Урок для 1 класса «Звук [а] и его обозначение буквами А, Я»
УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс
«Звук [а] и его обозначение буквами А, Я»
Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель
начальных классов
МБОУ «Гимназия №166
г.Новоалтайска
Алтайского края»
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)
Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами его обозначающими.
Задачи:
1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука. Познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы А, Я- как ориентиры чтения.
2.Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.
3.Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего
согласного звука;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Структура
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Психологический настрой учащихся.
Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.
Слайд №2
-Похлопайте в ладошки те , у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.
(Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке)
-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков). Какие задания они могут предложить нам?
Слайд №3
-Назовите признаки гласных звуков,
…согласных звуков.
Дети настраиваются на работу.
Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.
Учащиеся показывают с помощью хлопков своё настроение.
Дети объясняют, что можно дать характеристику гласным и согласным звукам; составить звуковую схему слова; написать звуковой диктант.
При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.
При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют.
Физминутка
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
Работа в парах.
Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слов: ОСА, ЛУК, ДЫМ
По щелчку появляются
-картинка
-квадратик звука
-его условное обозначение
-количество слогов;
-ударный и безударный гласный
(аналогичная работа звуковой анализ слов: лук, мел)
- Повторим стихотворение про гласные звуки:
Гласных звуков ровно шесть.
Их нетрудно перечесть:
А-О-У-Э-Ы-И
Звуки гласные мои.
-Посмотрите на положение губ детей и скажите, какие гласные звуки они произносят.
Слайд №4
Игра «Назови звук»
-Я буду загадывать загадки, вы отгадываете, картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно.
Вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из «звукового» пенала и доказать свой выбор (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка).
Слайд №5
1. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
(Аист)
2. Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
3. Стоит чудесная скамья,
За ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
4. По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.
(Улитка)
5. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Игла)
-Какую работу выполняли?
Самолёты загудели, Самолёты полетели.
На полянку тихо сели, и снова полетели.
-Поработаем в паре.
Повторим правила работы в парах.
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
- Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой.
- Дети проговаривают вместе с учителем.
-Девочка под №1 раскрыла широко рот, она произносит звук[а]
и т.д.
По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему; показывают соответствующую карточку:
согласный твёрдый глухой
согласный твёрдый звонкий
согласный мягкий
глухой
согласный мягкий звонкий
гласный (ударный
или безударный)
- Отгадывали загадки и давали характеристику звукам.
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия самолёта:
вращения руками, руки в стороны и наклоны вправо и влево, приседание, руки в стороны и наклоны вправо и влево
Дети вспоминают правила работы в парах:
- думаю сам;
-высказываю свое мнение;
-выслушиваю соседа;
-приходим к общему мнению.
Составление детьми схем в тетради.
Проверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»в тетрадях по чтению:
-звезда наверху - всё правильно
-звезда посередине - есть 1-2 ошибки
-звезда внизу - есть 3 и более ошибок.
3. Введение нового знания
Ознакомление с ролью букв в обозначении звука [а] после твёрдых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении.
«Открытие» детьми нового знания
Физминутка
Работа по усвоению форм А, Я (конструирование, сравнение, отыскивание букв А, Я среди других в алфавите, запись печатными букв)
Творческая работа детей.
Создание условий для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
По щелчку появляется схема слова
По щелчку появляются
-картинка мак
-квадратик первого звука, его условное обозначение
-квадратик второго звука, его условное обозначение
-квадратик третьего звука, его условное обозначение
-обозначение слога
-буква А
(аналогичная работа)
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
Слайд №9
-Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме?
Почему назвали столько много слов?
-Согласных и гласных звуков много и мы используем одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков, и какое слово зашифровано.
-Расскажите о звуковом составе слова.
-Назовите гласный звук. Кто из вас знает, какой значок – буква необходим нам для обозначения звука [а] в слове?
Показ буквы А, а.
Слайд №10
- Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
-Какой звук мы будем обозначать этой буквой?
Составление звуковой схемы слова МЯЧ.
Слайд №11
-Назовите гласный звук в этом слове.
- А кто из вас знает, какой значок- буква есть для обозначения звука [а] в этом слове?
Показ буквы Я, я.
Слайд №12
- Вы видите, что в Азбуке две буквы Я: одна - строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Эта буква стоит самой последней в Азбуке
-Какой звук будем обозначать этой буквой?
-Давайте прочитаем по схемам: МАК МЯЧ
-Что вы заметили при чтении?
-В слове МЯЧ для обозначения звука [а] нужна другая буква, это буква Я
-Как узнать: когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда буква Я?
-Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними.
А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко.
-И так мы с вами, не умея ещё писать, открыли
правило грамотного письма: если звук [а]
стоит после ,то, пишем А;
если звук [а] стоит после , то пишем Я.
Разучим стихотворение:
Буква А и буква Я- нам нужны для звука [а].
Слышать нужно звук согласный,
Он нам всем подскажет ясно:
После твердых – буква А.
После мягких буква – Я.
Слайд №13
Для глаз: 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. -С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)
– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу
-Из чего можно изготовить буквы А,Я?
-Посмотрите!
Слайд №14
Слайд №15
Предположения детей: рак, сом, дом, кот, дым, пар, нос и т.д.
Дети проводят звуковой анализ слова: слышим первый звук [м], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук твёрдый, звонкий.
Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.
Следующий звук [к], он согласный, так как воздух встретил преграду: горло, звук твёрдый, глухой..
В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.
Многие дети скажут: буква А
-Буквой А обозначим звук [а]
- Слышим первый звук [м*], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук мягкий, звонкий.
Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.
Следующий звук [ч*], он согласный, так как воздух встретил преграду: зубы и язык, звук мягкий, глухой..
В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.
-В этом слове тоже звук [а]
Есть в классе дети, которые скажут: буква Я.
-Буквой Я обозначим звук [а]
-В слове МАК звук [м] читается твёрдо, а в слове МЯЧ звук [м*] читается мягко.
Предположения детей, а может быть они сами выведут правило: после твёрдых согласных звук [а] обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я.
Дети проговаривают вместе с учителем.
Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.
-Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста, художник нарисовал часть дерева, а на ней скворечник.
Дети пальчиками «вырезают» из газетной бумаги буквы А,Я; конструируют их из тесемок, шнурков, лепят из жгутиков пластилина.
4.Первичное закрепление.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились? Что узнали нового?
Слайд №16
-Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а] и буквы А, Я?
-Мне было интересно…-Я сегодня узнал…
-Мне захотелось….-Мне было трудно…
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока
-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те у кого оно стало лучше.
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
-Мы познакомились со звуком [а] и буквами А, Я. Узнали, что звук [а] можно записать двумя буквами.
- Если мы произносим после твёрдых согласных звук [а], то в слове записывается этот звук буквой А.
-Если после мягких согласных звук [а], то записывается буквой Я.
-Думаем, что нет. Наверное, что-то узнаем новое
Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим
Литература
Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. «Программа и пояснительная записка по обучению грамоте» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005
Программно- методические материалы. Обучение грамоте. Бетенькова Н.М., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
Учебник: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007;
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Прописи «Мои первые тетрадки»: 4 ч. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ