Тема урока: Рр Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. Подготовка 7 Класс
Русская словесность
7 класс
Тема урока: Рр Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. Подготовка.
Цели урока:
1. На примере текста Вс. Рождественского (см.: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд., М., «Дрофа», 2004, стр. 228 – 229, задание 6) познакомить учащихся с литературно-критическим эссе, раскрывающим личные впечатления автора эссе о стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер», об использовании в нём специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
2. Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре эссе о любимом стихотворении, раскрывающем личные впечатления о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
3. Формирование навыков работы с текстом учебника.
Оборудование: 1. Учебник «Русская словесность».
2. Распечатка стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
План урока.
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодняшний урок развития речи посвящён подготовке к самостоятельному написанию сочинения-эссе, раскрывающему личные впечатления о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. И делать мы это будем на конкретном примере.
II. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» заранее подготовившимся учащимся.
А. С. Пушкин
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
III. Анализ стихотворения «Зимний вечер», текст которого предъявляется учащимся в машинописном варианте.
Чтение первой строфы:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Беседа по вопросам:
1. Кто рассказчик? (Рассказчик – герой, так как есть слова "к нам".)
2. Какая "картина жизни" рисуется в произведении, т. е. о чем стихотворение? (Зимняя буря, зимний вечер.)
3. Какое настроение вызывает эта "картина жизни" у рассказчика? (Грустное, мрачное.)
4. Подтвердите словами из текста это настроение. (Завоет, заплачет.)
5. С кем сравнивает рассказчик бурю? (Со зверем, с дитятею.)
6. Зачем он это делает? Какие чувства он испытывает при этом? (То, как зверь она завоет – страх; то заплачет, как дитя – жалость; то, как путник запоздалый – ожидание, чувство одиночества). Когда Пушкин писал это стихотворение (1825 г.), находился далеко от своих друзей в ссылке в Михайловском и очень скучал по ним.
7. Как называется прием, когда один предмет сравнивается с другим? (Сравнение).
8. Какую роль играют сравнения в тексте этого стихотворения? (Помогают автору лучше выразить свои чувства и мысли, передают настроение рассказчика).
9. Но в этой строфе поэт воспользовался еще одним приемом, и этот прием помогает нам представить "картину жизни".
Учитель вычитывает строки, выделяя голосом нужные звуки:
"….вихри, снежные крутя"– (рев бури).
Что помогло нам представить снежную бурю? (Определенные звуки, сочетание звуков – аллитерация).
Этот прием – звуковой рисунок, и вы убедились, что он помог нам представить эту бурю.
"…. то, как зверь, она завоет" (Завывание вьюги слышится).
"…по кровле обветшалой, вдруг соломой зашумит" (Шуршание).
Чтение второй строфы.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Беседа по вопросам:
1. К кому обращается рассказчик? (К старушке.)
2. Кто знает, кого называет Пушкин в этом стихотворении старушкой? (Свою няню Арину Родионовну.)
3. Какое настроение содержится в этом обращении? (Печаль – т.к. ветхая лачужка; беспокойство – почему приумолкла.)
4. Как поэт относится к своей няне? (Ласково, любовно, тревожится о ней, называет "мой друг", "старушка".)
Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну. Свои детские годы он провел с ней, и это она рассказывала ему сказки, которые он потом взял за основу и подарил всему человечеству.
5. Как понять слова: ветхая лачужка, утомлена, дремлешь, приумолкла?
Почему в предложении "наша ветхая лачужка и печальна и темна" повторяется союз "и"? (Усиливает печаль.)
Чтение третьей строфы.
Беседа по вопросам:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
1. Меняется ли настроение рассказчика в этой строфе?
2. На что надеется рассказчик? (На изменение настроения – "и сердцу будет веселей".)
3. Почему рассказчик уверен, что его настроение изменится к лучшему? (Он любит песни своей "подружки", надеется, что они его развеселят.)
Чтение четвертой строфы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Беседа по вопросам:
1. В чем особенность построения этой строфы? (1 часть – из 1 строфы, 2 часть из третьей строфы.)
2. Пушкин зачем-то соединил два кусочка из предыдущих строф у рассказчика. Зачем он это сделал? (Усиливается печальное настроение от бури, но он надеется на веселое настроение.)
Итог анализа:
Мы попробовали понять настроение рассказчика в стихотворении "Зимний вечер", поняли роль сравнений и звукового рисунка.
IV. Слово учителя.
– На предыдущих уроках, изучая лирику как один из родов литературы, мы выяснили, что её основным признаком является изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отражённых в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определённого момента.
Выраженное в лирическом произведении чувство находит отклик в чувствах многих людей. Сегодня мы познакомимся с фрагментом статьи Вс. Рождественского, в которой он излагает свои мысли и чувства по поводу стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
V. Чтение фрагмента статьи Всеволода Рождественского о стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер» по абзацам (см.: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд., М., «Дрофа», 2004, стр. 228 – 229, задание 6) и беседа по содержанию прочитанного.
1.Чтение первого абзаца.
Вдумаемся в эти стихи. Зная, в какой обстановке, в каком душевном состоянии они возникли, нам легко будет увидеть за ними и то, о чём там не сказано прямо, но что немного вообразить по немногим намёкам.
2. В чём назначение первой фразы?
В ней дана установка на диалог с читателем, желание приобщить его к «процессу» интерпретации стихотворения.
3. Какова целевая установка автора? Что он «говорит» (обещает) своим читателям?
- Предлагая вдуматься в стихи А. С. Пушкина, Вс. Рождественский помогает нам «увидеть за ними то, о чём там не сказано прямо, но что легко вообразить по немногим намёкам».
4. А теперь посмотрите, какая картина возникла в воображении Вс. Рождественского после прочтения им стихотворения А. С. Пушкина.
5. Чтение второго абзаца.
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло, – потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Котёнок играет у ног. Пушкин тут же, у стола, в тёплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в снежном поле.
6. Сравните, кстати, картину, возникшую в воображении Вс. Рождественского, с иллюстрацией Ю. В. Иванова «А. С. Пушкин и Арина Родионовна», помещённой на стр. 228 вашего учебника. Есть ли в них сходство? Какими средствами сделал это Вс. Рождественский, а кикими – Ю. В. Иванов?
– Сходство картин налицо. Вс. Рождественский рисует её словами, а Ю. В. Иванов – красками и кистью.
7. Чтение четвёртого и пятого абзацев.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Посмотрите, с какой художественной чёткостью описывает Пушкин эту привычную для него вьюгу. Он не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаз, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идёт чисто зрительное общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри. Это всем видно и всем понятно с первого же взгляда. Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги, к чисто слуховому её ощущению. Для него это не просто какой-то смутный вой ветра; его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то это завывание зверя: (вернее всего, волчий вой), то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути, потерял дорогу и, увязая в сугробах, добрался наконец до слабо мерцающего огонька в огне няниной избушки. Сколько разных оттенков в этом, казалось бы, смутном завывании ночной вьюги, и как правдоподобны предположения! И всё это дано поэтом через простые сравнения с самыми обычными явлениями русской деревенской жизни.
8. Какие особенности словесного художественного образа, в частности лирического образа, отметил Вс. Рождественский?
– Пушкин, по мнению Вс. Рождественского, «не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаз, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идёт чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри… Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги, к чисто слуховому её ощущению. Для него это не просто какой-то смутный вой ветра; его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то это завывание зверя (вернее всего, волчий вой), то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути, потерял дорогу и, увязая в сугробах, добрался наконец до слабо мерцающего огонька в окне няниной избушки. Сколько разных оттенков в этом, казалось бы, смутном завывании ночной вьюги, и как правдоподобны предположения!»
9. Какие художественные приёмы, используемые А. С. Пушкиным, отмечает в своей статье Вс. Рождественский?
Сравнение: «Сколько разных оттенков в этом, казалось бы, смутном завывании ночной вьюги, и как правдоподобны предположения! И всё это дано поэтом через простые сравнения с самыми обычными явлениями русской деревенской жизни».
10. Чтение пятого абзаца.
Обратим внимание на то, что весь отрывок полон движения жизни. А это достигнуто тем, что Пушкин здесь щедро пользуется глаголами. Судите сами. Что делает вьюга? Она «кроет небо», «кружит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в общем музыкальном фоне строки?
11. Что говорит автор о лексике пушкинского стихотворения?
Автор обращает внимание на то, что анализируемый им отрывок полон движения, жизни. А это достигнуто тем, что Пушкин щедро пользуется глаголами. Вьюга «кроет небо», «кружит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».
12. Чтение шестого абзаца?
Обратите внимание на то, каким размером написаны эти стихи. Хорей? Да, хорей! Почему же для стихов, наполненных, в сущности, грустным содержанием, Пушкин выбирает такое звучание стиха – убыстрённое и почти всегда имеющее светлую, жизнерадостную окраску? Да потому что бодрый хорей, на фоне которого и развёртывается совсем невесёлое содержание стихотворения, хорошо поддерживает основной замысел поэта: преодолеем, победим грустное настроение, вызванное одиночеством и завыванием зимней вьюги, не дадим им овладеть нашей душой!
13. Как автор статьи определяет смысл стихотворения?
По мысли исследователя, «для стихов, наполненных, в сущности, грустным содержанием, Пушкин выбирает» «убыстрённое» «звучание стиха». Стихи написаны хореем, «потому что бодрый хорей, на фоне которого и развёртывается совсем невесёлое содержание стихотворения, хорошо поддерживает основной замысел поэта: преодолеем, победим грустное настроение, вызванное одиночеством и завыванием зимней вьюги, не дадим им овладеть нашей душой!»
14. Понравилось ли вам прочитанное?
15. Открыл ли автор вам что-то новое, чего вы раньше не видели в пушкинском стихотворении? Что именно?
16. Если вы согласны с мыслями автора, докажите его правоту, если с чем-то не согласны, возразите ему.
VII. Знакомство с определением эссе или его повторение (если определения эссе уже известно учащимся): чтение задания 7 (см.: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд., М., «Дрофа», 2004, стр. 229 – 230, задание 7).
В упр. 6 приведён отрывок из статьи поэта о стихах другого поэта. Это не сухая научная статья, а личное впечатление, размышление о том, почему стихи производят такое впечатление. Автор как бы ведёт беседу с друзьями, поэтому вы здесь заметите признаки разговорного языка. А поскольку стихи – произведение словесного искусства, автор делает наблюдение над словами, чтобы уяснить свою мысль и передать своё чувство. Такое произведение, где кратко, в свободной, непринуждённой форме автор размышляет на какую-то тему, носит название э с с е. это слово французское (essai), означает «проба», «попытка», «очерк». Самое главное в эссе – личные впечатления и соображения, ориентация на разговорный язык, образность, краткость.
VIII. Знакомство с домашним заданием (см. упр. 7).
Попробуйте создать своё эссе о вашем любимом стихотворении.
IX. Работа над памяткой «Как написать домашнее эссе»
1. Перечитайте любимое стихотворение, вдумайтесь в его содержание и уясните его смысл.
2. Уясните особенности задания, предполагающего написание сочинения-эссе, раскрывающего личное впечатление о любимом стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
3. Продумайте, какова будет «решающая мысль» вашего эссе.
4. Определите пути поиска «оригинальной идеи».
5. Определите, какие теоретические понятия, термины помогут вам раскрыть содержание собственной позиции.
6. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
8. Проанализируйте содержание написанного.
9. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам:
тематическое, композиционное, стилистическое единство;
связность;
логичность;
законченность.
10. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
X. Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о любимом стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ