Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 Класс
УМК «Планета знаний»
Предмет – русский язык
Класс – 3
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Особенности данного урока:
данный урок является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»;
на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся
на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся работа в парах
Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»
Цель урока:
формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,
обобщение знаний детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
ориентироваться в своей системе знаний.
восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения различать приставки и предлоги, выделять орфограммы, связанные с правописанием предлогов и приставок; применять правило проверки орфограммы, выделять приставки в глаголах.
определить уровень сформированности умений видеть приставки в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове.
воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Средства (оборудование): учебник по русскому языку (УМК «Планета знаний» 3 класс, 2 часть), рабочая тетрадь № 2 (УМК «Планета знаний» 3 класс),компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.
План урока.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.
Желаю вам удачи.
Сообщение темы и целей урока
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.
Минутка чистописания
Учитель: И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную запись.
1
3
5
а
?
д
Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в?
Напишите 1 строчку букву
Словарная работа
Какие звуки даёт буква в?
Назовите мне слово, которое начинается со звука в- и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней (внимание)
Что означает это слово?
Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке.
Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать услышанное или прочитанное.
Запишите это слово несколько раз, поставьте ударение и подчеркните орфограммы
Подберите однокоренные слова к этому слову. Почему эти слова называются однокоренные? (у них один корень внима-)
Актуализация знаний о частях речи
Учитель: Какие ещё части слова вы знаете?
Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили части слова. Внимание на экран.
1. Выбираем верное утверждение:
1. Слово не может быть без корня
2. Слово не может быть без суффикса
3. Слово не может быть без приставки
4. Слово не может быть без окончания
Что такое корень?
1.Окончание – это изменяемая часть слова
2. Окончание – это неизменяемая часть слова
Для чего служит окончание в речи?
1. Суффикс стоит за корнем
2. Суффикс стоит в конце слова
Для чего служит суффикс?
1. Приставка стоит за корнем
2. Приставка стоит перед корнем
Для чего служит приставка?
VI. Употребление приставок
Учитель: Приставок в русском языке огромное количество.
Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? Приведите примеры.
Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? Со всеми ли приставками употребляются глаголы?
Давайте проверим. Внимание на экран.
Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок. Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы? Запишите в два столбика и выделите приставки(2 человека у доски)
VII. Наблюдение над значением приставок
Какой частью речи являются все эти слова? Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.
Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?
( начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,
приближения и т.д.)
VIII. Правописание гласных в приставках
Учитель: Есть ли орфограммы в выделенных приставках? Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? ( за, на, над, раз, рас)
Выборочный диктант
Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8). Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.
А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом. Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.
Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.
IX. Физкультминутка
Как-то утром волк проснулся,
Потянулся, облизнулся.
Спел любимую свою –
«Укушу да разжую!»
И пустился чин по чину.
На обед искать дичину.
Только вся его еда
Разбежалась кто куда.
Зайцы убежали,
Птицы улетели
И лёгкие, как тени,
Умчались прочь олени.
X. Работа с фразеологизмом
Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:
И пришлось ребята волку
Зубы положить на полку…
А на полку зубы класть –
Это не большая сласть!
Учитель:
Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?
Как вы его понимаете?
Запишите этот фразеологизм в тетрадь – а рядом запишите его толкование.
Есть ли разница в оттенках глаголов положить и класть?
А в культуре использования этих глаголов в речи?
XI. Правописание предлогов и приставок
Учитель: А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а «на полку» раздельно?
Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?
Что ещё необходимо помнить?
Дифференцированная работа
Выберите себе задание, с которым вы справитесь.
1 уровень:
Отличи, где приставка, а где предлог. упр. 68 стр.67. В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны понять, где предлоги, где приставки. И записать их правильно.
Запишите предложения, раскрывая скобки. Приставки выделяем, предлоги подчёркиваем.
Проверяем.
1.Павлик (от)в..рил дверь (в)кухню. Старушка (с)нимала (с)противня горячие пирожки.(В.Осеева) 2.Загремели взрывы, о(т/д)гремели. Те, кто воевали, п(о/а)с..дели. (Настя С.)
2 уровень:
Задание. Запиши стихотворение. Найди слова с приставками и выдели их. Подчеркни грамматические основы последнего предложения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
и лес оденется листвою.
(А.Плещеев)
(с.68 упражнение 72)
3 уровень:
Задание. Какой из предлогов неуместен в словосочетании? Зачеркни его. Запиши словосочетания. Выдели приставки. Вставь недостающие буквы.
Вы...хали из/с села, зац..пился за/о скатерть, выпол.. от/из норы, вц..пился в/за руку, взобрался в/на гору.
(Рабочая тетрадь на печатной основе с.23 задание 7).
ХII. Отгадай-ка
А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:
1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка"
ХIII. Итог урока.
Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги. Скажите, чему научились? Что интересного было на уроке? Что понравилось?
Что вы можете сказать о приставке?
Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?
Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!
XIV. Рефлексия
Оцените свою работу: Заполните листы самооценки
Анализ индивидуальной деятельности
на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка"
Фамилия _____________________ Имя ____________________
Я знаю
да
нет
не знаю
не всегда
Все части слова
Что такое приставка
Я умею
Отличать приставку от предлога
Писать приставки без ошибок
XV. Домашнее задание:
упражнение 73, стр.68 подготовиться к письму под диктовку
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ