Выступление на заседании методического объединения по теме"Обучение фразеологии русского языка в начальной школе"


Муниципальное общеобразовательное учреждение « Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»





Выступление на заседании методического объединения по теме:

«Обучение фразеологии русского языка в начальной школе»





Подготовила :

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Фёдорова Валентина Анатольевна













2010- 2011 уч. год




Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы…. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации». Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно метафорический смысл, оценочность, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.

Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.

Аспектный анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объёме специальные знания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводит к толкованию значения фразеологизмов. Исключение составляют учебники А.В. Поляковой.

Обучение фразеологии в её учебниках складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем. Методика работы подробно изложена автором в методических рекомендациях для учителя. Остановимся на наиболее важных моментах.

В соответствии с общими методическими принципами системы Л.В. Занкова уже в 1-м классе вводится определение понятия «фразеологизм», которое закрепляется во 2-м классе. Ведущим признаком фразеологизма является устойчивость.

В учебниках А.В. Поляковой представлены различные приёмы объяснения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный

поиск учащихся. Значение фразеологизма: а) выясняется по картинке-иллюстрации; б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований;

в) находится по его значению или значение выявляется по фразеологическому словарику. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента. С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.

Полезно учащимся вести свой фразеологический словарик, в основе построения которого - тематический принцип расположения фразеологизмов. Такой подход имеет важное методическое и дидактическое значение: расширяет представления младших школьников об эмоционально - экспрессивных возможностях фразеологизмов, стилистической окраске, синонимических и антонимических связях данных языковых единиц; позволяет использовать тематическую группу фразеологизмов при работе над текстами определенной темы и содержания.

Следуя общим методическим принципам системы Л.В.Занкова и рекомендациям А.В. Поляковой, составлены конкретные упражнения по фразеологии для учащихся 3 – 4 классов.


Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.


1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.


2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.


3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.



За тридевять земель Хоть пруд пруди

Провести голову Взять себя в руки

С гулькин нос Воспрянуть духом

Выйти из себя Рукой подать


4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страшной высоты.

Яшка сломя голову остановился.


Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости.


1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

С … нос (голубиный, гулькин)

Делать из … слона (комара, мухи)

Не в своей …(чашке, тарелке)


Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников


1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.


Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.


Комплексное задание (данное задание может стать стимулом для написания сочинения)


Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: «Кто больше найдёт фразеологизмов в тексте?»).

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, слышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

( По Э.А. Вартаньяну)


Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

Назовите другие фразеологизмы и объясните их значение.
























Использованная литература

1. П.А. Лекант Современный русский литературный язык. – Москва., Высшая школа, 1982.

2. В.П. Жуков Русская фразеология. – Москва., Высшая школа, 1986.

3. Д.Э. Розенталь Современный русский язык часть 1. – Москва., Высшая школа, 1976.

4. Н.А. Кондрашов Основные вопросы русского языка. – Москва., Просвещение, 1985.

5. А.В. Дудников Русский язык. – Москва., Просвещение, 1983

6. В.М. Мокиенко Загадки русской фразеологии. – Москва., Высшая школа, 1990.

7. В.М. Мокиенко В глубь поговорки. – Москва., Просвещение, 1975.

8. В.П. Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка. – Москва., Просвещение, 1980.

9. Б.М. Яворский Справочное руководство по физике. – Москва., Наука, 1984.

10. Г.П. Хомченко Неорганическая химия. – Москва., Высшая школа, 1978.

11. Е.А. Мотина Юридический справочник для населения. – Москва., Юридическая литература, 1989.

12. Деловой еженедельник «Компания». –Москва.,№24, 1999.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ