Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных (4 класс)
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «В» класс
Дата проведения: 06.09.2014год.
Преподаватель: Жилина Т.Н.
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.
Развивающая:
способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 4 класс;
рабочая тетрадь на печатной основе;
ИКТ
карточки с заданиями для работы в группах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
компетенции
Комментарий
Мотивация к деятельности
(Слайд 2)
- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дети, надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний и умений для открытия нового.
- Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
(Слайд3)
Велик и прекрасен, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык!
Мы чувства и мысли свои выражаем.
И с помощью слова других понимаем.
- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка.
Приветствие учителя.
Эмоциональный настрой
Словарная работа
Ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах.
(Слайд 4)
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
"Заходите в гости к нам!"
(Слайд 5)
Открытку я в конверт вложу,
А что же сверху напишу?
Здесь нужно точно указать,
Куда письмо то доставлять!
(Слайд 6)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
( Слайд 7)
И для дома, и для дачи
Пригодится инструмент.
Он в хозяйстве много значит -
Каждый скажет вам в ответ.
(Слайд 8)
Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь пирог…
(Слайд 9)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
Что вы знаете о слове «язык»?
(Слайд 10)
Неизвестно, где живёт.
Налетит - деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.
(Слайд 11)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Слайд 12)
Полетим мы, словно птицы,
К морю, к югу, за границу.
Чемодан и саквояж –
Это наш с тобой …
(Слайд 13)
Дети записывают слова, объясняя орфограммы.
Маяк!
Адрес!
Петух!
Молоток!
Пирог!
Язык!
Это слово многозначное:
Орган вкуса;
Средство общения.
Ветер!
Остров!
Багаж!
Учебно-познавтельная
Фронтальная работа
Актуализация знаний
- Ребята, назовите последний звук слова «багаж». Дайте его характеристику. Сколько всего
шипящих звуков в русском языке?
- Назовите их.
- Назовите все слова-отгадки, одним словом.
- Докажите.
- Давайте ещё раз скажем, что же такое имя существительное.
- Какое из этих слов лишнее?
- Почему?
- Докажите, что в этом слове есть суффикс –ок-
- Что же такое суффикс?
[ш]
4!
[ж] [х] [ч’] [щ’]
Это существительные.
Что? Маяк.
Что? Адрес.
Кто? Петух. Т.д.
Все слова обозначают предмет.
(Дети отвечают)
Молоток.
В слове «молоток» есть суффикс
-ок-, в остальных нет.
(дети разбирают слово по составу и уточняют, что слово молоток образовалось от слова молот).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Учебно-познавательная
Выявление места и причины затруднения
- Образуйте при помощи суффикса -ок- или -ёк- однокоренное слово от слова «язык» и запишите его.
- Какое слово образовали?
- Какой звук слышим в суффиксе?
- После какого согласного слышим звук [о]?
- Вызывает ли у вас затруднение написание этого слова?
- Кто написал с буквой «о»?
- Кто написал с буквой «ё»?
- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?
- Вы догадались, какая тема урока?
(Слайд 14)
- Верно, мы постараемся определить: правописание суффикса в именах существительных после шипящих.
(Дети записывают: язык-язычок, язык-язычёк).
[о]
После шипящего [ч’]
(Дети поднимают руки)
(Дети поднимают руки)
Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила.
Обозначение звука [о] после шипящих в суффиксе
-ок- или -ёк-
Побуждабщий диалог
Проблемная ситуация
Постановка темы Целеполагание
Построение проекта выхода из затруднения
- Я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой, вы попытаетесь вывести правило написания суффикса -ок- или -ёк-
(Учитель раздаёт карточки со словами: башмачок, бычок, снежок, каблучок, волчок, ветерок, адресок и предлагает составить план выхода из затруднительной ситуации, расставив шаги собственных действий в нужном порядке).
Дети составляют план:
Разберите слова по составу.
Поставьте ударение.
Выясните, на какую часть слова падает ударение.
Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным.
Сделайте вывод.
После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы.
Информационная
Коммуникативная
Работа в группах
Наблюдение
Поиск и решение учебной проблемы
- Какие особенности суффикса вам удалось заметить?
- Все ли слова испытывают затруднения?
- Назовите слова, которые могут вызывать у вас затруднение при написании.
- Почему они вызывают затруднение?
- Какую букву нужно писать после шипящего?
- Какой вывод вы сделали?
Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике.
- Так как правильно звучит тема урока?
- Молодцы! А теперь вернёмся к слову «язычок» и исправим ошибки.
Всегда под ударением.
Нет.
Волчок, снежок, бычок, каблучок.
В них суффикс стоит после шипящего.
Букву О!
Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, звук [о] в суффиксе –ок- обозначается буквой «о».
(Читают правило).
Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных (слайд12).
(Исправляют ошибки в слове» язычок»).
Выводят правило
Уточнение темы урока
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- От данных слов образуйте и запишите слова
с суффиксом –ок-, которые бы называли
маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч].
- Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору)
-А теперь составьте и запишите слова, используя суффиксы –ек-, -ок-. Разберите по составу получившиеся слова.
-Давайте проверим: какие получились слова?
-Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы.
-Что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-?
-Прочитайте правило в учебнике
Подсказка: башмак + -ок- = башмачок
(башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык)
Самостоятельно выполняют.
Взаимопроверка в парах.
Сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Проверяют.
-Это слова блинок, дружок
-В суффиксе –ок- произошло чередование к/ч.
Учебно-познавательная
Компетенция личного самосовершенствования
Коммуникативная
Учебно-познавательная
Работа у доски (5слов)
Взаимоконтроль
Оценивание
Частично-поисковый метод
Выводят правило
Включение в систему знаний
- А сейчас вы выполните трудное задание (упр.4).
- А теперь проверим работу, пользуясь доской (слайд 15).
(Дети выполняют).
Самопроверка
Рефлексия
( Слайд 16)
- Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке
я узнал…
я научился…
я затруднялся…
для меня было открытием то, что…
мне показалось важным…
- Запишите домашнее задание: упражнение №6 в учебнике.
(Слайд 17)
- Спасибо за урок!
(Дети заканчивают предложения)
(Записывают задание).
Фронтальная работа
Домашнее задание

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ