Тема урока: Стили речи. Художественный стиль 10 Класс

Тема урока: Стили речи. Художественный стиль.

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала, с опорой на ранее полученные знания.

Цель: формировать умения видеть стилевые особенности текста, совершенствовать навыки анализа текста, подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о стилях речи, более подробно изучить художественный стиль.

  2. развитие у учащихся регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

  3. воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.

I. Орг.момент

Учащиеся записывают число и тему урока.

II. Введение в тему.

Тема сегодняшнего нашего урока – «Стили речи. Художественный стиль». На предыдущих уроках мы уже начали свой разговор о стилях речи, что вам известно?

(в ходе опроса на доске появляется табличка «Стили речи»)

Стили речи.


Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики


Каждый текст русского языка относится к одному из пяти стилей речи. Значит, в этих текстах есть набор каких-то общих признаков, которые и позволяют распределять тексты по стилям. Мы с вами попробуем выявить эти признаки.

III. Формулировка задач на урок.

Давайте попробуем выяснить, как тексты относят к различным стилям. Перед вами несколько текстов, определите их стиль и подумайте, чем они отличаются друг от друга.

Текст № 1.

Литература Дальнего Востока – отдельная жизнеспособная ветвь российской многонациональной литературы. Истоки и первые движения литературного процесса на Дальнем Востоке, изначальные принципы и обстоятельства, которые формировали его своеобразие - это природная, географическая, историческая уникальность дальневосточного региона.


Текст № 2.

Биробиджан моего детства, Биробиджан семидесятых – милый, закомплексованный городок. Со дворов ещё не выветрился шахматный дух, у лучших его обитателей подросткового возраста в глазах горел и светился неукротимый огонь познания.

Город был зелен и очарователен. Лишь по рассказам деда я знала о том диковинном Биробиджане с грибными рёлками, болотами и кочкарником, с деревянными мостиками и речушками, кишащими рыбой. Мой Биробиджан был основательно благоустроенным. По улицам ездила поливальная машина с радугой перед носом и ублажала асфальт радостным блеском.

А впрочем, образ города в душе моей составляли не дома в тетрадную клеточку и косую линейку. Тёплую атмосферу составляли люди. Это и запомнилось.

Текст №3 .

В истории области можно выделить несколько этапов: 1928-1934 — от начала заселения до образования национальной автономии; 1934-1937 — активное развитие "еврейской пролетарской культуры"; 1938-1945 — свертывание национальных проектов в различных сферах, период политических репрессий; 1946-1953 — попытка возрождения неосуществленных планов и окончательный провал их осуществления.

Основной поток переселения из-за границы происходил в 1931-1932 гг. Наибольший процент переселившихся в эти годы был из Литвы (467 чел.), Аргентины (156 чел.) и Америки (104 чел).

(в ходе обсуждения на доске появляются три основных признака)

  1. цель создания

  2. языковые особенности ( языковые средства стиля)

  3. сфера употребления

Таким образом, что необходимо знать, чтобы отнести текст к какому-либо стилю?

(чтобы узнать к какому стилю относится текст необходимо определить, для чего создан текст, какие языковые особенности в нём присутствуют и где этот текст употребляется)

Сегодня на уроке мы будем говорить не о стилях в целом, а конкретно о художественном стиле. Сформулируйте задачи урока.

  1. определить, для чего создан художественный стиль

  2. какие языковые особенности присуще художественному стилю

  3. где используется художественный стиль

IV. Актуализация знаний.

Посмотрите ещё раз на тексты. Как вам кажется, какой из этих текстов проще всего проиллюстрировать? Почему?

(учитель читает вслух текст художественного стиля, затем дети делятся на три группы, получают листы формата А3 и фигуры для аппликации. Под музыку начинают прикреплять фигуры на лист, иллюстрируя текст. Работу можно выполнять у доски или на партах. Затем смотрят на работы друг друга)

У нас получились настоящие картины. А как говорят о художнике, который создает картины, рисует, или пишет? (пишет). А о писателе, который создаёт произведение? (тоже пишет). А неужели нельзя сказать, что художник рисует? Конечно, можно. Получается, что писатель тоже рисует, только не кистью как художник, а словом. Получается, что художник и писатель выполняют одинаковые функции.

А с какой целью художник рисует картины? (передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями)

Если у писателя и художника одинаковые функции, тогда для чего писатель создаёт произведение? (чтобы тоже передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями).

Так для чего же создаются тексты художественного стиля?

( тексты художественного стиля создаются, чтобы воздействовать на читателя, вызвать у него эмоции).

Мы выяснили с вами цель создания текстов художественного стиля, а где используются такие тексты?

Итак, нам осталось узнать, с помощью, каких языковых средств автор вызывает у читателя эти эмоции.

А какая часть речи выполняет в тексте очень важную функцию – придаёт тексту особую выразительность и большую образность? (прилагательное).

А как называются прилагательные в художественных текстах? (эпитеты)

Подчеркните в тексте все эпитеты, вместе со словом, к которому они относятся.

Биробиджан моего детства, Биробиджан семидесятых – милый, закомплексованный городок. Со дворов ещё не выветрился шахматный дух, у лучших его обитателей подросткового возраста в глазах горел и светился неукротимый огонь познания.

Город был зелен и очарователен. Лишь по рассказам деда я знала о том диковинном Биробиджане с грибными рёлками, болотами и кочкарником, с деревянными мостиками и речушками, кишащими рыбой. Мой Биробиджан был основательно благоустроенным. По улицам ездила поливальная машина с радугой перед носом и ублажала асфальт радостным блеском.

А впрочем, образ города в душе моей составляли не дома в тетрадную клеточку и косую линейку. Тёплую атмосферу составляли люди. Это и запомнилось.


Теперь найдите в тексте слова, которые говорят о неживых предметах как о живых.

Биробиджан моего детства, Биробиджан семидесятых – милый, закомплексованный городок. Со дворов ещё не выветрился шахматный дух, у лучших его обитателей подросткового возраста в глазах горел и светился неукротимый огонь познания.

Какова роль олицетворения в текстах? (всё наполняется жизнью)

Найдите в тексте известные вам средства художественной выразительности, которые мы ещё не подчёркивали.

А в остальных текстах мы можем встретить такие языковые средства? (нет)

Все ли цели нашего урока достигнуты?

V. Закрепление

Сейчас мы постараемся, закрепить полученные знания на практике и заодно посмотрим каким ещё может быть текст художественного стиля.

Плетение «Паутинки».

Учащиеся встают в круг. Они должны придумать по одному предложению, с использованием ранее изученных языковых средств художественной выразительности. Предложения должны быть связаны по смыслу, СХВ должны чередоваться. Тема устного сочинения – «Мой Биробиджан». Дети берут клубок ниток, по очереди произносят предложение, наматывают на палец нитку, затем передают другому и т.д. Учитель записывает все предложения, затем читает текст.

Мы сплели с вами паутинку из предложений, у нас получилась словесная связь, если кто-то сейчас отпустит ниточку, то весь узор нарушится. Так и в текстах каждое слово, каждое предложение имеет значение. Особенно в текстах художественного стиля, где словами автор создаёт картины, узоры, что-то особенное.

VI. Рефлексия.

Лист самооценки.

Моё отношение к информации урока

Да

Не очень

Нет

1. Мне было интересно на уроке




2. Меня заинтересовала тема урока




3. Информация этого урока является для меня нужной




4. Информация этого урока является для меня полезной




5. Мне всё было понятно на уроке




6. Я усвоил(а), что такое художественный стиль




В процессе работы я…

1. Сам старался(ась) определять цели урока




2. Ждал(а), когда другие сформулируют цели




3. Задавал(а) вопросы, спрашивал(а)




4. Ждал(а), когда ответят мои одноклассники, предпочитал(а) слушать других




5. Внимательно всё слушал(а) на уроке




6. Принимал(а) активное участие в ходе урока




7. Анализировал(а), делал(а) выводы





VI. Домашнее задание.

Проанализировать на предмет средств художественной выразительности любые 5 текстов из «Литературы Еврейской автономной области».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ