Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 Класс

УМК «Планета знаний»


Предмет – русский язык


Класс – 3


Тип урока – обобщение и систематизация знаний


Особенности данного урока:

  • данный урок является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»;

  • на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся

  • на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся работа в парах


Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»


Цель урока:

формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,

обобщение знаний детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.


Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

  • уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • ориентироваться в своей системе знаний.

  • восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий


Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:


  • формирование умения различать приставки и предлоги, выделять орфограммы, связанные с правописанием предлогов и приставок; применять правило проверки орфограммы, выделять приставки в глаголах.

  • определить уровень сформированности умений видеть приставки в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове.



  • воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.


Средства (оборудование): учебник по русскому языку (УМК «Планета знаний» 3 класс, 2 часть), рабочая тетрадь № 2 (УМК «Планета знаний» 3 класс),компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.












План урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.

Желаю вам удачи.

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.

  1. Минутка чистописания

Учитель: И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную запись.

1

3

5

а

?

д

  • Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания

  • Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в?

  • Напишите 1 строчку букву


  1. Словарная работа


  • Какие звуки даёт буква в?

  • Назовите мне слово, которое начинается со звука в- и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней (внимание)

  • Что означает это слово?

  • Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке.

Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать услышанное или прочитанное.

  • Запишите это слово несколько раз, поставьте ударение и подчеркните орфограммы

  • Подберите однокоренные слова к этому слову. Почему эти слова называются однокоренные? (у них один корень внима-)



  1. Актуализация знаний о частях речи


Учитель: Какие ещё части слова вы знаете?

Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили части слова. Внимание на экран.


1. Выбираем верное утверждение:


1. Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки

4. Слово не может быть без окончания

  • Что такое корень?


1.Окончание – это изменяемая часть слова

2. Окончание – это неизменяемая часть слова

  • Для чего служит окончание в речи?


1. Суффикс стоит за корнем

2. Суффикс стоит в конце слова

  • Для чего служит суффикс?


1. Приставка стоит за корнем

2. Приставка стоит перед корнем

  • Для чего служит приставка?


VI. Употребление приставок


Учитель: Приставок в русском языке огромное количество.

  • Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? Приведите примеры.

  • Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? Со всеми ли приставками употребляются глаголы?

Давайте проверим. Внимание на экран.

Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок. Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы? Запишите в два столбика и выделите приставки(2 человека у доски)


VII. Наблюдение над значением приставок


  • Какой частью речи являются все эти слова? Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.

  • Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?

( начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,

приближения и т.д.)

VIII. Правописание гласных в приставках


Учитель: Есть ли орфограммы в выделенных приставках? Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? ( за, на, над, раз, рас)


Выборочный диктант

Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.

Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.

Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8). Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.

А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом. Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.

Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.


IX. Физкультминутка


Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую!»

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.


Только вся его еда

Разбежалась кто куда.

Зайцы убежали,

Птицы улетели

И лёгкие, как тени,

Умчались прочь олени.



X. Работа с фразеологизмом


Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:

И пришлось ребята волку

Зубы положить на полку…

А на полку зубы класть –

Это не большая сласть!


Учитель:

  • Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?

  • Как вы его понимаете?

  • Запишите этот фразеологизм в тетрадь – а рядом запишите его толкование.

  • Есть ли разница в оттенках глаголов положить и класть?

  • А в культуре использования этих глаголов в речи?


XI. Правописание предлогов и приставок


Учитель: А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а «на полку» раздельно?

  • Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?

  • Что ещё необходимо помнить?

  • Дифференцированная работа

Выберите себе задание, с которым вы справитесь.

1 уровень:

Отличи, где приставка, а где предлог. упр. 68 стр.67. В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны понять, где предлоги, где приставки. И записать их правильно.

  • Запишите предложения, раскрывая скобки. Приставки выделяем, предлоги подчёркиваем.

  • Проверяем.

1.Павлик (от)в..рил дверь (в)кухню. Старушка (с)нимала (с)противня горячие пирожки.(В.Осеева) 2.Загремели взрывы, о(т/д)гремели. Те, кто воевали, п(о/а)с..дели. (Настя С.)


2 уровень:

Задание. Запиши стихотворение. Найди слова с приставками и выдели их. Подчеркни грамматические основы последнего предложения.

Уж тает снег, бегут ручьи,

в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

и лес оденется листвою.

(А.Плещеев)

(с.68 упражнение 72)

3 уровень:

Задание. Какой из предлогов неуместен в словосочетании? Зачеркни его. Запиши словосочетания. Выдели приставки. Вставь недостающие буквы.

Вы...хали из/с села, зац..пился за/о скатерть, выпол.. от/из норы, вц..пился в/за руку, взобрался в/на гору.

(Рабочая тетрадь на печатной основе с.23 задание 7).


ХII. Отгадай-ка

А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:

1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы "е" (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка"

ХIII. Итог урока.

  • Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги. Скажите, чему научились? Что интересного было на уроке? Что понравилось?

  • Что вы можете сказать о приставке?

  • Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?

Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

XIV. Рефлексия

Оцените свою работу: Заполните листы самооценки



Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка"


Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все части слова

 

 

 

Что такое приставка

 

 

 

Я умею

Отличать приставку от предлога

 

 

 

Писать приставки без ошибок





XV. Домашнее задание:

упражнение 73, стр.68 подготовиться к письму под диктовку



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ