Технологическая карта урока пот русскому языку 5 класс "Правописание суффиксов -чик-щик"УМК Львовой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Сунцевой Екатерины Александровны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№2» г.Петровска
Класс: 5 класс
УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Правописание суффиксов –чик-, -щик-
Цели урока:
Деятельностная цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память; развивать умения учащихся анализировать, аргументировано объяснять условия выбора букв ч- щ в суффиксах существительных – чик (-щик-).
Содержательная цель: выяснить каковы условия выбора правописания суффиксов – чик (- щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Целеполагание (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.(Л)
I Этап мотивации
Начало урока с пословицы, поговорки.
- Ребята, сегодняшний урок мы проведём под девизом: «Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.» А что это значит?
Учащиеся высказывают свое понимание пословицы и приходят к выводу, что нужно работать сообща, дружно, всем вместе, поддерживая друг друга.
II.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Групповая работа ( на доске слова: «летать»,»смазать», «советовать», «выдумывать» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик-, -щик-
- Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? Нам какой вопрос вы хотели бы получить сегодня ответ?
Выполняют задание по группам. -(каждая группа вывешивает на доску выполненные задания(написано по-разному)
Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.
-называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)
Формулируют и удерживают учебную задачу(р)
Осознают свои возможности в учении(Л)
Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам(К)
III. Этап выявления места и причины затруднения
Столкновение мнений учеников.
- Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик?
- Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске)
-Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что –чик пишется после звонких?
-Согласны ли со второй гипотезой?
Учитель делает подсказку. -Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –чик.
- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс –чик.
- Прочитайте эти фразы: «Ты Же Должен Знать Суффикс –чик! Я ТоЖе ЗДеСь». Какая подсказка в них содержится?
Учащиеся высказываются по поднятой проблеме, выдвигают гипотезы:
- После звонких пишется –чик.
- В словах с приставкой пишется –чик.
- После мягких согласных пишется –щик.
- В слове советчик –чик пишется после глухой.
- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется –щик.
- Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется –щик.
Отвечают по подсказке учителя:
- Д, С, З, Ж, Т.
- После д, с, з, ж, т пишется –чик, а после других согласных –щик.
- В этих фразах выделены согласные, после которых пишется –чик.
Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы (П)
Рассуждают, высказывают своё мнение (К)
Корректируют написанное (Р)
Ощущение успеха (Л)
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.
-Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)
Создают схему, представляют в классе
Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики(Р)
Пнимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника (П)
Используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра (К)
Поиск и выделение необходимой информации(П)
V. Этап реализации построенного проекта
Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.
Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 61.
(читают, находят значение ключевых слов, выясняют их зависимость, составляют алгоритм или схему )
.
Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию(Л).
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом (Р).
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников..
Выполнение упр 532с проговариванием условия выбора суффикса.
Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.
Выполняют задание с проговариванием во внешней речи. Задание выполняют по цепочке.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л)
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
Динамическая пауза
Гимнастика для глаз.
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р)
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Игра «МЫ – КОРРЕКТОРЫ»
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
В Нижнем буфетщик рассчитал меня.
По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах всей улицы.
Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
Учащиеся исправляют ошибки, объясняя свою позицию
Умение анализировать языковой материал (П).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).
Подведение к выводу (Л).
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель предлагает выполнить тест, чтобы каждый учащийся смог проверить насколько усвоены знания, полученные на уроке
Выполняют тест с взаимопроверкой по образцу
Формирование адекватной самооценки (Л)
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
IX.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Где нам нужны эти слова в жизни? (названия профессий).
Какие профессии имеют ваши родители или знакомые?
Нам нужно знать, как они пишутся?
Прием «Плюс-минус-интересно».
Домашнее задание:
На выбор : Написать сочинение-миниатюру, используя названия профессий с орфограммой, изученной на уроке.
Упр.536
Приводят примеры профессий.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Способность к самооценке(Л)
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли (К).
Приложение ТЕСТ
1.В каком слове пропущена буква Д?
1) лё...чица
2) аппара...чик
3) прока...чик
4) наво...чица
2. В каком слове пропущена буква С?
1) разно...чик
2) сма...чик
3) изво...чик
4 )прика...чик
3. В каком слове пишется Щ:
1 )буфет...ица
2) груз...ик
3) прессов...ик
4) объезд...ик
4. В каком слове пишется Ч:
1) развед...ик
2) бакен...ик
3) камен...ик
4) спор...ик
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик
2) доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик
3) перебеж..ик, подбор..ица, лет..ик
4) подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ