Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Цели урока:

Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи.

Дать первоначальное понятие о междометье.

Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.

Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.

Научить самостоятельно использовать предлоги в речи.

Основные задачи:

  1. Обогащение словарного запаса.(слово- междометье)

  2. Развитие памяти.(Заучивание стихотворений о предлоге и междометье.)

  3. Развитие логического мышления путем разгадывания словесных путаниц.

  4. Развитие зрительного восприятия («исправь ошибки художника»)

  5. Развитие слухового внимания.(физминутка)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Я тетрадочку возьму,
в уголочек положу,
а теперь ее открою.
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
за работу я возьмусь.

Учитель: Определимся во времени.

Читайте вопросы на слайде:

  1. Какое сейчас время года?

  2. Какой месяц?

  3. Какое сегодня число?

  4. Назовите день недели?

  5. Какой по счёту урок?

  6. Сколько время?

Дети записывают в тетради дату с проговариванием орфограмм и их доказательством.

2. Актуализация знаний.

Чтение слов со слайда хором.

Ай, по про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из

Учитель: Внимательно посмотрите и скажите, на какие две группы можно разделить записанное в таблице. (Учащиеся делят на 2 группы: междометия и предлоги). Объясните ваш выбор

ай, ох, ух, эй, ой.

Учитель: Что это за особенные слова?

К ним нельзя поставить вопросы.

Это междометия.

Логопед: Что они выражают?

Чувства.

  1. Проверка домашнего задан ия.

Учитель: Вспомните стихотворение которое я задавала на дом.

Дети четверостишиями наизусть читают стихотворение.

1-й ученик:

Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущенье, привет…

2-й ученик:

Те, кого охватит страх,
Произносит слово
Ах! (хором)

3-й ученик:

У кого тяжелый вздох,
Произносит слово
Ох! (хором)

4-й ученик:

Кто встречается с бедой,
Произносит слово
Ой! (хором)

5-й ученик:

Кто отстанет от друзей,
Произносит слово
Эй! (хором)

6-й ученик:

У кого захватит дух,
Произносит слово
Ух! (хором)

7-й ученик:

Интересно жить на свете.
Если знаешь междометья! (хором)

Учитель : А вторую группу слов пока обговаривать не будем, так как у меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?

Да.

  1. Создание проблемной ситуации.

Детям выдаются карточки.

I-II ученик


III-IV ученик


V-VI ученик

пушистой

заяц-беляк

елочкой

построил

дом


белочка

ветку

ветки

рыжая прыгает


ёж

старый

забрался

пень

Учитель: Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).

Проблема.

У нас не может получиться предложение.

Учитель: Почему? Что вызвало у вас затруднение?

Нам не хватает слов.

Учитель : Каких?

Предлогов.

Учитель: Сможете ли вы без них составить свои предложения? (– Нет.)

(Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?)

Целеполагание.

На доске появляется таблица:

Проблема:

1. Для чего нужны предлоги?

2. Как они пишутся?

Открытие. Метод решения проблемы.

Логопед выдает детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.

Алгоритм нового действия (решение проблемы).

Логопед: Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощников.

Да, мы смогли выполнить задание.

Логопед: Что же у вас получилось в результате? Давайте проверим.

I-II группы: Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.

III-IV группы: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

V-VI группы: Старый ёж забрался под пень.

Логопед: Докажите, почему это можно назвать предложениями.

Они имеют законченную мысль.

Слова в предложении связаны по смыслу.

  1. Физкультурная пауза. Под песенку из мультфильма.

  2. Задание на развитие зрительного восприятия



Логопед : Посмотрите внимательно на эти рисунки. Назовите названия животных. Что перепутал художник? Отвечайте полными ответами.

  1. Предложения – путаницы.

Учитель: Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим то, о чем говорили. (Проводится игра “Правда это или ложь?”).

  1. Дед в печи, дрова на печи.

  2. На столе сапожки, под столом лепешки.

  3. Овечки в речке, караси у речки.

  4. Под столом портрет, над столом табурет.

Дети исправляют ошибки - устно.

Закрепление.

Учитель: Запишите предлоги, которые встретились в физкультурной паузе.

На доске появляется запись:

в, на, у, под, над

Вывод.

Учитель: Изменилось ли что-либо при употреблении предлогов.

Да, окончание слова.

8.Самостоятельная работа (индивидуальная).

Индивидуально по уровням учащимся выдаются карточки. Дети выполняют их в течение 2-3 минут.

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы.

1. Шмель.

тополиную метель
Потерял дорогу шмель.
Промелькнул … огородом.
… дом и … кухню залетел.
И … синей чашкой … медом
По-хозяйски загудел.

2.

работать … заводе
пришел … магазина
идут … школу

3.

река вышла … берегов
… грядке зеленеет лук
… конуры сидит пес

4.

выехал … квартиры
пришел … школы
внес … комнату

5.

вышел … трамвая
вернулся … работы
работал … магазине

6.

норе маленькие лисята
лошадь шла … дороге
… школой большой сад

Самопроверка. Учитель дает карточки со своим вариантом, дети проверяют и оценивают свою работу.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Вернемся к нашей проблеме. Смогли ли мы ее решить? Что нам помогло? Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили себе в начале урока.

Учитель: послушайте стихотворение о предлогах, Я надеюсь, что оно вам поможет в дальнейшем избежать ошибок и научит правильно писать и употреблять предлоги, как в устной, так и письменной речи.

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть.


Рассказать вам про предлог.
Так расскажем просто так,
Что он делает и как.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.

Спасибо за ответы,
Справились с заданьем!
Раздам вам всем конфеты
Спасибо, до свиданья!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ