Урок – исследование по русскому языку «Добрым быть – добрым слыть» в 4 классе «Слово «Доброта»»

Урок – исследование по русскому языку «Добрым быть – добрым слыть» в 4 классе. (слайд 1)

Тема: «Слово «Доброта»».

Цели: - повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений¸ фонетический и словообразовательный разборы слов, название разделов науки о язык; знать, что изучает данный раздел.

Оборудование: Портрет К.Д.Ушинского; презентация; рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц; «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник»; «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка темы и целей урока

Учитель: В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов.

Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться.

Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.


- А сейчас я хочу задать вам очень простой, казалось бы, вопрос: чему вы учитесь в школе?


Дети: Читать, грамотно писать, считать и решать задачи.


Учитель: Все правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

(Учитель показывает портрет К.Д.Ушинского). (слайд 2)


-Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели, нехристианская педагогика». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: « Земля согревается солнышком, а душа – добротой». (слайд 3)


- Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями? Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное.


- На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые теплых цветов, и составьте из них слово.


Д у м о б л р к о с т а (доброта) . (слайд 4)


- Послушайте стихотворение про это слово (рассказывает ученица).
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

- Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.

Итак, в добрый путь по разделам русского языка!


  1. Исследование по различным разделам науки.

ЛЕКСИКА (слайд 5)

Учитель: Что изучает лексика?


Дети: Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.


Учитель: Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Однако не все звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение Ирины Токмаковой:

А я придумал слово, простое слово «плим»…

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим

И ничего не значит – плим, плим, плим.

«ПЛИМ» это слово?

Дети: Нет.


Учитель: Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово ДОБРОТА или прилагательное от слова – добрый?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Учитель: Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?

Дети: Это слово многозначное.


Учитель: Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений называется многозначностью., а слово называется многозначным.

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова найдите определения слова ДОБРЫЙ,


Дети: Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.

- Хороший, нравственный: добрые дела.

- Дружески близкий: добрые знакомые.

Хорошего качества, добротный; доброе вино, добрый конь.

-Незапамятный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.


Учитель: И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова – «единомышленники» - синонимы и слова – антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?


Дети: Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.


Учитель: Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске:


Дети:

- ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек.

- ДОБРЫЙ СОВЕТ – хороший, отличный, превосходный совет,; плохой, никудышный, глупый совет.

- ДОБРЫЕ ДЕЛА – полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела.

- ДОБРЫЕ ЗНАКОМЫЕ - лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые.

- ДОБРАЯ ПАМЯТЬ – светлая память; плохая, дурная память.


Учитель: Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга».

- А можно ли изобразить доброту? Как?


Дети: Нарисовать доброту нельзя.


Учитель: Мы с вами попробовали на уроке рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.

( На доске – выставка рисунков детей, где изображены лица людей – добрые и злые.)

- Посмотрите на ваши рисунки. Большинство из вас выбрали чувство любви. Почему?

Дети: Человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (Слайд 7)

Учитель: Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Что такое словообразование?


Дети: Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.


Учитель: Напомните мне, из чего могут состоять слова?

Дети: Слова могут состоять из приставки, корня, суффикса, окончания.


Учитель: Может ли слово не иметь суффикса?

Дети: Да.

Учитель: А окончания?

Дети: Да.

Учитель: А приставки?

Дети: Да.


Учитель: А без чего слово не может существовать?


Дети: Слово не может существовать без корня.

Учитель: Разберите слово ДОБРОТА по составу.

ДОБРОТА

- Какие слова называются родственными или однокоренными?


Дети: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.


Учитель: Давайте проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову.

( Дети работают самостоятельно, затем через 2 минуты зачитывают родственные слова к слову «ДОБРОТА».

- В «Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова я нашла более 100 слов с корнем – добр-. Вот некоторые из них: добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро.

Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доброкачественный, добропорядочный,

добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

ФОНЕТИКА (слайд 8)

- Отправимся дальше. Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?


Дети: Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию


Учитель: Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков (о) вы здесь слышите?

- У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто из вас был прав.

(1 Ученик у доски)

ДОБРОТА _ 3 слога, , 7 букв, 7 звуков……


Учитель: Сколько же звуков (о) в слове?


Дети: ни одного звука (о) в слове нет


Учитель: Интересно, почему мы не слышим ни одного звука (о) в слове, а пишем букву о в двух случаях?


Дети: Надо проверить безударную гласную словами ДОБР, ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБРО,


Учитель: Какой раздел науки о языке подсказывает, как правильно написать слово?


Дети: Орфография.


ОРФОГРАФИЯ (слайд 9)

Учитель: Верно. Что изучает этот раздел науки о языке?


Дети: Орфография изучает правила написания слов.


Учитель: Верно. Как проверить написание данного слова?


Дети: Первую безударную гласную проверяем словами добр, добренький, вторую – словом добро.

МОРФОЛОГИЯ (слайд 10)

Учитель: -Что исследует раздел морфология?

Дети: Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.


Учитель: Какой частью речи является слово ДОБРОТА?


Дети: Существительным.


Учитель: Посмотрите на схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (1 ученик работает у доски)

СИНТАКСИС (слайд 11)

-Что рассматривает синтаксис?

Дети: Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.


Учитель: Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться. Вы прочитали на уроках литературы много книг о добрых людях и добрых поступках. - -Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик).

Дети: Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

Учитель: Спасибо. Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?

-Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, то, кто…(дети должны сами закончить фразу), помнит свое добро и забывает свои грехи. –

- Запишите предложение, выполните синтаксический разбор .

( 1 ученик у доски)

ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ.

Грамматическая основа предложения – дела славят.

Подлежащее выражено существительным. Сказуемое – глаголом.

По цели высказывания – повествовательное.

ПО интонации – невосклицательное.


Словосочетания:

Славят (кого?) человека

Человека (какого?) доброго

- Как вы можете объяснить смысл этого выражения?

ФРАЗЕОЛОГИЯ (слайд 12)

- Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. Поэтому в предложении фразеологизм является одним членом предложения.

- В начале урока мы говорили о том, что слово ДОБРОТА является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании.

- А теперь откроем» Словарь русской фразеологии» и посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом ДОБРЫЙ.

Дети: В добрый путь! 1 Доброе пожелание тому, кто уезжает.2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.

- В добрый час! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2 Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.

- Добро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом…).


-Учитель: Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. МОЛОДЕЦ – молодой человек, который отличается храбростью, удалью.

- А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:

- ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение, одобрить

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. (слайд 13)


Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.


  1. Итог урока.

Учитель: Мы сегодня рассмотрели с вами слово ДОБРОТА с разных точек зрения.

-Какие разделы о языке. Мы сегодня вспоминали?

Дети: Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология.


Учитель: Чему мы сегодня учились? ( Помимо всех прочих ответов хотелось бы услышать, чтобы дети сказали: «Мы учились доброте».

5.Домашнее задание.
-Написать мини-сочинение на тему: «Добро помни, а зло забывай».
Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.

Зачитывать мы их не станем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит английская пословица:

«Кто добр поистине, добро творит в молчании»

- Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова:

В народе говорят, что человек,

Когда он что–то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век

Не менее чем на год продлевает,

А потому, чтоб жизнь не подвела

И чтоб прожить вам более столетия

Шагайте люди, избегая зла, и помните,

Что добрые дела –

Вернейшая дорога в долголетие.

Сложите цветок, ведь доброта это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Стремитесь творить добро,

Ведь жизнь дана на добрые дела!

6. Самооценка.


- Ребята, у вас на парте лежат сердечки, вырезанные из бумаги трех цветов. Оцените свою работу на уроке.
Я доволен собой, хочу знать больше. (красное сердечко)

Я работал хорошо, но мог бы и лучше. (жёлтое сердечко)

Мне было не интересно, испытывал трудности. (зелёное сердечко)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ