Тема урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» 5 Класс
Технологическая карта урока по русскому языку (5кл)
Тема урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Задачи урока:
Образовательная : познакомить учащихся с новой орфограммой «Гласные о - ё после шипящих в корне слова»; формировать умения распознавать данную орфограмму и применять соответствующее правило в практической деятельности
2.Воспитывать уважительное отношение к языку,
3.Развивать аналитическое, лингвистическое, креативное мышление, память, внимание, устную и письменную речь.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология критического мышления
Этапы урока
(фазы технологии)
Время
Вид деятельности учителя
Вид деятельности уч-ся
Форма работы,
Методы, приёмы
Знания, умения
Оргмомент
I Фаза вызова.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы
1) актуализация знаний
2)Создание проблемной ситуации
Постановка проблемного вопроса.
3)Мотивация. Постановка цели урока.
4) тема урока
Приветствие учащихся.
А начнём урок с загадок
отгадайте загадки:
Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Пять чуланов, одна дверь
Покружилась звездочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке.
Другой не нужно им науки-
хватать, глотать умеют …
задание: подчеркните орфограмму в записанных словах
- что является сигналом для орфограммы?
- Каким правилом руководствуемся при написании сочетаний?
Сегодня продолжим говорить о шипящих и познакомимся с новой орфограммой написания гласных после шипящих.
Вспомним, что такое
орфограмма,
- какие слова приходят на память, когда вы слышите слово ОРФОГРАММА?
-Дайте определение этому понятию
- Рассмотрите на доске пары слов.
- Назовите шипящие и гласные после них.
жёлтый крыжовник
шёпот шорох
чёрный чопорный
щёлка трещотка
Запишите первые 2 слова из правого и левого столбиков в транскрипции.
- В какой позиции они стоят? (сильной – ударной, слабой – безударной?)
- Какой звук вы слышите после шипящих?
- Если они одинаково произносятся, то почему по-разному пишутся?
- Мы видим несоответствие произношения и написания.
- Какая наука о языке решает
эту задачу?
- какую задачу мы определим на урок?
работа с компьютером:
тема урока, цель. (слайд 1)
- Обратите внимание, ребята, что сегодня мы будем говорить ещё и о корне слова.
Оформление в тетради классной работы
Работа в тетрадях
машина
перчатка
снежинка
щуки
- шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ
чтение стихотворения: Чтение вслух.
в сочетаниях ЖИ – ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву А
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву У
дети :
(правило, написание, буква, слово)
даётся определение
Ж, Ш, Ч, Щ
О, Ё
- В ударной.
- Слышится звук О
- Офография
- узнать, когда после шипящих пишется О, когда Ё.
фронтальная работа
индивидуальная работа
фронтальная работа с доской
фронтальная работа
на доске и в тетради
фронтальная работа с компьютером (слайд 1)
Репродуктивный
метод
Метод анализа
Аналитическая беседа
.
Основной этап
II фаза.
Осмысление
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”.
1)Объяснение нового материала
2)Закрепление написания ё после шипящих в корне слова.
цель: отработка навыков подбора однокоренных слов, выделения орфограмм.
Отработка навыка различать проверочные слова и проверяемые
Отработка второй части правила
Лексическая работа
работа со словарными словами; распознавание их в тексте
Умение применять правило
Работа с информационным материалом
(дополнительный
материал используется при достаточном времени на уроке)
1)На карточках даны слова первого столбика, подберите к ним однокоренные слова, где мы написали бы букву Е, выделите корни, поставьте ударение.
жёлтый - …
шёпот - …
чёрный - …
щёлка - …
2) проверьте правильность выполнения задания
по компьютеру (слайд 2)
Жёлтый - желтеть,
шёпот - шептать,
чёрный - чернеть,
щёлка –щель
-Попробуйте проделать подобную работу со словами второго
столбика. Выделите корни, поставьте ударение
крыжовник -
шорох-
чопорный -
трещотка -
-Сделайте выводы по своим наблюдениям.
- При каком условии после шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё?
- Откройте Теорию стр.53, $41, правило - II, прочитайте правило. (Чтение вслух). Какие ключевые слова вы бы подчеркнули?
- Потренируемся в подборе проверочных слов и в выделении орфограммы. Откройте Практику стр.130, Рассмотрите орфограмму «Гласные ё – о после шипящих в корне слова» Обратите внимание: шипящие подчёркиваются двумя чертами, а гласная -одной чертой. Выполним упр. 422
Работу выполняем с комментированием.
- Ещё раз проговорите правило вслух.
Игра «Путаница»
(на столе карточки со словами, дети делятся на две команды. 1 ком. Выбирает проверяемые слова, а 2 команда проверочные. Затем каждая команда зачитывает свои слова.)
Слова нужно распределить в соответствующие колонки:
I II
Проверяем. Проверочн.
причёска причесать
чёрный чернота
бечёвка бечева
дешёвый дешевизна
- По каким признакам вы узнавали проверочн. и проверяемые слова?
- Прочитаем II часть правила ,
- в каких словах в ударных и безударных слогах пишется О?
-Эти слова и слова, которые даются в Практике для запоминания, нужно выучить. Чтобы было легче, воспользуйтесь рифмами:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
- какие из данных слов вам непонятны? Обратимся к толковому словарю :
шоссе –дорога с твёрдым покрытием
шорник – специалист по шорным изделиям. К ним относятся ременная упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
жокей – профессиональный наездник на скачках
чопорный (о человеке) – чрезмерно строгий в поведении и соблюдении приличий.
жонглёр - цирковой артист, который подбрасывает и ловит на лету несколько предметов
- Составьте с данными словами словосочетания и запишите
Самостоятельная работа
- Попробуйте найти слова с О после шипящих в корне слова в тексте. Подчеркните их карандашом (5 сл.с О и 1с Ё). Подготовьтесь к выразительному чтению.
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
"Мой капюшон! О, так ужасно!"
И Буратино был таков.
Взаимопроверка. Обмениваются карточками и ставят + над найденным словом. Учитель показывает слайды с ответами
- сколько слов с О?
- Найдите с буквой Ё. Объясните написание.
- Из какой сказки герой? («Приключения Буратино» А. Толстого)
- Что хотел узнать Буратино?
- Как он был наказан за своё любопытство?
Но на этом бедствия Буратино не закончились. Его встретила Мальвина, которая очень хотела научить его грамоте.
Она дала ему задание найти ошибки в предложении:
Четыре чорненьких чюмазеньких чертёнка чертили чорными чернилами чертёж.
Ребята устно или письменно ( как позволит время на уроке) исправляют ошибки
- Прочитайте текст.
- К какому стилю речи вы отнесёте – к художественному или научному ? Почему?
Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, удаётся легко подобрать проверочное. Есть, например, в русском языке слово чёлка. Как доказать, что после ч следует писать ё? На помощь приходит слово, которое когда-то употреблялось в русском языке очень часто, а теперь почти не встречается. Это слово чело. В древнерусском языке так называли лоб. А вот слово чечётка ещё сложнее. Все знают виртуозный танец, но далеко не каждому знакома болтливая птица чечётка. Самец этой птички называется чечет. Теперь ясно, почему слово чечётка пишется через ё?
- Что нового вы узнали?
работа с дидактическим материалом
Жёлтый - желтеть,
шёпот - шептать,
чёрный - чернеть,
щёлка – щель
крыжовник -
шорох-
чопорный -
трещотка -
- К словам первого столбика мы подобрали однокоренные слова:
Жёлтый - желтеть, шёпот - шептать, чёрный - чернеть, щёлка –щель, а к словам второго столбика однокоренных слов с буквой Е
мы не смогли подобрать
- После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово.
Под ударением, Однокоренные
Жёлтый – желтизна, жёрдочка – жердь, шёпот – шептать, шёлк – шелка , …
проговаривают друг другу вполголоса
Проверяем. Проверочн.
причёска причесать
чёрный чернота
бечёвка бечева
дешёвый дешевизна
-В проверяемых гласная буква после шипящих под ударением, слышится звук О.
- в проверочных сл. гласная после шипящих в безударном положении , обозначается буквой е.
- буква О пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е, а также
в заимствованных словах: шорты. шомпол, шоссе, шоколад, жокей, шофёр, капюшон.
Чтение про себя, а затем на память друг другу
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Асфальтированное шоссе,
искусный шорник, опытный жокей, ловкий жонглёр, чопорный учитель
Работа выполняется на карточках
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
"Мой капюшон! О, так ужасно!"
И Буратино был таков.
Выразительное чтение.
Взаимопроверка.
Обмениваются карточками и ставят + над найденным словом вслед за учителем
Ребята исправляют ошибки
Аналитическое чтение информационного текста на карточках.
- Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, легко подобрать проверочное слово.
Индивидуальная работа
работа с компьютером (слайд 2)
Коллективная форма
Коллективная форма
работа в парах
индивидуальная
фронтальная работа
Практическая работа
Наблюдение
работа с учебником Теория
Практическая работа со словарём
поисковый
заключительн.ы этап;
III фаза
Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания
Рефлексия
Самооценивание
Д/З
- Подведём итоги нашей работы на уроке.
Вернёмся к началу урока и ответим на поставленный вопрос:
почему в данных словах пишутся разные гласные буквы, хотя обозначают один звук О? От чего зависит написание гласной буквы Ё? (показыв. слайд со словами:
жёлтый крыжовник
шёпот шорох
чёрный чопорный
щёлка трещотка
- ответили мы на поставленный вопрос? Значит, решили задачу урока.
- Попробуем проверить свои знания. Я буду читать слова, а вы сигнализируйте карточками, какую гласную букву будете писать в этом слове.
Капюшон, шорты, расчёска, шоколад, шёпот, пошёл, жёлтый, печёнка, жонглёр.
- В бортовом журнале нашего урока оцените свои знания, умения и настроение смайликами.
$ 41, прав, задание на выбор: загадки упр427 или разгадать кроссворд на изученное правило (даются карточки), выучить словарн. слова
- Ё пишется после шипящих в том случае, если можно подобрать проверочное слово с безударной глас Е. О пишется в заимствованных словах и в словах, к которым нельзя подобрать проверочное слово.
работа с сигнальными карточками
фронтальная работа
Оборудование: 1.Оформление кл. доски.
2 Презентация к уроку
З.Дидактический материал.
4.Карточки с мониторингом (бортовой журнал)
Ожидаемые результаты: овладение навыками распознавания изученной орфограммы, практическое её применение, знание правила и словарных слов
Критерии оценивания работ уч-ся:
1.Правильность ответов
2.Полнота ответов
3.Доказательность
4.Практические навыки
Сводная таблица результатов работы.
Ф.И.
Теоретические знания
распознавание орфограммы
практическое применение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ