Урок для 2 класса на тему «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»



Урок во 2-м классе

русскому языку







по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»















Посмитняя Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУСОШ №23 пос.Кучугуры



2012

Разработка урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умения УУД

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;

  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;

  • уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;

  • алгоритм проверки парной согласной;

  • карточки с заданиями;

  • сигнальные карточки;

  • карточки для самооценки.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок -

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

  • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Орфографическая зарядка.

- Итак, в путь.

- Остановка в городе Слов.

- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).

Постановка проблемы урока

- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

- Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

  • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

- В течение урока мы ответим на вопросы:

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

3. Выявление места и причин затруднения.

Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

Работа в группах.

Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…

Вывод.

- Встаньте те, у кого нет ошибок.

- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

На доске образец написания слов с парной согласной.

ГРИБ ГОЛУБКА

ЗУБ ЗАКЛАДКА

ГЛАЗ РЕДКИЙ

- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).

-Давайте составим схему слов к первому столбику.

Пар.сог.

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Давайте составим схему слов ко второму столбику.

Пар.сог.

-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Вывод: - Ответим на вопросы:

- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

Где надо проверять? в корне, на конце слова

Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем после согласного слышался гласный звук

Физминутка.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.

Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать проект.

- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.

Спор согласных.

- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.

И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

Правило-вывод.

Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

  • Прочитать слово

  • Выделить корень

  • Определить парную согласную

  • Подобрать проверочное слово

- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).

2. Всё перетрут терпение и … (труд).

3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).

4. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Автобус)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

Работа в группах.

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

8.Включение в систему знаний и повторений.

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Игра «Будь внимательным»

-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.



Самостоятельная работа. Исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .

- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

- Где находится парная согласная? (В середине слова.)

- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Работа с текстом.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.

- Жители этого города составили для вас текст.

- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)

- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)

- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.

Лёд стал крепким.

Был сильный мороз.

Пруд замёрз.

- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)

- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

- Какой частью речи они являются?

- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.

- Запишите это предложение под диктовку.

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

- С чем вы сегодня познакомились?

- Вернёмся к целям нашего урока?

- Почему мы достигли поставленных целей?

- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?













































Литература

1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.

2. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы,

- записать рассказ



Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …



Карточка 2 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы

- составить предложение из слов,

- записать рассказ

1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. .

2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры.

3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ