Рабочая программа по русскому языку 8 класс VII вид обучения на 70 часов (2 часа в неделю)

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы под редакцией С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и переработана с учётом особенностей детей VII вида обучения на 70 часов (2 часа в неделю).


Назначение программы:

Формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку. Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему (базовый уровень). Отличительные особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами.


Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма; любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционирования различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (VVII, VIIIIX классы)

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Формы организации образовательного процесса :

урок-консультация

урок-практическая работа

уроки с групповыми формами работы

уроки-зачеты

уроки-конференции

уроки-семинары

интегрированные уроки

межпредметные уроки

Технологии, используемые в образовательном процессе :

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

проектная деятельность

исследовательская деятельность

применение ИКТ

Виды и формы контроля :

Формы контроля :

индивидуальный

групповой

фронтальный

Виды контроля:

предварительный

текущий

тематический

итоговый


Виды деятельности учащихся на уроке:


- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

определение проблемы текста;

аргументация своей точки зрения;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста; функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.


Содержание тем учебного курса


Русский язык – национальный язык русского

Повторение изученного в 5-7

Слово как основная единица языка. Русское правописание: орфография и пунктуация.


Функциональные разновидности русского языка

Понятие о функциональных разновидностях языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Язык художественной литературы.


Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Культура речи. Употребление словосочетаний. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Понятие о предложении. Основные виды предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Интонация предложения.

Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения. Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное) составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств.

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

Односоставное простое предложение. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений. Назывное предложение. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение.

Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

Предложения с обособленными членами Понятие об обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Обособление сравнительных оборотов. Уточняющие и присоединительные члены предложения.

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные и вставные конструкции. Предложения с вводными конструкциями. Предложения со вставными конструкциями. Обращения. Предложения с междометиями и словами да, нет.

Повторение изученного в 8 классе







Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

В том числе контрольных работ

1.

Вводный урок. Русский язык – национальный язык русского народа.

1


2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

5

1

3.

Функциональные разновидности русского языка

8

1

4.

Синтаксис и пунктуация

49


4.1.

Словосочетание как единица синтаксиса

4


4.2.

Предложение как единица синтаксиса

13



1.

Основные виды предложений

3



2.

Структура предложения

6

1


3

Второстепенные члены предложения

4


4.3.

Односоставные предложения

8

1

4.4.

Простое осложнённое предложение

24



1.

Предложения с однородными членами предложения

7

1


2.

Предложения с обособленными членами предложения

12

1


3.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

5

1

5.

Повторение изученного

7


6.

Развитие речи

11


7.

Контрольных диктантов и работ (из них)

7


Итого

70

7


Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (озна­комительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второсте­пенную, известную и неизвестную информацию прослушанного кисета; выделять иллюстрирующую и аргументирующую инфор­мацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать пози­цию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным мате­риалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе тек­ста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся оте­чественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (про слушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие и диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер – «за» и «против»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языки (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблем­ные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характер­ные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на слово­образовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художествен­ном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографическо­го, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяс­нять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предло­жения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонацион­ный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксичес­кий и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбор»; использовать различные синтаксические конструкции как средст­во усиления выразительности речи. Владеть правильным спосо­бом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоя­тельно подбирать примеры на пунктуационные правила.



















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе


Название раздела, темы, урока

Элементы основного содержания

Требования к уровню подготовки

Тип урока Форма урока

Кол-во

часов

Формируемые ОУУН

Сроки проведения

Д.з.

план

факт


Введение.

Русский язык – национальный язык русского народа.

Богатство и выразительность русского языка.

Функции русского языка в современном мире: основное средство общения в национальном коллективе, государственный язык, язык межнационального общения народов России и стран СНГ, один из мировых языков. Его роль в международном общении.

Понимать необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Уметь определять роль языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения.

Обобщение изученного

Практикум

1

составление плана, схем, конспектирование, устные высказывания

1.09


§ 1, упр. 6

2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Языковая система. Виды языкового разбора. Слово как основная единица языка. Повторение фонетики и орфоэпии.

Вспомнить и повторить основные единицы языка. Рассмотреть языковую систему. Произвести основные виды языкового разбора. Начать разговор о слове как об основной единице языка. Вспомнить материал по фонетике и графике. Работа с таблицей. Отработка орфограмм, основанных на фонетическом принципе. Фонетические процессы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; проводить фонетический разбор, работать с таблицей

Урок обобщающего повторения.

Урок- семинар

1

Деление текста на части, работа со словарями, схемы, комментированное письмо. Разборы, работа с орфоэпическим словарём КИМы Рус яз 8 кл/Сост Н. В. Егорова. Вако- Тест №1 :Повторение пройденного в 5-7 кл: фонетика, орфография

4.09


§ 2, упр. 14 и 9 (2)

3

Повторение трудных случаев орфографии.

Различие слов разных частей речи, в том числе и грамматических омонимов. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

Использование этимологического словаря для аргументации написания исконно русских слов (в течение года).

Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

Работа со словарями, устное комментирование Тест№3: Лексика

8.09


§ 3, упр. 57

4


Р.р.

Изложение с элементом сочинения (описание церкви как архитектурного памятника или памятника)

Работа на основе материала упр. 52.

Создание собственных письменных текстов на социально-культурные, нравственные темы на основе отбора необходимой информации.

Урок-практикум

Творческий практикум

1

Изложение с элементом сочинения

11.09


§ 3, упр.53 (2)

5

Повторение пунктуации. Трудные случаи пунктуации.


Основные функции знаков препинания: завершения предложения, разделения на смысловые отрезки, выделения смысловых отрезков.

Умение постановки знаков препинания в простом предложении


Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

Работа со схемами, комментированное письмо, конструирование предлож.

15.09


§ 3, упр. 71

6

К.р.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Контрольный диктант

Применение полученных знаний

Урок обобщающего повторения.

Контрольная работа

1

Контр работа

18.09



7


Функциональные разновидности русского языка

Понятие о функциональных разновидностях русского языка

Основные функции и функциональная разновидность языка. Основные сферы общения, задачи речи, способы воздействия на читателя.

Уметь различать тексты разговорного, официально-делового, научного, публицистического стиля и языка художественной литературы

Изучение нового материала.

Обзор

1

Работа со словарями, схемами, таблицей.

22.09


§ 4, упр. 91

8


Разговорная речь.


Анализ образцов разговорной речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

Уметь различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики, наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи; различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики, наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа с таблицей, конструирование текстов.

Тест№6: Обобщение повторения.

25.09


§ 5, упр. 98

9

Р.р. Сжатое изложение

Сочинение-сравнение

Уметь выстраивать логику сравнения, отбирать существенные признаки, дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, фиксировать её в виде полного (сжатого) пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка.

Урок развития речи.

Творческий практикум.

1

Написание изложения

29.09


§ 5, упр. 102

10.


Официально-деловой стиль речи.

Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

Уметь составлять собственные речевые высказывания по образцам, уметь написать заявление, справку, расписку, доверенность, объявление, памятку, инструкцию. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля, а также уместным употреблением в собственных речевых высказываниях.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа с таблицей, составление плана, составление деловых бумаг.

2.10


§ 6, упр. 115, 119

11.


Научный стиль речи

Анализ речевых образцов научного стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

Уметь работать с текстами научного стиля. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах научного стиля.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа с таблицей, словарём, конструирование текстов.

6.10


§ 7, упр. 138, 140 (устно)

12.


Публицистический стиль речи

Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

Знать основные особенности публицистического стиля.

Уметь правильно использовать лексические, морфологические и синтаксические средства в текстах публицистического стиля, а также уместное употреблением в собственных речевых высказываниях; создавать портретный очерк, извлекать информацию из СМИ и Интернета; создавать небольшую по объему проблемную статью, репортаж-повествование и репортаж-описание.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа с таблицей, устный комментарий, создание собственных текстов.

9.10


§ 8, упр. 156 (устно), 149.

13.


Язык художественной литературы

Словарный диктант.

Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

Уметь производить элементарный лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительно читать эти фрагменты

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Письмо по памяти, работа с таблицей СД по упр. 163

13.10


§ 9, упр. 158, 161, 162 (устно)

14.

Контрольный диктант по теме «Функцинальные разновидности языка»

Контрольная работа

Уметь правильно писать орфограммы и пунктограммы

Контроль ЗУНов.

Контрольная работа

1

Диктант и тест

16.10



15.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний.

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида.

Уметь распознавать и моделировать словосочетаний разных видов, производить синтаксический разбор словосочетаний.

Изучение нового материала.

Практикум

1

Работа с учебником и интерактивной доской

20.10


§ 10, упр. 175, 176, 178.

16.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Средства связи слов в словосочетаниях, построенных по определённому типу. Синонимичность словосочетаний.

Уметь уместно и правильно использовать синонимичных по значению словосочетаний; отличать словосочетаний от сочетаний слов, являющихся грамматической основой, сложной формой будущего времени глагола, фразеологизмом

Изучение нового материала.

Практикум

1

Работа со схемой, устный и графический комментарий

23.10


§ 7, упр. 184, 185.

17.


Р.р.

Культура речи. Употребление словосочетаний.

Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов.

Знать нормы сочетания слов и случаи их нарушения в речи.

Уметь выбирать падежные формы управляемого существительного.

Комбинированный урок.

Практикум

1

Работа со словарём, исправление ошибок. Тест№7: Словосочетание

27.10


§ 11, упр.208, 209.

18.


Р.р.

Сжатое изложение на основе художественного текста с элементом сочинения.

Отработка навыков сжатия текста. Микротемы. Составление плана. Элемент сочинения в форме рассуждения. Упр. 210

Уметь выявить основную информацию и кратко изложить её

Контроль ЗУНов Изучение нового материала.

Практикум

1

Написание изложения с элементом сочинения.

30.10



19.

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация таких предложений.

Уметь использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях как средство точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях; интонацию повествовательного предложения в русском языке.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

Работа с таблицей, комментирование

10.11


§ 13, упр. 228

20.

Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные.

Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные. Предложения-штампы. Слово-предложение.

Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения: возможность их синонимической замены. Анализ предложений-штампов, уместное употребление в тексте.

Урок обобщающего повторения и изучение нового материала.

Практикум

1

Работа со схемами, составление плана, комментирование.

13.11


§ 13, упр. 245, индивидуальные задания (упр. 246 – 248)

21.

Предложение как элемент текста. Интонация предложения.


Способы связи предложений в тексте (обобщение изученного): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация.

Уметь производить синтаксический разбор предложения

Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

Письмо по памяти, наблюдение за интонацией.

17.11


§ 14, упр.265, 267, 268.

22.

Подлежащее и способы его выражения.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Уметь устанавливать морфологические способы выражения главных членов предложения.

Урок-практикум.

Практикум

1

Работа с учебником, комментирование.

20.11


§ 16, упр. 279

23.

Простое и составное глагольное сказуемое.

Виды сказуемого и способы его выражения. Простое и составное глагольное сказуемое.

Уметь устанавливать морфологические способы выражения главных членов предложения.

Изучение нового материала.

Практикум

1

Работа с таблицами, наблюдение, комментирование, сравнение.

24.11


§ 17, упр. 282

24.

Составное именное сказуемое.

Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части.

Уметь устанавливать морфологические способы выражения главных членов предложения.

Изучение нового материала.

Практикум

1

Работа с таблицами, наблюдение, комментирование, сравнение

27.11


§ 17, упр. 287

25.

Тире между подлежащим и сказуемым.


Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Изучение нового материала.

Обзор

Закрепление ЗУНов.

Практикум

1

Работа с учебником и раздаточным материалом. Тест№8: Главные члены пр.

1.12


§ 18, упр. 311

26.


Р.р.

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого.

Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении.

Уметь правильно согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами; исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

составление собственных примеров, исправление ошибок, комментирование.

4.12


§ 19, упр. 318, 319

27.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Анализ текста упр311

Контрольная работа (или диктант) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Уметь применять изученные правила

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Диктант или контрольная работа

8.12



28.

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения Определение как второстепенный член предложения.

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении. Виды и способы выражения определений: согласованные и несогласованные.

Знать и уметь применять изобразительную функцию второстепенных членов в художественных и публицистических текстах; использовать изобразительную функцию второстепенных членов в создании собственного текста

Урок-практикум.

Практикум

1

Работа со схемами, составление сложного плана, комментирование, заполнение таблиц

11.12


§ 20, 21, упр. 332

29.

Приложение.

Знакомство с понятием приложение, значения приложений: характеристика предмета, указание на национальность, профессию, родственные отношения и т.п. Пунктуационное оформление одиночных приложений.

Уметь правильно употреблять дефис между определяемым словом и приложением

Изучение нового материала.

Практикум

1

Работа со слайдами, учебником, комментирование.

15.12


§ 21, упр. 331

30.

Дополнение как второстепенный член предложения.

Виды и способы выражения дополнений: прямое и косвенное.

Уметь проводить наблюдение за изобразительной функцией второстепенных членов в худ. и публиц. текстах

Закрепление ЗУНов.

Практикум

1

Работа с учебником, комментирование.

Тест №9: Втор чл пр

18.12


§ 22, упр. 340

31.

Обстоятельство как второстепенный член предложения.

Виды обстоятельств (место, время, причина, цель совершения действия, способ действия, мера, степень проявления действия или признака, уступка и условие. Способы выражения обстоятельств.

Знать виды обстоятельств.

Уметь использовать обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах.

Закрепление ЗУНов.

Практикум

1

Работа с таблицей.

Тест №10: Обстоятельства

22.12


§ 23, упр. 344, 355

32.

Односоставные предложения

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений: именные и глагольные.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения разных видов, употреблять в составе сложного; уместное использование синонимии односоставных и двусоставных предложений.

Изучение нового материала.

Практикум

1

составление таблицы, комментированное письмо.

25.12


§ 25, упр. 357

33.

Назывные предложения.

Типичные модели назывных предложений. Распространённые и нераспространённые назывные предложения. Именительный представления.

Знать основные признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа с учебником, устный, письменный и графический анализ предлож.

29.12


§ 26, упр. 365

34.

Определённо-личные предложения.

Типичные модели определённо-личных предложений.

Знать основные признаки определённо-личных предложений.

Уметь находить определённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Работа со схемами, комментированное письмо. Наблюдение за использованием односоставных предложений в речи

12.01


§ 27, упр. 376, 377

35.

Неопределённо-личные предложения.

Типичные модели неопределённо-личных предложений.

Знать основные признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Практикум

1

Наблюдение за использованием односоставных предложений в речи

15.01


§ 28, упр. 383

36

Обобщённо-личные предложения.

Типичные модели обобщённо-личных предложений.

Знать основные признаки обобщённо-личных предложений.

Уметь находить необобщённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Наблюдение за использованием односоставных предложений в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

19.01


§ 29, упр. 390

37

Безличные предложения.


Типичные модели безличных предложений.

Уметь определять морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

Изучение нового материала

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Письмо по памяти, работа с таблицами, графический комментарий.

22.01


§ 30, упр.399

38.


Р.р.

Обучающее изложение.

Изложение на основе упр. 411

Уметь правильно и уместно использовать односоставные предложения, выделить основную информацию и логически передать её.

Закрепление ЗУНов.

Практикум

1

Изложение

26.01


§ 30, упр. 408

39.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

Диктант по изученной теме.

Использование полученных знаний.

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Диктант

29.01



40.

Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Сочинительные, противительные и разделительные союзы при однородных членах.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Знать условия постановки знаков препинания перед союзом и в простом и сложном предложениях.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

1

выписывание примеров, составление таблиц, разбор.

2.02


§ 31, Р.р. упр. 421 (или 424)

41.

Способы связи однородных членов предложения.


Однородные члены, соединённые повторяющимися и парными союзами.

Знать условия правильной постановки знаков препинания при повторяющихся и парных союзах.

Уметь применять пунктуационные правила на письме

Комбинированный урок.

Практикум

1

составление плана, пересказ, комментированное письмо, разборы, составление предложений.

5.02


§ 32, упр. 431

42.

Однородные и неоднородные определения и приложения.

Постановка и отсутствие знаков препинания при определениях и приложениях.

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения, аргументированно ставить знаки препинания..

Изучение нового материала.

Практикум

1

составление плана, работа со схемами, устный и письменный комментарий

9.02


§ 33, упр. 447

43.


Р.р.

Сочинение по картине Юона с грамматическим заданием.

Подготовка к сочинению на основе упр. 450

Уметь конструировать и применять предложения с однородными и неоднородными определений в тексте

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Сочинение

12.02



44.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Знать условия постановки знаков препинания.

Уметь аргументированно ставить знаки препинания с обобщающими знаками в текстах разных стилей, в том числе в школьных учебниках.

Комбинированный урок.

Закрепление ЗУНов.

Практикум Семинар

1

Пересказ по плану, работа со словарём, конструирование предложений.

16.02


§ 34, упр. 463

45.


Р.р.

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

Словарный диктант по упр.472

Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами

Смысловая градация, бессоюзие и многосоюзие как фигуры речи, использование в текстах разных стилей. Правильное построение предложение с однородными членами, соединенными союзами не только…, но и …;как…, так…

Урок повторяющего обобщения.

Практикум

1

Запись примеров, исправление ошибок, конструирование предложений. СД по упр 472

19.02


§ 35, упр. 469, 470, 471,

46.

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами»


Контрольная домашняя работа и в классе по теме «Однородные члены предложения».

Уметь использовать полученные знания.

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Диктант и тест

26.02



47

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособленных членах предложения.

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Виды обособленных членов предложения: 1) обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства и обособленные дополнения); 2) обособленные члены предложения со значением уточнения, присоединения (уточняющие и присоединительные члены предложения); 3) обособленные члены предложения со значением сравнения, уподобления (сравнительные обороты).

Знать основные группы и виды обособленных членов предложения.

Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

1

Пересказ по плану, графический комментарий, составление предложений.

2.03


§ 36, упр. 478

48.


Р.р.

Творческая работа.

Изложение с сохранением синтаксических особенностей текста

Изложение на материале упр. 478

Уметь составлять текст, сохраняя его композиционные компоненты, выявлять общее и отличное, высказывать своё мнение.


Контроль ЗУНов.

Творческий практикум

1

Изложение

5.03


§ 36, упр. 477

49.

Обособленные согласованные и несогласованные определения.


Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с определениями.

Уметь уместно и правильно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи, правильно аргументировать знаки препинания.

Комбинированный урок.

Практикум

1

Составление предложений, работа с таблицей

12.03


§ 37, упр. 488

50.

Обособление приложений.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с приложениями. Знаки препинания при приложениях.

Уметь отличать приложения от определений, выраженных прилагательными и причастиями, правильно аргументировать знаки препинания при приложениях.

Комбинированный урок.

Практикум

1

Устный и письменный комментарий, индивидуальные задания, работа со словарём.

16.03


§ 37, упр. 499

51.


Р.р.

Сжатое изложение по самостоятельно составленному плану.

Изложение на материале упражнения 503.

Уметь уместно и правильно использовать обособленные определения и приложения в тексте, передать содержание текста в сжатом виде, сохраняя тему и идею.

Контроль ЗУНов.

Творческий практикум

1

Изложение

19.03


§ 37, упр. 504

52.

Обособление обстоятельств.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.

Уметь уместно и правильно использовать обособленные обстоятельства в текстах разных стилей и типов речи

Комбинированный урок.

Практикум

1

составление плана, пересказ текста по плану

30.03


§ 38, упр. 515

53.

Обособление дополнений.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

Уметь уместно и правильно использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи.

Комбинированный урок.

Практикум

1

составление схем, устный, письменный комментарий, разборы

2.04


§ 39, упр. 525

54.

Обособление сравнительных оборотов.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительными оборотами.

Уметь уместно и правильно использовать обособленные сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи.

Комбинированный урок.

Практикум

1

Наблюдение за использованием разных грамматических конструкций со значением сравнения, употребления в худ. и публиц. текстах.

6.04


§ 40, упр.529, 537.


55.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения.

Знать условия использования пояснительных и присоединительных конструкций.

Уметь употреблять их в художественных и публицистических текстах.

Изучение нового материала.

Практикум

1

составление плана параграфа, подбор собственных примеров, работа со словарём.

9.04


§ 41, упр. 545

56.


Р.р.

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Уметь правильно, точно и уместно использовать предложений с обособленными членами, соблюдать точную и выразительную интонацию.

Обобщающего материала.

Практикум

1

исправление ошибок, проведение разборов. Тест17:Осложн пр-я

13.04


§ 42, упр. 556 – 558

57.

Повторение о обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Словарный диктант.

Повторение и обобщение теории по изученной теме на основе упр. 557, закрепление постановки знаков препинания на письме .

Уметь аргументировать правильность постановки знаков препинания.

Обобщающего повторения.

Практикум

1

СД по упр. 558

16.04


§ 42, распечатка

58.

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами»


Диктант по изученной теме «Обособленные члены»

Использование изученного по теме

Контроль ЗУНов

1

Диктант с грамматическим заданием

20.04



59.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Вводные слова и предложения.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами и вводными предложениями.

Уметь правильно становить знаки препинания, уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимических по значению вводных слов.

Комбинированный урок.

Урок-исследование

1

Составление таблицы, синтаксический разбор, комментированное письмо.

23.04


§ 43, упр. 563

60.

Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

Постановка знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

Уметь аргументировать правильность постановки знаков препинания.

Знать условия использования вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Комбинированный урок.

Практикум

1

конструирование предложений, пересказ, комментарии.

27.04


§ 43, упр. 579, 580

61.

Предложения с обращениями.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Особенности звательной интонации. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная.

Знать интонационное и пунктуационное оформление предложений с обращениями, соблюдать точную и выразительную интонацию при чтение предложений с обращениями.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями, строить схемы.

Комбинированный урок.

Практикум

1

конспектирование, работа со словарём, разборы, комментированное письмо.

30.04


§ 44, упр. 599

62.

Предложения с междометиями и словами да, нет.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями и словами да, нет.

Знать условия правильной постановки знаков препинания. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Комбинированный урок.

Практикум

1

составление схем, письменный и устный комментарий Тест18

7.05


§ 45, упр. 607

63.

Контрольная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»



Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания при этих конструкциях.

Уметь правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные им члены предложения.

Контроль ЗУНов.

Практикум

1

Диктант и тест

14.05


Упр. 610

64.

Повторение изученного в 8 классе

Функциональные разновидности языка .



Обобщающего повторения.

Практикум

1

Устные высказывания, анализ текста Тест 19: Прямая речь

18.05


высказывание по таблице стр.299-302

65.

Главные и второстепенные члены предложения.

Словарный диктант.



Обобщающего повторения.

Практикум

1

Анализ текста, работа со схемами

21.05


& 15-22

66.

Односоставные предложения.



Обобщающего повторения.

Практикум

1

Анализ текста, работа с таблицами

25.05


& 25-30

67.

Простое осложненное предложение.



Обобщающего повторения.

Практикум

1

Анализ текстаТест20: Итоговый

28.05


&31-41

68.

Простое осложненное предложение.



Обобщающего повторения.

Практикум

1

Анализ текста



Анализ текста

69-70

Повторение пройденного в 8 классе



Повторительно- обобщающие уроки

2

Анализ текста



Анализ текста


4. Ресурсное обеспечение программы


1. Государственный стандарт основного общего образования, 2004 г.

2.Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львов].-М., Мнемозина, 2008

3.Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов- 4-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2010.

4.КИМы Русский язык. 8 класс. /Сост. Н.В.Егорова. –М.: ВАКО, 2012

5.1С: Школа. Русский язык 8 класс. Под ред. О.И. Руденко- Моргун.

6. 1С: Школа. Русский язык .Тесты по пунктуации 9-11 классы. Под ред. О.И. Руденко- Моргун.

7. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии. Для старшеклассников, абитуриентов и учителей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Литература для учащихся

  1. Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2010.

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.

для учителя

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2006

  2. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I ,II полугодие / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2007

  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера,2006

  4. Н.М.Кабанова Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006

  5. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвеще­ние, 2005.

  6. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001..

  7. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс. - М.: Просвеще­ние, 2006.

  8. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы. - М.: Мнемозина, 2003.

  9. Львова С. И. русская орфография. Самоучитель. - М.: Мнемозина, 2005

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ