Тема урока «Страдательные причастия прошедшего времени» 7 класс (ФГОС)
Тема урока «Страдательные причастия прошедшего времени» (7 класс ФГОС)
Цели урока: познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.
Активизировать знания учащихся о предложении с причастным оборотом, совершенствовать умения находить и выделять знаками препинания причастный оборот.
Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять способ образования страдательных причастий прошедшего времени
Личностные: формирование познавательного интереса
Метапредметные: устанавливать рабочие отношения в группе
Ход урока
1. Учитель читает строки:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
( П.Чесноков).
- О чем идет речь в данных строчках?
2. Сегодня мы продолжаем изучение темы « Причастие», (работа в группах)
- Повторим, что мы знаем о причастии?
1 группа
- Что такое причастие?
- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?
2 группа
- Что такое причастный оборот?
- Каким членом предложения он является?
3 группа
- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
4 группа
- Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Привести примеры.
- Рассказать, как образуются страдательные причастия настоящего времени.
Привести примеры.
ИЛИ работа по карточкам
Карточка №1
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.
Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, держ..щий знамя, чуть плещ..щие волны, грохоч…щие автомобили, завис…щие от погоды, та.щий снег, рокоч..щая вдали.
Спишите, объясняя графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес. Разг..рался костер раздува..мый ветром.
Карточка №2
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.
Грохоч..щие вдали, стро..щиеся на окраине, трепещ…щая в неводе рыба, расстила… щаяся перед путешественниками, хлопоч..щая у плиты хозяйка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спектакль дети.
Спишите, объясняя графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
1) К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. 2) Серебрится река слабо озаря..мая луной. 3) Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром.
Карточка №3
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий.
Кол..щая лед машина, та…щий на солнце снег, реж…щий металл станок, се..щийся над горами дождь, стро..щийся дом, не завис…щие от нас обстоятельства, бор…щиеся за выход в финал, маш..щие крыльями птицы, колебл…щийся тростник, клокоч..щий водопад.
Спишите, объясняя графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
Тень колебл..мая ветром то укорачивалась, то удлинялась. Трава пр..гиба..мая ветром ложилась на землю. Разведчики вышли на поляну слабо освеща..мую лу(н,нн)ым светом.
3. Актуализация ранее изученного материала.
Синтаксическая пятиминутка.
Даны словосочетания рокочущий вдали, озаряемый пламенем, согреваемый солнцем. К данным словосочетаниям нужно подобрать определяемые слова, поставив их перед словосочетанием. Составить предложения. Одно из предложений разобрать по членам. Устно заменить причастный оборот придаточным предложением.
-Какие причастия встретились нам в предложениях?
- Что можете сказать о причастиях, встретившихся в предложениях?
( рокочущий, озаряемый, согреваемый).
- Как они образовались?
- Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили?
- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? (тема записывается в тетрадь: Образование страдательных причастий прошедшего времени.)
Формулирование целей урока:
Расширить знания…
Научиться образовывать…
4. Открытие нового знания.
Причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Действительные
От глаголов I спряжения
От глаголов II спряжения
-ущ-, -ющ-
-ащ-, -ящ-
-вш-, -ш-
Страдатель-ные
-ем- (-ом-)
-им-
-нн- (-н-), -енн- (-ен), -т-
Физкультминутка:
Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Похлопаем друг друга, погладим себя по головке. А наш сосед хорошо работал? Так погладим и его.
Встали дружно на зарядку
Все в шеренгу по порядку.
Для начала головой
Повернули раз, другой.
Три-четыре повернулись
И соседу улыбнулись
Упражнение для рук:
Правой, левой сделай круг.
Повторим мы все два раза –
Ведь зарядка не проказа.
Приседаем раз, два, три.
Эй, в окошко не смотри.
Руки поднимаем в небо,
На носочки привстаем –
Шаг вперед – назад идем.
Повторим четыре раза
И начнем учиться сразу.
5.Воспроизведение правила с примерами.
- А теперь проведем конкурс среди групп на лучшего знатока правила, но вы не просто его перескажите, а приведете собственные примеры.
6. Закрепление нового материала.
( выполнение упражнений из учебника)
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
7. Подведение итогов урока.
- Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?
-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
8.Рефлексия.
-Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Вам было комфортно?
- Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?
- Оцените свою работу: кто на «5»?
кто на «4»?
кто на «3»?
(коррекция оценок учителем)
-У вас на столах лежат цветные кружочки, возьмите их, пожалуйста, по цвету вашего настроения и нарисуйте на кружочках рожицу (если вам было комфортно сегодня на уроке – веселую, если тяжело – грустную).
9. Домашнее задание: упражнение 127
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Исправьте текст.
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1)Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Карточка для индивидуальной работы №1.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Таявший, таивший; решивший, решавший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Затеять, беречь, отчаяться.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Карточка для индивидуальной работы №2.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Погасший, повлекший, блестевший, повисший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Вертеть, продрогнуть, везти.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Карточка для индивидуальной работы №3.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Зажмурившийся, прокисший, притихший, красивший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Играть, расцвести, посвятить.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Карточка для индивидуальной работы №4.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Повисший, блестевший, повисший, прокисший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Исчезнуть, преодолеть, стеречь, зарасти.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Карточка для индивидуальной работы №5.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Решивший, повисший, красивший, притихший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Посеять, расстаться, хмуриться, гореть.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Карточка для индивидуальной работы №6.
Определите, от основ каких глаголов образованы данные причастия. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Выделите основы и суффиксы причастий.
Таявший, таивший, притихший, блестевший.
От данных причастий образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени. Обозначь основы глаголов и причастий, выдели суффиксы.
Нести, замерзнуть, промокнуть.
Распредели данные словосочетания с причастиями на две группы.
-
Действительные причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Поверивший в удачу, обнаруживший способности, рассчитывающий на помощь, выросший за год, вылетевший из гнезда, строящий дом, набухшие почки, пропускающие свет, прибивающий скворечник, обозначающий на письме, касающийся всех, лечащий детей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ