Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам» 3 класс
МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»
Номинация: начальные классы
Предмет: русский язык
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»
Горн Нина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»
Учебно – методическая разработка урока русского языка
Тема: изменение имен существительных по падежам
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: дать первоначальное представление о склонении имён существительных
Задачи:
обучающие: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.;
развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, определять склонение, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);
воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками ,совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной ,богатой.
Оборудование: компьютер, мультипроектор для показа презентации, опорные таблицы.
Н.А.Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: академкнига,2008г.
Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков. Урок является первым из отведенных часов по теме: «Знакомство с падежами». Урок построен с применением деятельностного подхода с применением ИКТ. На уроке учащиеся знакомятся с понятием «падеж», с названиями падежей, с падежными вопросами и со способами определения падежей.
В классе обучается 17 учащихся, из которых 6 человек с более высоким уровнем подготовки, 5 со средним и 6 с низким уровнем. Методы обучения: словесные ( работа с текстами учебника, устное сообщение, диалог) частично – поисковый метод ( поиск необходимой информации по словарю).
Актуализация данного урока обусловлена важностью изучения имени существительного, обогащения словаря младшего школьника, выработки у них умения понимать, правильно произносить и точно употреблять, а также грамотно писать слова данной части речи.
I.Организационный момент
«Добрый день, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами! Желаю вам хорошего настроения! Пожелаем друг другу добра и любви, успехов на уроке!
II.Настрой на урок
1)Гимнастика для ушных раковин и пальцев рук ( растирание рук, промассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину).
2) Мелкая моторика пальцев рук ( гимнастика для пальцев рук.)
3) логопедическая разминка(работа с язычком).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
III.Минутка чистописания
Лллле лес
Лес, лесник, лесок
- Что можете сказать о словах?
-Как вы это определили, по каким признакам?
Письмо по памяти
( однокоренные).
( имеют общий корень)
IV.Введение в тему
- Прочитайте задание к упражнению № 58
-Как, вы думаете, в каком предложении слово кошка подлежащее?
-Как вы думаете, в какой форме стоит этот слово?( если дети затрудняются, вспоминаем начальную форму слов.)
- В каких предложениях слово кошка является второстепенным членом предложения?
-Как вы думаете, это родственные слова или другая форма слова?
-Ребята, как вы определяете, что это другие формы слова: по вопросам или по окончаниям?
-Слово кошка в какие словосочетания входит?
-На какие вопросы отвечает слово кошка в словосочетаниях?
-Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах?
Уточняем: ИЗМЕНЕНИЯ одного и того же слова по команде вопросов называется его ПАДЕЖАМИ.
-Сколько предложений в тексте?
-Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?
Уточняем: имена существительные могут отвечать на вопросы: Кто?, Что?и т.д.
При изменении существительного по вопросам меняется его ОКОНЧАНИЕ
Чтение текста. Учебник № 58
Слайд №2
-в первом предложении
-в начальной форме
( выслушиваются ответы детей и подводим к правильному ответу)
-второстепенным членом является во2-4 предл.
добиваюсь правильного ответа ( другие формы, (меняется окончание)
ответы детей ( уточняем)
-по вопросам и окончаниям
-(скучает без кошки, налил кошки, напоил кошку, подружился с кошкой, рассказал о кошке)
-без кого? кому?кого? с кем? о ком?
- разные окончания в словах, разные вопросы
Слайд №3
- шесть предложений
-шесть вопросов
читаем на слайде №4
V. Подведение к теме урока.
-Ребята, какую работу мы с вами выполняли, чем занимались?
-кто из вас знает, как можно заменить это выражение?
- Правильно, молодцы!
Изменение имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ или ИЗМЕНЕНИЕМ по ПАДЕЖАМ
Работаем с учебником.
-Прочитайте подсказку Летучей Мыши на странице 70
-изменяли существительное по вопросам
( если затрудняются, повторяем и подводим к правильному ответу)
-выслушать ответы детей
показ слайда №3 ( повтор)
Чтение текста детьми
- - Хочу вас обрадовать, - сказала АнишитЙокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.
- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.
- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.
Есть кто? что? кот (И.п.)
Нет кого? чего? кота (Р.п.)
VI.Целеполагание и мотивация
-Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?
-Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном, повторим то, что знаем и узнаем новые знания.
-ответы детей
VII. Изучение нового материала
1)Работа с Толковым словарём
-Откройте словарь. Найдите любое слово, обозначающее предмет.
-Назови формы его И.п. Р.п.
-Для запоминания падежей обратимся к шуточной присказке.
-Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову: (толковый словарь)
- первая помета показывает окончание в Родительном падеже,
-вторая – род существительного.
-Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.
2) Знакомство с названиями падежей.
Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда пришли названия падежей».
-Задали вопрос падежам:
-Зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя .Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- указываем, на отношения действия и места (идти лесом, сидеть на стуле) действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом,) действия объекта( читать книгу, собирать ягоду и т.д.)
-На слайде вы видите, как записаны все падежи и их сокращенное обозначение.
3)Знакомство с приемами запоминания падежей.
4) коллективное заполнение таблицы.
-Заполним с вами 1-ю колонку таблицы, что мы с вами уже знаем по нашей теме урока.
-Что еще хотите узнать сегодня на уроке? Запишите во второй столбик таблицы.
- Третью колонку заполните в конце урока.
5) Познакомимся со способами определения падежей .
-- Чтобы правильно определить падеж, очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
-Ребята, очень многие люди для того, чтобы правильно определять падежи применяют слова – помощники. Эти слова – помощники дружат с падежами. Эти слова – помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем мысленно.
- Посмотрите, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. ( стр.71 таблица)
-Есть ли одинаковые вопросы?
-В каких именно парах падежей?
-Как проверить какой это падеж?
-Чтобы не ошибаться в определении падежей помогаем словами: есть, нет, дам ,вижу восхищаюсь, думаю о.
Р.п.-------нет кошки
В.п.-------вижу кошку
6)Познакомимся с алгоритмом определения падежей.
1)определить словосочетание, в которое входит это слово;
2поставить вопрос к этому слову от слова – командира;
Проверить, какой именно это падежный вопрос.
7)Упражнения в определении падежей имен существительных.
-Задание: на листочках записаны пословицы и предложения. Необходимо расставить их так, чтобы слово « дело» изменялось по падежам последовательно. Определить, в каком падеже стоит слово « дело».
-Сколько предложений в тексте?
-Сколько вопросов поставлено к формам слова дело?
-Какой вид работы мы с вами выполняли?
-Как называется изменение существительных по вопросам?
- Что изменяется в словах при изменении по падежам?
9) Рефлексия.
- Что мы называем склонением?
-Сколько падежей в русском языке?
-К какому падежу относится существительное в начальной форме?
-Заполните третий столбик таблицы «Узнал новое»
Работают со словарем №5
Слайд № 6 чтение
Участвуют в совместной работе по открытию нового знания
Показ слайда №7
Слайд №8
Слайд №9
-поставить вопрос к этому слову от слова – командира
-проверить какой это вопрос
( при затруднении повторяется, уточняется, подводится к правильному ответу)
Слайд №10
да в Р.п и В.п.
в Р.П. и В.П.
слайд №11
Слайд №12
Работа в парах.
Слайд №13
У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу – время, потехе – час.
За правое дело – стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
ответы учащихся
-изменяли существительное по вопросам
-склонением по падежам
-изменяется окончание ( уточнять, повторять, добиваться правильных ответов т.е. осознания материала)
Ответы детей
VIII. Итог урока
-Все было понятно на уроке?
-Кому было трудно? Было непонятно?
-На следующих уроках мы продолжим работу по этой теме.
Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.
Домашнее задание: стр.73 з.60
Рефлексия. Оценка своей работы.
Слайд №14
Список литературы
1.Н.А.Чуракова.Русский язык: учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 1.-М.: академкнига,2008г.
2.Методическое пособие для учителя по русскому языку. 3класс.В.Г.Чуракова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ