Тема урока: «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения»

Тема урока: «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения»

Цели: 1) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

2) сформировать умение различать распространённые и нераспространённые односоставные предложения, распространять нераспространённые односоставные предложения; 3) выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим; 4) сформировать умение применять односоставные предложения в творческих работах.


Ход урока.


Стадия вызова.

На доске спроецированы слова: ( приложение №1)

об, знать, односоставных, хочу, предложениях, всё

Задание: составьте из этих слов предложение.

(Хочу всё знать об односоставных предложениях.)

- Чем отличается составленное вами предложение от предложения ( оно в этом же приложении за «шторой») Я хочу всё знать об односоставных предложениях?

( Грамматическими основами: в 1-м предложении главный член один – только сказуемое, а во 2-м есть подлежащее и сказуемое.)

- Как называются предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое?

(Такие предложения называются двусоставными.)

- Дайте характеристику предложению (приложение №2)

Сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на вершину горы Байгурезь.

(Это предложение простое, потому что состоит из 1-й грамматической основы СЕРДЦЕ НАПОЛНЯЕТСЯ; двусоставное – есть подлежащее и сказуемое; распространённое – кроме главных членов есть второстепенные члены предложения; осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)


Стадия осмысления

/ Создать проблемную ситуацию с помощью вопроса-задания /

- Перед нами термин «Определённо-личное предложение» (прил.№3 – примеры вместо «шторы» закрываются рисунком)

Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?

Какое лицо совершает действие в этих предложениях? Ответ ищем в термине.

( Определённое)

- Поскольку в таких предложениях нет подлежащего ( см. предложение в прил.№3: Люблю грозу в начале мая), как можно увидеть(определить) это лицо?

(По сказуемому, которое выражено глаголом, точнее – по окончанию глагола.)

- Окончания каких глаголов указывают на определённое лицо?

Давайте рассмотрим таблицу.

(Приложение №4)

На доске проецируется таблица:

1-е лицо: я верЮ, мы верИМ.

2-е лицо: ты верИШЬ, вы верИТЕ.

3-е лицо: он (она) верИТ, они верЯТ.


РЕЗЮМЕ: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов 1-го и 2-го лица.

/На доске проецируются предложения из приложения №5./

1.Соберись с силами, не падай духом, не унывай!

2.Люби ближнего своего, как самого себя.

3.Идём по росистому лугу.

4.Люблю грибные дожди.

- Задание: подчеркните главные члены односоставных предложений и сформулируйте ответ на вопрос: «Какие же односоставные предложения с главным членом – сказуемым, называются определённо-личными?»

РЕЗЮМЕ: в определённо-личных предложениях действие совершается определённым лицом и сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.


/Приложение №6/

- Прочитайте и перепишите следующие предложения. Подчеркните главные члены и укажите, чем они выражены. (Один из уч-ся работает у доски)

1.В дверь позвонили. 2.Принесли почту. 3.Ушли, не сказав ни слова.

(позвонили, принесли, ушли – сказуемые, выражены глаголом 3-го лица)

-Можно ли по 3-му лицу определить конкретное лицо? Кто это ОН, ОНА, ОНИ?

(Нет, нельзя)

-Как же можно назвать такие односоставные предложения?

Резюме: односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 3-го лица, называются неопределённо-личными.


- Давайте попытаемся разрешить ещё одну проблему, связанную с односоставными предложениями. Попробуйте, не изменяя предложения, вставить в них подлежащее. (Приложение №7)

1.Зимой рано темнеет. 2. Снега много. 3.Сегодня мне не работается.

-Можно ли назвать в этих предложениях того, кто производит действие?

(Нельзя)

РЕЗЮМЕ: такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие, называются безличными. В безличных предложениях говорится о действиях, которые происходят сами собой, как бы независимо от действующего лица и предмета.


-Нам предстоит познакомиться с последним видом односоставных предложений. Для этого я предлагаю вам провести исследование.

/На доске проецируется 2 текста/ (Приложение №8)

- Найдите грамматические основы, а также главные члены односоставных предложений; выпишите их .

Какие новые виды односоставных предложений вы обнаружили в этих текстах?

(Вечерний час. Осенний скучный день. – Это предложения с одним главным членом – подлежащим.)

РЕЗЮМЕ: такие предложения, в которых главный член выражен существительным в И.п. или сочетанием числительного с существительным, называются назывными.

-Сделаем вывод: с какими видами односоставных предложений мы познакомились?

РЕЗЮМЕ: мы узнали, что односоставные предложения могут быть определённо-личными, неопределённо-личными, безличными и назывными.

(можно вернуться к приложению №3)


РЕФЛЕКСИЯ.

Вернёмся к началу урока. Мы хотели всё узнать об односоставных предложениях. На этом уроке мы познакомились с видами односоставных предложений и с их названиями, узнали, чем они отличаются от двусоставных предложений. Есть такое мудрое высказывание: «Жизнь не спросит, что ты учил, но сурово спросит, что ты знаешь, что умеешь.» Вот и мне хотелось бы , чтобы знания, приобретённые на уроках, вы могли использовать на практике.

Давайте попробуем украсить свою речь, используя в ней односоставные предложения.

Предлагаю вам рассмотреть картину С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» (Приложение №9)

Внимательно рассмотрите её и напишите 5-6 односоставных предложений.

Чтобы работала вместе с головой и душа, я предлагаю вам послушать музыку Г.Свиридова.


Домашнее задание: дописать предложения, используя упр.88, 89. Теория – параграф 30.














ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Учебник «Русский язык. 8 класс» Москва, «Просвещение», 2014.

2.Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец.Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. М., «Просвещение», 2012.

3.Н.А.Сенина. «Русский язык». « Готовимся к ГИА на уроке и дома». Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2013.

4. Н.В.Сиденко. Русский язык. Поурочные планы. Волгоград, 2002.

5.Т.Ю.Угроватова. Русский язык. Подсказки на каждый день. Москва, ВЛАДОС,2000.

6.Yandex.ru/yandsearch?text=картинки+0+школе&from

7.Фото. odnoklassniki.ru/debesy





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ