Урок для 6 класса на тему "Исторические изменения в русском языке"

Антонова Надежда Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №36 г. Владимира



Тема: Исторические изменения в русском языке. 6 класс.

Форма проведения: урок-экскурсия.

Цели:

Предметные результаты: повторение знаний о правописании неизменяемых приставок и букв ы, и после ц; знакомство с непродуктивными приставками, суффиксами, редкими корнями слов; умение видеть в художественных текстах слова с непродуктивными приставками, определять их лексическое значение.

Метапредметные результаты: формирование навыков отбора, систематизации материала, оформление их в виде презентации; развитие умения анализировать занимательные языковые факты и делать выводы.

Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, воспитание любви к родному языку, уважительное отношение к семейным ценностям.

Ход урока.

1. Вводная часть урока.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в музей русского языка. Как вы думаете, что же интересного можно увидеть в нем? (ученики высказывают свои предположения.)

- Ребята, внимательно слушайте рассказ экскурсовода, не стесняйтесь задавать вопросы. Итак, мы входим в первый зал музея "Непродуктивные приставки".

2. Основная часть урока.

1. Непродуктивные приставки.

Задание №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

(…)делать на…пись, пре…чувствовать болезнь, п…стелить ковер, (…)жать мяч…, по…писать тетрадь, пр…водить к площад…, н…писать о пр…бабушке, бранить пасынка, н…ступили сумерки, н…д…рвать конверт.

- Правописание каких приставок не подчиняется общепринятому правилу?

Экспонат №1.

Приставки пра-

па-

су-

-Назовите известные вам слова с этими приставками.

(Падчерица, паводок, правнук, прадед, праотец (отправимся к праотцам - так иногда говорят об умершем), суглинок, сумрак, сугроб.)

Задание №2. Слова с приставкой су - встречаются как в произведениях А. С. Пушкина, так и М. Ю. Лермонтова. Перед вами два отрывка из их произведений. Найдите слова с приставкой су -, разберите по составу и определите их лексическое значение. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

Поэма А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…"

И я был витязь удалой!

В кровавых битвах супостата

Себе я равного не зрел…


Супротив него он становится.

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямляет

Да кудряву бороду поглаживает.


-Почему мы эти приставки помещаем в собрание редкостей?

Эти приставки перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки называются непродуктивными. В 20 веке, например, с помощью приставки пра- не образовано ни одного слова. Но приставка эта таинственная и важная, потому что она обозначает предшествование или следование во времени. Время – одна из основных философских категорий. По своему происхождению эта приставка очень древняя. Ее родственники – древненемецкая pro и древнеиндийская pra –перед. Эта приставка очень важная, т. к. соединяет прошлое и настоящее. Настоящее не может существовать без прошлого. Каждый образованный человек должен знать историю развития своего государства, историю развития языка, на котором он говорит.

-Какова же родословная русского языка?

2) Рассказ учителя о генеалогическом древе языков.

- А что нас всех объединяет? Что является самым главным для человека?

СЕМЬЯ = 7 Я: кровь, гены, предки, родители, история, культура, язык.


Конечно, каждому человеку интересно знать свои корни, свою родословную. Ведь это дань памяти нашим предкам и бесценный подарок будущим поколениям

3)Рассказ учащегося о родословной своей семьи. Презентация ученика.

-Вот сколько интересного нам рассказали о себе приставки су – и пра-.

Мы с вами, ребята, перемещаемся во второй зал музея "Редкие корни и суффиксы"

2. Редкие корни и суффиксы.

Задание №3. Разберите данные слова по составу.

Ливень, жизнь, лентяй, ехать, обуть, зайти, лить, петь.

Экспонат №2

Непродуктивные суффиксы:

-ень

-знь

-тяй

Редкие корни:

Й, Е, У.

-Некоторые приставки и суффиксы настолько тесно слились с корнем, что их не всегда можно отделить от него: память, помнить, взять.

Задание №4. Разберите по составу слово вынуть.

-Большие изменения претерпело слово ВЫНУТЬ. В глаголе исчез корень. Это был древний корень им, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ, а при образовании совершенного вида исчез.

Наконец, мы входим в последний зал музея "Слова-исключения".

3. Слова-исключения.

1) Задание №5 Распределительный диктант.

В первый столбик запишите слова с и после ц, во второй – с ы после ц. Объясните правописание гласных в данных словах.

Цикорий, цинга, цыпленок, тигрицы, цыкнуть, цыган, цитата, панцирь, Куницын, Синицын, циновка, циркуль, завистницы.

Экспонат №3

Слова-исключения:

Цыган

Цыпленок

Цыкнуть

Цыц

На цыпочках

-Почему данные слова мы помещаем в собрание редкостей?


2) Экскурс в историческую фонетику русского языка и в этимологию слов с и и с ы после ц в корне.

(Рассказ учителя.)

Звук ц никогда не был парным по твердости – мягкости. В древнерусском языке он был только мягким согласным и после него не мог стоять гласный звук ы. Позже, как считают исследователи, в 16 в. – звук ц отвердел. Таким образом, до 16 в. Встречалось только сочетание ци, сочетание же цы появилось в 16 в. Написание цы вместо прежнего ци отражает живое произношение в литературном языке, например: концы, рубцы.

В соответствии с произношением ы после ц появилась на письме в корнях слов как исконно русских ( цыц, цыпленок, на цыпочках), так и в некоторых заимствованных (цынга, цырюльник, цыфра). Так, в толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова наряду с иноязычными словами, имеющими в корне и после ц (цигейка, цивилизация, циклон) приводятся и заимствования с ы после ц (цыгарка, цынга, цыновка).

Возникший разнобой в правописании иноязычных слов объясняется тем, что одни из них писались в соответствии с русским литературным произношением, а другие – согласно языкам источникам, в которых после ц стояла буква и. Причем последний способ возобладал в русском правописании. В результате в орфографии сложилась ситуация, согласно которой все иноязычные слова, в том числе и те, которые ранее имели ы после ц, пишутся с и после ц в корне, например, цифра, циркуль, медицина, а исконно русские слова , представляющие собой звукоподражание: цыц, цып-цып, и производные от них: цыпленок, на цыпочках, цыкнуть пишутся с ы.

Слово цыган тоже является заимствованным из греческого языка, однако оно попало в русский язык еще в древнерусскую эпоху и носителями русского языка уже не воспринималось как заимствованное, почему и оказалось в одном ряду с исконно русскими словами.

3. Обобщение.

-Ребята, вот и подошла к концу экскурсия, но нам еще долго придется общаться со словами, их формами, дальними и близкими родственниками. Это очень интересное общение – на всю жизнь. Я думаю, что каждый из вас сегодня сделал для себя открытие в области языкознания. ( Ребята делают выводы, подводят итоги)

4. Домашнее задание: Написать сочинение на тему "Экскурсия в музей русского языка".

Список используемой литературы:

1) Пушкин А. С. "Руслан и Людмила"

2) Лермонтов М. Ю."Песня про царя Ивана Васильевича…"

3) Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - Москва "Просвещение" 1985

4) Ожегов С. И.Словарь русского языка. - Москва "Русский язык" 1987

5)Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1982





6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ