Технологическая карта урока "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" 5 КЛАСС

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Черноокой Татьяны Моисеевны, учителя русского языка и литературы

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 2»


Предмет русский язык

Класс 5 Б

Автор УМК Т. А. Ладыженская и др.

Тема урока Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Тип урока урок усвоения знаний

Планируемые результаты:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- метапредметные: умение работать в группах, производить требуемую последовательность действий по инструкции, выявлять и использовать аналогии; уметь выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности;

- предметные: уметь на практике применять теоретические знания о глаголе, овладеть навыками распознавания спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению распознавания спряжения глаголов с безударным личным окончанием

Учебное и методическое оборудование: аудиозапись - марш из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; слайды; карточки с глаголами; сабельки, «орешки» с морфемами, новогодняя ёлка на столе учителя; учебник Русский язык 5 класс. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, И. И. Кулибаба, Н.В.Ладыженская . Москва. «Просвещение» 2012












Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Звучит марш из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок:

- Здравия желаю, ребята!


-Как вы думаете, почему так звучит сегодня наше приветствие?

-Кто написал этот марш? В каком произведении он звучит?

- Вы знаете историю Щелкунчика. И я предлагаю на сегодняшнем уроке помочь ему действовать. От вас зависит победа Щелкунчика: чем больше вы «положите» под ёлку глаголов, тем легче ему будет действовать. Каждое верно выполненное задание – это сабелька под ёлку в помощь Щелкунчику. (После каждого правильно выполненного задания старший в группе или паре кладёт под ёлку сабельку. После самостоятельной работы каждый ученик, без ошибки выполнивший задание имеет право положить под ёлку сабельку для Щелкунчика)

Подготовка класса к работе. Приветствие учителя:





- Здравия желаем, Татьяна Моисеевна!

- Звучит марш. Так приветствуют друг друга военные.

- П. И. Чайковский к балету «Щелкунчик»

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, следование в поведении моральным и этическим принципам; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Предлагаю детям:

Задание №1: запишите глагол и вашего приветствия, сделайте его морфемный разбор. Проверьте друг друга в парах. Назовите морфему, образующую форму слова.


Выполнение задания, тренирующего мыслительные операции и учебные навыки вычленения части речи из предложения, морфемного разбора слова, определения роли окончания в слове.

1.Индивидуальная работа.

2.Проверка выполнения в парах: жел-а-ем



Личностные: проявление познавательной активности; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков


3. Постановка учебной задачи

Активизация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации.

Задание № 2: каждая группа «щелкунчиков» получает «орешки», внутри которых находятся окончания разных частей речи. Нужно отобрать окончания глагола и разделить их на две группы.

-По какому признаку разделили глагольные окончания?

- Что помогает чётко слышать гласный в окончании глагола?

-Возвращаемся к глаголу «желаем» из приветствия: поставьте ударение в этом слове. Чётко ли вы слышите гласный в окончании? Почему?

-Легко ли определить спряжение глагола с безударной гласной в окончании? Какую же цель мы должны поставить перед собой на уроке?

-Сформулируйте тему урока в форме вопросительного предложения



Постановка цели, уточнение темы урока


1.Работа в группах (встретивших трудности «щелкунчиков» отправляем за справкой к учебнику: параграф 118, страница 121)

2.Проверка работы в группах


-По гласной; 1 спряжение -е,ё,у,ю; 2 спряжение - и,а,я. Слайд №1

-Ударение.





- Нет.

- Безударное окончание.


-Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

-Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Слайд №2

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопроса;

познавательные:самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднений

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации: определение спряжения глагола с безударным личным окончанием

- Как же мы поступим?

Задание № 3: - измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом.

-Какая форма глагола получилась?

- Посмотрите на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – ы - 1-е спряжение.

- А теперь определите спряжение и вставьте соответствующие гласные

- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?


















-Какие дополнения нужны к данному алгоритму?

Составление плана достижения цели и определение средств





1.Работа по карточке:

Щелкунчик щелка…т –

Он удивля…т –

Взвод стро…тся –

Гусары скач…т –

Мы раздобуд…м –


- Неопределённая форма глагола



Слайд № 3






2.Проверка работы в парах



3. Построение по аналогии алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием:

А) определяем ударное или безударное окончание глагола;

Б) по гласной ударного окончания определяем спряжение глагола;

В) если окончание безударное, поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс;

Г) если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение

4. Работа с учебником: проверка верности построенного алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием: параграф119, страница

- Исключения

Физкультминутка: скандирование глаголов-исключений с одновременным выполнением физических упражнений

Слайд № 4

Регулятивные: планирование;

познавательные: построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.










































Здоровьесберегающие технологии

5. Первичное закрепление

Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение

Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма

Комментированное письмо упр.669, стр. 123

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки по ключу: Слайд № 5

упр. 270, стр. 123

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)


Организация рефлексии




- Героя какой сказки вы видите на слайде № 6?

- Выберите глаголы с безударными личными окончаниями, описывающие действия Щелкунчика, вставьте гласную в окончание

1 вариант – глаголы первого спряжения,

2 вариант – глаголы второго спряжения.


-Как вы считаете, смогли ли мы сегодня помочь Щелкунчику?

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результата, степени их соответствия

- Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

На фоне марша из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» выбирают из предложенных на карточках слов нужные глаголы, вставляют пропущенную гласную в окончание и прикрепляют к изображению Щелкунчика с правой стороны -1 спряжения., с левой – 2 спряжения)

Руководители групп отчитываются о результатах работы группы на уроке


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

8. Задание на дом


Параграф 119, страница 122, упражнение 272, 273






























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ