Тема урока «Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова»

Тема урока«Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова»


.

Цель урока: умение применять на практике правила правописания безударных гласных


Задачи обучения:

  • сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а так же обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;

  • совершенствовать умения самопроверки.

Задачи развития:

  • закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, учить точно, употреблять их в тексте, развивать орфографическую зоркость, выполнить тест с элементами какографии, активизировать словарь по теме “Животные”;

  • умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;

  • развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;

Задачи воспитания:

  • воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь и бережное отношение к природе;

  • развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.

Оборудование:карточки с буквами, тестовый материал,

ИКТ: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Цель:проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой)


Приветствие учащихся.

-Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.


Приветствие учителя.



Проверка домашнего задания (актуализация знаний)

Цель:актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Метод: беседа












Проверка выполнения домашнего задания:

1. Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

Использование ИКТ,

Т. Г.Рамзаева учебник Русский язык.















-Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Проверка написания безударных гласных в словах.

-Откройте «Рабочую тетрадь». Проверим выполнение домашнего задания. Какая общая тема связывает эти пословицы?

В пословицах пропущены безударные гласные, написание которых можно проверить ударением.

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа (при записи проговариваю орфограммы в каждом слове).

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадях.


- Внимание на экран!

(СЛАЙД 1.Презентация)

-Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове.

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:


- Как мы называем такие гласные?

Ударные.

-Определите, в какой части слова пропущена буква.

Буква пропущена в корне слова..

- Вставьте пропущенные буквы.

В слове линейка вставили букву “И”, в словелесной – “Е”, в слове водить – “О”.

-Какие это буквы?

Они гласные.

-Что можно сказать об этих гласных?

Гласные в корнях – безударные.

Целеполагание

и формирование новых знаний


Цель:вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.


Метод:информационно-рецептивный


СЛАЙД 2

Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”.


Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:


Использование ИКТ

СЛАЙД 3

- Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту.


Учащиеся дуют.

СЛАЙД 4

- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных.


-Слово бег является проверочным для остальных.

- Почему?

-В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная.

- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.

Учащиеся выполняют задание

-Какие буквы вставили?

Ответы учащихся

-Чем отличаются проверочные слова от проверяемых?

-В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная.

Первичное усвоение материала

Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся.

Метод:репродуктивный




СЛАЙД 5

Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Выполните тест.(Приложение 1)Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

Выполнение теста учащимися

Использование тестового материала

-Какие буквы вы поместили в кружочки?

Учащиеся называют буквы, а учитель помещает их на доску

- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками?

-В слова с безударной гласной в корне.

Осознание и осмысление учебной информации


Цель:Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение сущности усваиваемых знаний.


Методы:исследовательский, частично-поисковый























СЛАЙД 7

-Подберите по смыслу словарные слова.

Учащиеся читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка

Использование ИКТ, учебник








































- Какое слово лишнее и почему?


Откройте учебник и найдите на с. 126 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить в данных словах.

Взаимопроверка (прошу учащихся выставить оценки своим одноклассникам). Записывают слова в тетрадь, предварительно записав слово «Словарь».

СЛАЙД 8

-Прочитайте и озаглавьте текст.

Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.

- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание).


Текст – описание.

-Почему?

-В этом тексте использовано много прилагательных.

- На какие вопросы отвечают прилагательные?


-Какой?, какая?, какая?, какое?

-Найдите их в тексте.


-Пестрый, красные, синие, серых, голубые

-Найдите предложения с однокоренными словами.

-Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки.

-Назовите однокоренные слова.

-Цветет, цветы, цветочки.

-Какие это слова проверочные или проверяемые?

-Проверяемые.

-Подберите к ним проверочное слово.

-Цвет.

-Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти

Учащиеся пишут, а потом проверяют.

-В этом предложении определите, подчеркните главные члены предложения.

Учащиеся подчеркивают главные члены предложения.

- Второе предложение спишите самостоятельно, с проговариванием.


Списывают предложение.

-Третье предложение прокомментирует …

Ученик комментирует.

- В третьем предложении определите, напишите часть речи слов.


Учащиеся подписывают над словами части речи.

Физминутка.

Цель: восстановление физических сил, снятие усталости с глаз


СЛАЙД 9

-Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Учащиеся выполняют движения.


Использование ИКТ

Осознание и осмысление учебной информации

Цель:

ликвидация ошибок и неверных представлений у учащихся.

Метод:исследовательский метод


Слайд 10

-Ребята, я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и подобрать проверочное слово.

Г…лодный, гр…бной, б…льчата, р…звиться, ул…тают, ос…нью, др…жит, кр…снеют.





Учащиеся показывают карточки с буквами, сверяясь с записями на экране. (Работают устно)








Использование ИКТ, карточек.

Первичное закрепление учебного материала

Цель: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний

Метод:объяснительно-иллюстративный


Работа с учебником

Упр.25 с. 69-комментированное письмо.



Ученики работают на местах с комментированием

( вызванные ученики)


Использование: Русский язык. 2класс. Учебник

Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Метод:частично-поисковый

Прошу прочитать теоретический материал в «Рабочей тетради » и

сопоставить с выполнением упр.27 с. 70

(подробно разбираю задание с учащимися)


Записывают домашнее задание в дневники

Использование:

Русский язык. 2класс. Учебник

Рамзаева Т. Г.


Рефлексия и оценка учащихся


Цель:обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке


Метод: проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:










Фронтальный опрос:

-Какую работу выполняли на уроке?Слайд11


-Учились проверять безударные гласные в словах.

Использование ИКТ































- В какой части слова проверяем написание безударной гласной?

-В основе слова ( в корне).

-Как проверить написание безударной гласной в корне?

-Подобрать слово, где безударная будет находиться в сильной позиции. (под ударением)

-У кого из вас вызвало затруднение написание слов с безударными гласными? Как вы справились?

Ответы учащихся.

- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:


Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

А, О, Е, И, Я!


- Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные слова.


Учащиеся приводят свои примеры.

- Вы славно потрудились. Сегодня на уроке работали все хорошо, но особенно мне хочется отметить следующих учеников … (оценка)



- Спасибо всем! Урок окончен!




























Приложение 1



ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а) норы, реки, воды

б) нора, река, вода


2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.


а) е, о

б) и, а


3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].


а) сова

б) софа


4. Какой корень в слове лесник?


а) лесн

б) лес


5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?


а) второй слог

б) первый слог









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ