановка учебной задачи
Активизация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации.
Задание № 2: каждая группа «щелкунчиков» получает «орешки», внутри которых находятся окончания разных частей речи. Нужно отобрать окончания глагола и разделить их на две группы.
-По какому признаку разделили глагольные окончания?
- Что помогает чётко слышать гласный в окончании глагола?
-Возвращаемся к глаголу «желаем» из приветствия: поставьте ударение в этом слове. Чётко ли вы слышите гласный в окончании? Почему?
-Легко ли определить спряжение глагола с безударной гласной в окончании? Какую же цель мы должны поставить перед собой на уроке?
-Сформулируйте тему урока в форме вопросительного предложения
Постановка цели, уточнение темы урока
1.Работа в группах (встретивших трудности «щелкунчиков» отправляем за справкой к учебнику: параграф 118, страница 121)
2.Проверка работы в группах
-По гласной; 1 спряжение -е,ё,у,ю; 2 спряжение - и,а,я. Слайд №1
-Ударение.
- Нет.
- Безударное окончание.
-Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
-Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Слайд №2
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопроса;
познавательные:самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднений
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации: определение спряжения глагола с безударным личным окончанием
- Как же мы поступим?
Задание № 3: - измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом.
-Какая форма глагола получилась?
- Посмотрите на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – ы - 1-е спряжение.
- А теперь определите спряжение и вставьте соответствующие гласные
- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?
-Какие дополнения нужны к данному алгоритму?
Составление плана достижения цели и определение средств
1.Работа по карточке:
Щелкунчик щелка…т –
Он удивля…т –
Взвод стро…тся –
Гусары скач…т –
Мы раздобуд…м –
- Неопределённая форма глагола
Слайд № 3
2.Проверка работы в парах
3. Построение по аналогии алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием:
А) определяем ударное или безударное окончание глагола;
Б) по гласной ударного окончания определяем спряжение глагола;
В) если окончание безударное, поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс;
Г) если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение
4. Работа с учебником: проверка верности построенного алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием: параграф119, страница
- Исключения
Физкультминутка: скандирование глаголов-исключений с одновременным выполнением физических упражнений
Слайд № 4
Регулятивные: планирование;
познавательные: построение логической цепи рассуждений;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Здоровьесберегающие технологии
5. Первичное закрепление
Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение
Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма
Комментированное письмо упр.669, стр. 123
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организация деятельности по применению новых знаний
Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки по ключу: Слайд № 5
упр. 270, стр. 123
Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Организация рефлексии
- Героя какой сказки вы видите на слайде № 6?
- Выберите глаголы с безударными личными окончаниями, описывающие действия Щелкунчика, вставьте гласную в окончание
1 вариант – глаголы первого спряжения,
2 вариант – глаголы второго спряжения.
-Как вы считаете, смогли ли мы сегодня помочь Щелкунчику?
Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результата, степени их соответствия
- Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
На фоне марша из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» выбирают из предложенных на карточках слов нужные глаголы, вставляют пропущенную гласную в окончание и прикрепляют к изображению Щелкунчика с правой стороны -1 спряжения., с левой – 2 спряжения)
Руководители групп отчитываются о результатах работы группы на уроке
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
8. Задание на дом
Параграф 119, страница 122, упражнение 272, 273
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ