Урок на тему для 6 класса «НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

УРОК 103. (6 класс)

«НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Знать: о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь: различать наклонения глагола.

Ход урока


I. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

Я не то еще пропел бы. Жаль, что лучше не могу.

Про себя поберегу, Обогреться, потолкаться

Я не то еще сыграл бы — К гармонисту все идут.

Обступают. С места ринулися вдруг,

Стойте, братцы, Задышал морозным паром,

Дайте на руки подуть. Разогрелся тесный круг.

Плясуны на пару пара

(Лучше, если текст будет перед глазами учащихся.

Выписыва­ются глаголы с частицей бы.)


При каких условиях и что бы сделал герой поэмы?


Какими глаголами выражается просьба, приказание гармо­ниста?

(Стойте, дайте.)

В каких глаголах выражено время, которое происходит в на­стоящий момент?


  • Учитель сообщает учащимся, что глагол имеет три наклонения.


II. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 194 (§ 83).


Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, ко­торое происходило, происходит или произойдет?


Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?


Какое наклонение выражает побуждение к действию?


III. Работа с текстом.


  • Прослушайте текст, составленный по книге «Почемучка».



УРОК 103. (6 класс)




УМЕЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ РАЗГОВАРИВАТЬ?


Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это? Если бы вечером


залаяла во дворе собака, вы бы поняли, что идет чу­жой. Разве собака не говорит об


этом на своем собачьем языке? Нет, она лишь подает тревожный сигнал.


Такими сигналами животные могут многое сообщить друг другу. Вот, скажем,


летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе.


Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности


совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.


  • Прочитайте эту интересную книгу. (При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, опре­деляют, в каком наклонении они стоят.)


  • Выделите в выписанных глаголах морфемы, определите, на что они указывают.


Образец: разговарива [ют ]—I спр., наст. вр., 3-е л., мн. число.


Вопросы на закрепление материала:


Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявитель­ном наклонении?


Глаголы какого наклонения имеют родовые окончания? лич­ные?


Можно ли по морфеме определить форму глагола? Докажите.

- л - , [- ть -] , [- ешь -] .


Запишите глагол, строение которого соответствует схеме:

¬ ∩ /\ /\ /\ (например, прилунилась).

………………………………………………………………………………………………..


Домашнее задание: § 83; упр. 482.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ