Проект урока русского языка по теме: «Однокоренные слова. Корень»
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа
Проект урока русского языка по теме:
«Однокоренные слова. Корень»
3 класс (1-4)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Донскова Оксана Васильевна
МОУ Новоозёрская СОШ
Тальменский район
Алтайский край
ст. Озёрки 2011 год
Тема урока «Однокоренные слова. Корень». 3 класс
Урок- путешествие
Цели:
Обеспечить условия для:
-уточнения представлений о понятиях «однокоренные слова», «корень»;
-развития умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
-активизации мыслительной деятельности.
Развивать:
- внимание;
-отдельные логические операции (умение обобщать, классифицировать, проводить сравнительный анализ, устанавливать аналогии, строить рассуждения).
Активизировать познавательную, творческую активность учащихся.
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.
Оборудование и материалы: Во всю доску плакат, изображающий Грамматическое царство.
Сказочные персонажи: Водяной, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Кощей Бессмертный,
Королева Словообразовайка. Буратино. Отдельные листы с заданиями: текст с
пропущенными словами, текст для задания «Исправь ошибку», набор слов для
классификации, для физминутки, запись отдельных предложений, цепочка слов.
Запись темы урока, вопросы по теме. Стихотворения о дружбе, сочинённые детьми.
План урока.
Орг.момент.
Мобилизующий этап.
2.1.Формулирование темы урока. Задание «Восстанови текст» (работа в парах).
2.2. Постановка вопросов по теме.
2.3.Формулирование целей урока.
3.Работа по теме урока:
3.1.Задание «Восстанови однокоренные слова».
3.2.Работа над понятием «Однокоренные слова», «Корень».
3.3.Задание «Распредели однокоренные слова по группам».
3.4.Физминутка. Игра «Истинно или ложно высказывание».
3.5. Разбор проблемной ситуации. «Исправь ошибку» (работа в парах).
3.6.Задание «Составь к каждому предложению подобное».
3.7.Упражнение «Установи принцип записи слов в цепочке».
3.8.Составление рассказа об однокоренных словах , с опорой на вопросы (работа в парах)
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Пояснительная записка
Урок проводится в форме путешествия по Грамматическому царству, что позволяет поддержать у учащихся познавательный интерес. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он и активизирует умственную деятельность, и направляет её к последующему решению различных задач. Элементы занимательности, игра, всё необычное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. На протяжении всего урока создаются условия для поддержания познавательного интереса у учащихся.
Отдаётся приоритет развивающей функции обучения. Важно не только формирование знаний, понятий, представлений, но и формирование способов работы с учебным материалом. Поэтому большое внимание уделяю формированию приёмов умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом усвоения знаний. Обучаю младших школьников навыкам основных мыслительных операций.
В процессе организуемых на уроке речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, строить умозаключения, обосновывать выводы, к которым они приходят в процессе выполнения заданий. Учатся задавать вопросы, обнаруживая область своего знания и незнания. На протяжении всего урока создаются условия для активизации мыслительной деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности включаются задания поискового характера, проблемные ситуации, задания- ловушки, задания с лишним данным, с противоречивым условием, где ученики рассуждают, предлагают свои версии, высказывают предположения.
Создаются условия для включения учащихся в учебное сотрудничество. Через продуктивную ,поисковую, творческую деятельность , работу в парах. Предлагается учащимся ситуация выбора , используется дифференцированный подход
(помощь слабым и создание для них ситуации успеха, сильным- возможность попробовать свои силы).
Создаются условия для развития творческих способностей детей. Это прослеживалось в домашнем задании. Когда ученики сочиняли стихотворение с однокоренными словами. На дом дано задание творческого характера – придумать текст с однокоренными словами.
Осуществлялась рефлексивная деятельность: интеллектуальная (чему я научился, чего не знаю) и сенсорная (доволен или недоволен своей работой, удалось или неудалось).
Урок «Однокоренные слова. Корень» проводится из общей темы «Состав слова». На тему «Состав слова» отводится 15 часов. Данный урок проводится по счёту – 1. Далее учащимся предстоит знакомство с другими частями слова: окончанием, суффиксом, приставкой.
Содержание и структура урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коммент.
1.Орг.момент
Эмоциональный
Настрой.
2.Мобилизующий этап.
2.1.Формулирова
ние темы урока.
Задание «Восста
нови текст».
(работа в парах).
2.2.Постановка вопросов по теме
2.3.Формулиро
вание целей урока
3.Работа по теме.
3.1.Задание «Восстанови однокоренные слова».
3.2.Работа над понятием «Однокоренные слова», «Корень»
3.3.Задание «Распредели однокоренные слова по группам»
3.4.Физминутка
Игра «Истинно или ложно?»
3.5.Разбор проблемной ситуации.
Задание «Исправь ошибку»
(работа в паре)
3.6.Задание «Составь к каждому предложению подобное»
3.7.Упражнение
«Установи принцип записи однокоренных слов в цепочке»
(работа в паре)
3.8.Составление рассказа об однокоренных словах, с опорой на вопросы.
(работа в паре)
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных.
-Ребята, нам письмо- написано ученикам 3 б класса. Давайте прочитаем:
«В Грамматическом царстве, Орфографическом государстве случилась беда. В неё пробралась нечистая сила и спрятала царевну Словообразовайку в замок Кощея Бессмертного. Нечистая сила всё в этой стране перепутала и жители этой страны просят им помочь.»
-Ну, что поможем?
-Но мы с вами не можем попасть в Грамматическое царство, т.к. закрыты ворота на замок. Для того, чтобы открыть ворота нужен волшебный ключик. А у кого он есть?
-А вот и он. Буратино сможет открыть ворота, если мы ему поможем.
У него был текст, но нечистая сила утянула некоторые слова из текста.
Буратино вернул эти 3 слова, но не знает куда в стихотворение вставить каждое слово. Поможем ему?
Поработайте в паре.
Жили-были серый…
И его…..
Серый ….был очень тих
И ……тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий……
Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.
-Итак, какое стихотворение у вас получилось?
-Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?
-В чём особенность вставленных слов? Чем они похожи?
-Назовите тему нашего урока?
-Это новая тема для вас?
-Сегодня мы будем уточнять наши представления о понятии «однокоренные слова»
-Какие вопросы вы бы задали по теме нашего урока?
-На какие вопросы вы знаете ответ.
А на какие нет?
В конце урока вы ответите на эти вопросы. По ходу урока мы будем отвечать на эти вопросы, поэтому будьте внимательны.
Опираясь на вопросы ответьте, чему будем учиться на уроке?
Мы помогли Буратино, а он нам помог- открыть ворота и мы
теперь знаем тему урока и чем будем заниматься .
-Знайте, что помогая другим, мы можем рассчитывать на их помощь.
Ворота открыты и мы благодарим Буратино за помощь.
Мы в Грамматическом царстве, Орфографическом государстве.
А вот и дорожка, которая ведёт к замку. Где спрятана царевна Словообразовайка.
-Давайте пойдём по этой дорожке.
На нашем пути река.
-Ой, кто это из речки выглядывает?
-Что он натворил?
Были однокоренные слова, а Водяной утянул почти все слова в речку, осталось только слово «рыба».
Вы будете по моей подсказке восстанавливать однокоренные слова к слову «рыба».
1.Небольшая мелкая рыба.
2.Рыбная ловля.
3.Человек, занимающийся рыбной ловлей.
4.Ловить рыбу.
-А теперь прочитайте записанные однокоренные слова.
-Какие ещё можно подобрать однокоренные слова?
Выделите корень.
-Ребята, Водяной смеётся, говорит, что эти слова не являются однокоренными. Вы согласны с его утверждением?
-Докажите, что Водяной не прав.
-Водяной спрашивает:
-А как ещё по- другому называются однокоренные слова?
-Почему назвали «родственные» слова?
-Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы сейчас образовали называются родственными.
-Как называется общая часть родственных слов?
-А почему общую часть родственных слов назвали словом «корень»?
Какое основное значение слова «корень»?
Правильно, как для растений так и для слов корень -самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Из корня появляются слова. Другие части слова могут отсутствовать в словах, а корень обязательно присутствует в любом слове.
-Так, что Водяной уходи обратно в речку.
-А мы идём дальше по дорожке. На нашем пути болото.
-Ой, кто это выскочил из-за кочки?
Кикимора тоже навела беспорядок.
Однокоренные слова были распределены по группам. Она перепутала все однокоренные слова.
Надо восстановить три группы однокоренных слов. Вставить пропущенные буквы в корне и выделите корень в однокоренных словах.
На доске слова:
Гр б, г рный, сн жок, г ра, гр бник, сн г, гр бной, сн говик, г рняк, г ревать.
-Ребята, Кикимора, всё что-то смеётся. Может быть вы знаете почему?
А сейчас проверьте себя сами.
На доске прикрепляется правильный вариант записи.
-Одинаковую ли гласную в корне вы вставляли в каждом столбике?
-Какую гласную вы вставили в корне слов 1 группы?
-Второй группы?
-Третьей группы?
-Сделайте вывод о правописании корня в однокоренных словах?
Молодцы, восстановили группы однокоренных слов.
Не желает уходить Кикимора в болото.
Хочет, чтобы мы увязли в болоте.
Хочет проверить вашу внимательность.
Она принесла шесть слов. К этим словам будет предлагать суждения,
А вы должны определить- истинно или ложно высказывание.
Добрый, юбка, бег, доброта, берёза, бежать.
Если высказывание истинно, то встаёте, если ложно, то топаете ногами.
1.Некоторые слова являются однокоренными.
2.Во всех словах одинаковое количество звуков и букв.
3.Есть слова с парной согласной в корне.
4. Нет ни одного слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
5.Есть слова с мягким согласным на конце.
6.Нет слов, состоящих из одного слога.
7.Большинство слов- это имена существительные.
8.Среди слов нет глаголов.
-Уходи Кикимора обратно в болото.
Путь открыт. Наша дорожка свернула в лес.
-Ой, кто это летит нам на встречу?
Баба-Яга утянула рассказ «Родственники» и кое-что там напутала.
Прочитайте рассказ, записанный на доске в паре друг другу.
Прочитайте выразительно.
-Вы кто такие?
-Я гусь, это- Гусыня, это наши Гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётя-Гусеница.
-Ребята, найдите ошибку в этом рассказе и исправьте. Предложите свой вариант.
Поработайте в парах.
-Так к какому мнению вы пришли?
Однако ситуация не безвыходная. Что можете предложить?
-Нашли мы ошибку, теперь улетай Баба-Яга.
-А мы идём по лесной дорожке. Скоро будет замок.
-Кто это выглядывает из-за деревьев?
Леший утащил некоторые предложения. Оставил по одному предложению.
-Ребята, выберите те предложения, к которым вы сможете составить подобные предложения. В однокоренных словах выделите корень.
1.Под осиной растут подосиновики.
2.В лесу работает лесник.
3.Рыбак ловит рыбу.
4.Муравьи живут в муравейнике.
5.Томичане живут в Туле.
-Ребята, а что-то Леший смеётся, не знаете почему?
-Давайте проверим.
Не хочет Леший пропускать нас.
Хочет, чтобы мы восстановили цепочку однокоренных слов. В каждой цепочке он утащил некоторые слова. Осталась только первая цепочка однокоренных слов.
Танк - танкист- танковый
?- ? - грибной
?- ?- ?-
Установите принцип построения однокоренных слов в 1 цепочке и по этому принципу восстановите вторую, а по желанию третью цепочку. В однокоренных словах выделяйте корень.
Работаем в паре .
-Проверим.
-Уходи Леший с нашего пути!
-Вот мы и подошли к замку, где спрятана царевна. Но Кощёй не хочет нас пустить к ней.
Нужно справиться с последним заданием. Помните ,в начале урока я говорила, что в конце вы должны будете ответить на вопросы, которые мы поставили к нашей теме.
-Сформулируйте в паре выводы по теме нашего урока. Составьте рассказ об однокоренных
словах.
Предлагаю план ответа- это вопросы. Начинайте каждый свой ответ с выделенных слов.
-Какие пары готовы рассказать?.
Кощей Бессмертный не верит, что вы сможете рассказать. Докажите, что это не так.
-А на какой вопрос мы не можем дать пока ответ?
-На следующих уроках мы будем узнавать о других частях слова.
-Молодцы, ребята! Кощей- Бессмертный от злости не выдержал и рассыпался. Ребята, кто это там стоит? Она радуется освобождению, как и жители Грамматического царства.
Они благодарят нас за помощь.
-А что нам в этом помогало?
-Давайте для царевны Словообразовайки сделаем приятное.
Дома вы сочиняли стишок о дружбе, вы использовали
родственные слова к слову «дружба»:
Друг, друзья, дружба, дружить, дружный…
Подбирали пословицы о дружбе.
-Кто хочет выступить?
-Понравилось вам наше путешествие?
-Что особенно запомнилось?
-Какие задания понравились?
-Оцените свою работу на уроке.
-Удалось ли справиться со всеми заданиями? Какие встретились трудности?
Насколько вы научились распознавать однокоренные слова?
-Как каждый принял участие в работе на уроке?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Вы сочиняли стихотворение, используя однокоренные слова.
А теперь я предлагаю составить рассказ, используя группу однокоренных слов, например, с корнем «лес» или с другим корнем
Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями.
Буратино
Дети в парах рассуждают.
Вставляют слова на свои места
Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют.
Высказывают версии:
«Семейка», «Мама, папа и сынок»…
Это однокоренные слова.
Однокоренные слова. Корень.
-Нет, знакомились с понятием «однокоренные слова» во 2 классе.
Ученики формулируют вопросы, а учитель фиксирует на доске:
-Что такое однокоренные слова?
-Как распознавать
однокоренные слова?
-Как по-другому называются однокоренные слова?
-Что называется корнем?
-Как пишется корень?
-Какие орфограммы могут встретиться в корне слова?
-Какие части слова могут встретиться в словах?
Учащиеся рассуждают:
Закреплять умение:
Находить и подбирать однокоренные слова. Правильно выделять корень
и правильно его писать.
Водяной.
Для «слабых» учащихся на партах помогайки
Рыбка, рыбёшка
Рыбалка.
Рыбак.
Рыбачить.
Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыболов, рыбачить.
-Рыбный.
Нет.
В этих словах общая часть «рыб» и они сходны по значению.
Родственные.
Дети высказывают свои версии:
-Эти слова как родственники,
похожи общей частью и у них значение одинаковое.
Корнем.
Дети рассуждают, высказывают свои предположения:
Корень-это подземная часть растений, но она очень нужна растению, без неё оно погибает. Так и для слов корень важен и необходим.
Кикимора.
Дети самостоятельно распределяют однокоренные слова по группам.
У слабых учащихся помогайки
-Учащиеся высказывают версии:
Слово «горевать» лишнее, его не надо вносить ни в одну колонку, хотя можно было ошибиться и записать во 2 колонку, потому что корень одинаковый, но значение другое.
Самопроверка.
Гриб горка снег
Грибной горный снежок
Грибник горняк снеговик
Да
-и
-о
-е
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Истинно
Ложно
Истинно
Ложно
Истинно
Ложно
Истинно
Ложно
Баба- Яга.
Дети читают друг другу.
А потом один читает выразительно.
У слабых учащихся помогайки.
Дети в паре рассуждают, приходят к выводу:
-В этом рассказе не все однокоренные слова, хотя корень похож ,но у слова «Гусеница» другое значение
Учащиеся предлагают 2 варианта исправить:
1 вариант: вместо слова «тётя» сказать «соседка»-Гусеница, тогда заменить заголовок: вместо «Родственники» озаглавить «Знакомство»
2 вариант: вместо «тётя Гусеница» сказать- «тётя Гусиха» или «дядя-Гусак»
Леший.
Дети пишут по аналогии предложения:
-Под берёзой растут подберёзовики
-В саду работает садовник.
-Сапожник шьёт сапоги.
-Скворцы живут в скворечнике.
-Москвичи живут в Москве.
У слабых учащихся помогайки.
-Дети высказывают предположения:
Не правильно сформулировано последнее предложение.
Два варианта предлагают: Томичане живут в Томске.
Туляки живут в Туле.
Дети зачитывают свои варианты, могут быть разные
варианты предложений.
Называют однокоренные слова в предложениях и называют корень.
Остальные учащиеся проверяют правильность.
Дети устанавливают принцип построения однокоренных слов в 1 цепочке и по аналогии восстанавливают вторую цепочку , по выбору составляют третью. Записывают в тетрадь.
Ученики зачитывают свои варианты, остальные пары проверяют.
Дети в паре составляют рассказ по теме «Однокоренные слова».
Ученик рассказывает, остальные помогают.
-Не все знаем орфограммы, связанные с правописанием корня.
-Не знаем, кроме корня, другие части слова.
Царевна Словообразовайка.
Знание русского языка и дружба, взаимовыручка.
Желающие ученики читают свои стихи.
См. приложение
.
Дети делятся своими впечатлениями.
Рефлексия.
Интеллектуальная рефлексия
Оценивают свои умения и заносят своё Я на соответствующий этаж.
Дети анализируют свой вклад на уроке.
Сенсорная рефлексия.
Ученики слушают задание творческого характера.
Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности.
Эмоциональный подъём.
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
Активизация познавательного интереса.
Организация
частично-посковой деятельности
Формирование умения задавать вопросы.
Актуализация полученных знаний.
Обнаружение
Учащимися области своего знания и незнания.
Целеполагание
Стимулирование учащихся на взаимопомощь
Поддержание познавательного интереса
Дифференцирова
нный подход
Закрепление умения подбирать однокоренные слова
Актуализация полученных знаний.
Формирование умения делать и обосновывать выводы.
Развитие умения строить рассуждения.
Умение проводить
классификацию
Умение распознавать однокоренные слова, выделять и правильно писать корень.
Дифференц.подход
Задание- ловушка, с лишним данным
Активизация мыслительной деятельности.
Работа с логическими умозаключениями.
Актуализация полученных знаний
Развитие произвольного внимания, быстроты реакции.
Снятие мышечного напряжения.
Поддержание познавательного интереса.
Активизация мыслительной деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Задание с противоречивым условием.
Дифференц. подход
Поисковая деятельность.
Организация самостоятельного поиска разных вариантов ответов
Активизация мыслительной деятельности.
Умение проводить аналогии.
Организация частично-поисковой деятельности.
Ситуация выбора.
Закрепление умения подбирать однокоренные слова. Правильно выделять корень.
Дифференц. подход
Задание-ловушка,
с противоречивым
условием.
Активизация мыслительной деятельности.
Умение устанавливать закономерность.
Умение подбирать однокоренные слова по установленному принципу.
Ситуация выбора
Умение делать выводы.
Развитие речи.
Актуализация полученных знаний.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательный момент.
Формирование дружелюбия,
Желание оказывать помощь, поддержку.
Развитие творческих способностей
Развитие рефлексивных способностей.
Задание творческого характера.
Литература:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка /Москва «Владос» 1999 г.
2. Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально- лингвистических упражнений на уроках русского языка. /Начальная школа №1, 2003 г.
3. Дёмичева В.В. ,Устименко И.А. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / Начальная школа №12 1994 г.
4. Кудряшёва М.Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения /Начальная школа №10 2001 г.
5. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя, 3 класс /Москва «Дрофа». 2002 г.
6. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах /Санкт-Петербург, 1999 г.
7. Я иду в начальную школу. Русский язык. /Москва «Первое сентября»,2000 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ