Урок контроля знаний в 4 классе по теме "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы-исключения"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7 Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект контрольного работы по русскому языку
в 4 классе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
«Безударные личные окончания глаголов настоящего
и будущего времени. Глаголы-исключения».
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Чернова Ольга Яковлевна
г. Бугульма
2010
Урок русского языка в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, 4 класс.
Контрольная работа по теме: "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы-исключения".
Тема программы: "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени".
Тема урока: Контрольная работа по теме: "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени".
Цели: - проверка формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, глаголов-исключений;
- развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончаниях глаголов;
- расширить лексику данной темы, включив работу отрывки из сказок А.С. Пушкина;
- развивать умения дифференцировать языковые явления, на основе предлагаемых разнообразных заданий, способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желания творить самим.
Оборудование: тетрадь для контрольных работ, листы с тестовыми заданиями ручки разных цветов, Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
I этап проверки знаний обучающихся.
Проверка знаний обучающихся в форме тестового задания обязательной части стандарта обучения. (10-12 минут).
Листы с заданиями раздаются по вариантам.(Ключ и инструменты оцениванияв приложении № 1).
Вариант 1
Обязательная часть.
1. Что обозначает глагол?
2. Образуй от данных имен существительных однокоренные глаголы.
Бег -
письмо -
смех -
свисток -
3. Допиши окончания глаголов.
Мальчик пиш __ ,
ты пил __ ,
Таня смотр __ , они стел __ .
4. Поставь данные глаголы в 3-м лице единственного числа прошедшего времени.
Доить_______________________ сеять -___________________
Клеить_____________________ занять - __________________
5. Запиши глаголы в столбики по спряжениям.
Лечить, гнать, сажать, говорить, пахать, идти.
6. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа настоящего времени.
Слышать -__________________ чинить - __________________
светить - ___________________положить - ________________
7. Определи время, лицо, число.
Я кладу -______________________, снег тает ________________
8. Как изменяется глагол?
9. К данным глаголам припиши антонимы.
Потерять -
открыть -
давать –
Вариант II.
Обязательная часть.
1. Каким членом предложения может быть глагол?
2. Из данных слов выпиши только глаголы.
Белый, белить, побелка,
молодость, молодой, молодежь,
красить, красный, краска,
смешной, смеется, смех.
3. Определи спряжение глаголов.
Хлопотать (_ спр.), шуметь (_ спр.), ломать (_ спр,), знать (_ спр.), скакать (_ спр.), бояться (_ спр.).
4. Допиши окончания.
Плуг паш __ , ты ду __ , они кол __ , Оля слуша __ .
5. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.
Думать -__________________ заглянуть - _____________________
крутить -_________________ командовать - ___________________
6. От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.
Появиться -
выбирать -
заплатить -
торопиться -
7. Определи время, лицо, число.
Ты бежал -________________________. Дети играют _________________________.
8. Что обозначает глагол?
9. К данным глаголам припиши синонимы.
Смотреть ______________________
готовить (обед) - ________________________.
II этап проверки знаний обучающихся.
Работа со словами – исключениями. Выборочный диктант с самопроверкой. (Ключ и инструмент оценивания в приложении № 1).
У. Показывает через мультимедийный проектор иллюстраөии в сказкам А.С. Пушкина.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит ...
Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?
Д.: «Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет и орешки все грызет,
А орешки не простые ...»
У. В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение. Давайте попробуем их отыскать.
Ребята отгадывают глаголы-исключения и записывают их в тетради.
У. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
У. Запишите этот глагол в 1-м лице множественного числа.
У. Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей ...
У. Поставьте эти глаголы во 2-м лице единственного числа.
У. Их он кормит и поит
И ответ держать велит …
У. Поставьте этот глагол в 3-м лице множественного числа.
У. Следующий глагол спрятался, его очень трудно отыскать. Но попробуйте.
Комаром оборотился,
Полетел и запищал.
Судно на море догнал.
У. Запишите этот глагол в 3-м лице множественного числа.
У. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь ...
У. Запишите его во 2-м лице множественного числа.
У. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
У. Поставьте его в 3-м лице единственного числа
У. Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
У. Поставьте его в 1-м лице множественного числа
У. Какие еще глаголы-исключения мы не назвали?
У.Запишите их в начальной форме.
III этап проверки знаний обучающихся. (Анализ диктанта в приложении № 1).
Диктант.
Зимой и весной.
В декабре установился прочный снежный покров. Застыл говорливый ключ. Крепкий лед сковал реку. В глубокий сон погрузились деревья. В зимнем лесу лесной житель держится в ельнике. Но долгая зима проходит, близится весна, и природа оживает.
Хорошо весной в лесу! Воздух чистый, легкий, пахнет молодым листом, прелой землей. От душистого аромата голова кружится. Дышишь глубоко и радуешься теплу. Скоро начнут гнездиться птицы, и лес наполнится тысячами звуков. (68)
Порядок работы:
Учитель читает весь текст, привлекает внимание детей к необходимости очень хорошо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы и правильно расставить знаки препинания. На доске записываются слова «аромата» и «тысячами». Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.
Грамматическое задание.
1. Подчеркните глаголы и обозначьте в них суффиксы».
2. Есть ли в тексте глаголы в неопределенной форме? Если есть, подчеркните ( ===).
3. * Задание на выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению.
Порядок работы:
Инструкция записывается на доске.
Инструкция: «Вспомните, какая форма глагола похожа по своему главному грамматическому признаку на часть речи «наречие». Какой у них общий отличительный от существительных, прилагательных, глаголов и местоимений признак?»
Ученики дают ответ в письменном виде.
Учащиеся в разное время знакомились с отдельными сведениями, которые необходимо использовать в ответе на поставленные в задании вопросы, а именно: с неопределенной формой глагола и наречием. Теперь они должны переосмыслить изученные знания и рассмотреть эти части речи в новом аспекте: не только как имеющие отличительные признаки, но и как имеющие более общий признак - свойство не изменяться.
Правильный ответ должен прежде всего включать название: «неопределенная форма глагола». Далее ответ предполагает определенное обоснование, в котором должно быть указано, что эти части речи не изменяются.
Ученики могут дать ответы разной степени обобщенности: написать слова, по которым можно судить, какую часть речи имел в виду ученик, Т.е. дать конкретный ответ; написать название «неопределенная форма глагола» и указать, что неопределенная форма и наречие не изменяются, Т.е дать обобщенный ответ.
Уровни выполнения задания:
О уровень - ответа не дано. Ученики не в состоянии подвести знания о данных частях речи под более общий признак неизменяемости, Т.е. обобщающая деятельность мышления в данном случае отсутствует.
1 уровень - приведено не само название неопределенной формы, а конкретные слова, относящиеся к неопределенной форме глагола, но не указано свойство неизменяемости глаголов неопределенной формы и наречий; в этом случае ученик неотчетливо осознает эти части речи с точки зрения их неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этому признаку.
2 уровень - названа неопределенная форма, но приведены какие-либо несущественные признаки общности неопределенной формы и наречия (например, что имеют суффиксы на конце). Хотя ответ носит неполный характер, можно говорить о зачатках обобщения.
3 уровень - названа неопределенная форма и указано общее свойство этой формы глагола и наречий - неизменяемость. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания.
Литература.
1.А.В. Полякова. Проверочные работы по русскому языку. М., ФНМЦ им. Л.В.Занкова. Методическое пособие.
2.Н.И. Кузнецова, Е.И. Николаенкова. Тесты по русскому языку. М.,«Первое сентября»,1998
Приложение № 1.
Ключ 1.
Ответы на тест.
Вариант 1.
Обязательная часть.
1. Что обозначает глагол?
Глагол- часть речи, обозначает действие предметов.
2. Образуй от данных имен существительных однокоренные глаголы.
Бег – бегать, выбегать
письмо – писать, написать
смех – смеяться, рассмеяться
свисток - свистеть
3. Допиши окончания глаголов.
Мальчик пишет,
ты пилишь,
Таня смотрит, они стелют.
4. Поставь данные глаголы в 3-м лице единственного числа прошедшего времени.
Доить - доил, сеять – сеял,
Клеить - клеил, занять – занял.
5. Запиши глаголы в столбики по спряжениям.
сажать, идти, пахать
лечить, гнать, говорить
6. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа настоящего времени.
Слышать – слышишь, чинить – чинишь,
светить – светишь, положить – положишь.
7. Определи время, лицо, число.
Я кладу – настоящее время, 1лицо, единственное число
снег тает – настоящее время, 3 лицо, единственное число
8. Как изменяется глагол?
Глаголы изменяются по временам, числам.
9. К данным глаголам припиши антонимы.
Потерять - найти
открыть - закрыть
давать – брать
Вариант II.
Обязательная часть.
1. Каким членом предложения может быть глагол?
Глагол в предложении может быть сказуемым.
2. Из данных слов выпиши только глаголы.
белить
красить
смеется
3. Определи спряжение глаголов.
Хлопотать (I спр.), шуметь (II cпр., ударное окончание), ломать (I спр.), знать (I спр.), скакать (I спр.), бояться (II спр., ударное окончание).
4. Допиши окончания.
Плуг пашет, ты дуешь, они колют, Оля слушает .
5. Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.
Думать – думаешь, заглянуть – заглянешь,
крутить – крутишь, командовать – командуешь.
6. От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.
Появиться - появился,
выбирать - выбирал,
заплатить - заплатил,
торопиться - торопился.
7. Определи время, лицо, число.
Ты бежал – прошедшее время, 2 лицо, единственное число.
Дети играют – настоящее время, 3 лицо, множественное число.
8. Что обозначает глагол?
Глагол- часть речи, обозначает действие предметов.
9. К данным глаголам припиши синонимы.
Смотреть – видеть,
готовить (обед) - варить.
Инструмент оценивания теста.
Каждый вопрос теста оценивается в 2балла, если задание выполнено верно.
Если допущены 1 орфографическая ошибка или 2 неточности, то задание оценивается в 1 балл.
Если набрано 16-18 баллов, более85% теста – оценка «5»,
если набрано 13-15 баллов, более 70% теста – оценка «4»,
если набрано 9-12 баллов, 50% теста – оценка «3»,
менее 9 баллов – оценка «2».
Ключ 2.
Правильное расположение глаголов в выборочном диктанте.
Слышим, смотришь, видишь, держат, догонят, вертишься, терпит, не дышит, обидеть, ненавидеть, зависеть.
Инструмент оценивания выборочного диктанта.
Запомнил и правильно записал 11 глаголов-исключений II спряжения - оценка «5».
Запомнил и правильно записал 8-10 глаголов-исключений II спряжения - оценка «4».
Запомнил и правильно записал 5-7 глаголов-исключений II спряжения - оценка «3».
Запомнил и правильно записал меньше 5 глаголов-исключений II спряжения - оценка «2».
Ключ 3.
глаголы из диктанта
ь-показатель неопр.формы глагола
ь - показатель глаголов II лица единствен
ного числа
-тся и – ться в глаголах
глагольные суффикссы
безударные гласные в глаголах, проверяемых ударением
установился застыл
сковал
погрузились
пахнет
кружится
дышишь
держится проходит
близится
оживает
радуешься
начнут гнездиться
наполнится
гнездиться
дышишь
радуешься
кружится
держится близится начнут гнездиться
наполнится
установился застыл
сковал
погрузились близится оживает гнездиться
наполнится
сковал оживает начнут гнездиться
Инструмент Оценивания контрольного диктанта.
Оценка «5» ставится, если в написании диктанта не допущено ошибок или они исправлены самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если в диктанте допущены 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится, если в диктанте допущены 3-5 орфографических ошибок.
Оценка «2» ставится, если в диктанте допущены более 5 орфографических ошибок.
Схема анализа контрольного диктанта.
Дата проведения диктанта-
Количество обучающихся -
Количество обучающихся, писавших диктант –
Количество обучающихся, получивших
«5»- _%
«4»- _%
«3»- _%
«2» - _%
Допустили ошибки:
-на правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени - _%;
на правописание глагольных суффиксов - _%;
на правописание ь - показателя неопределённой формы глаголов - _%,
ь - показателя глаголов II лица единственного числа- _%,
-тся и – ться в глаголах - _%;
на правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в глаголах -_%,
в других частях речи - _%
на правописание других орфограмм -_%
Подпись учителя, проводившего диктант __________________________
Оценки на этапах контрольного урока не суммируются.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ