Урок на тему "Синтаксис. Пунктуация"

Тема: "Обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация"


Цель: Обобщить знания по теме "Синтаксис. Пунктуация".


Задачи:

1. Закрепление знаний учащихся об особенностях простого и сложного предложения.

2. Закрепление навыков синтаксического разбора предложений, отработка пунктуационных навыков по теме.

3. Развитие речи учащихся.


Оборудование: карточки с текстами, распечатанные тексты, сигнальные карточки.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (уч-ся читают предложения, составленные по схемам упр.251)

В это время 2 уч-ся с карточками у доски, 2 - на месте.

  1. Устная работа с разбором предложений- загадок..


1. Перед нашим очень интересным уроком хорошо бы, как говорят спортсмены, размяться. На доске записаны загадки. Прочитайте и отгадайте их.


В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

(Словосочетание)

А почему у слов, входящих в словосочетание права не равны? Выполните полный синтаксический разбор предложения (выходит 1уч-к).

1) = - , но 2) = - (Пов., невос., сложное, союзное, состоит из

двух простых)

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначение.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

(Синтаксис).

Найдите грамматическую основу в 1-м предложении, начертите схему, дайте характеристику предложения.

и

(Пов., невос., простое, распр., осложнено однородн. членом сказуемым.)

Ученик выходит к доске и выполняет.


2. Фронтальный опрос

1). Чем различаются простые и сложные предложения?

2). Как соединяются простые в одно смысловое целое - сложное предложение?

3). На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, цели высказывания, интонации.

3. Проверка карточек у доски.

1-му ученику вопрос.

  • Что такое синтаксис?

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

2-му ученику.

  • Что такое словосочетание?

Словосочетание - это два слова, одно главное, другое зависимое, связанное с главным по смыслу и грамматически.


1. Мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока "Синтаксис. Пунктуация"

  • Что такое синтаксис мы вспомнили, а что такое пунктуация?

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

- Для чего нужны знаки препинания, в чем они нам помогают?


2. Работа с текстом.

Очень - очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ручья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает2 книжку2,
Старый дед

Влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

  • Вот что значит

  • Запятая!

(Б. Захондер)

- Что представляет собой стихотворение по структуре? (сложное)

- Чем разделяется простые предложения в составе сложного? (запятыми , двоеточием)

- К какой группе относятся эти знаки препинания? (разделения)

- Что стоит в конце предложения? (!)

- К какой группе относится ! ? (завершения)

- Назовите еще знаки завершения.

- Какую группу мы еще не назвали? (выделения).

- Прочтите текст самостоятельно. А теперь читем вслух. Что не так в стихотворении?

- На чем строится стихотворная шутка?

- Исправьте пунктуационные ошибки.

- На какие три группы по роли в предложении делятся знаки препинания?


3. Упр. 253 Списать, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить все знаки препинания. Дополнительное задание найти грамматическую основу и составить схемы.


Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает до конца.

. - завершения.

и простое с однор. сл.


Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане", "Полтавский бой" из "Полтавы", "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина" . завершения

, - разделения , , . (Простое с однород. доп.)

"Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. - завершения


С того вечера я стал читателем книг его и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.

, - разделения


Пушкин - певец свободы, великий патриот и провозвестник светлого будущего своего народа.


- - выделения.

4. Устали писать?

  1. Поработаем устно. Я читаю вам загадки, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если предложение простое - желтую, сложное - красную.


  1. В каком предложении сложном или простом рисовал художник?


Без кисти и без красок

Нарисовал художник

На сотнях окон сразу

(Мороз)

(Простое, 1 грам. основа)


  1. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

(Простое)

  1. Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

( Простое, ослож. одн. сказ.)


Я показываю схемы, учащиеся придумывают предложения.


1) - =

2) - =

, но

1) - =

2) - =


, и


Что это за предложение? (сложное, в нем две грамматические основы)


, и





Что такое обращение?

Обращение - это слово или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.


V. Итак, наш сегодняшний урок показал, что вы овладели первыми секретами синтаксиса и пунктуации. Мы будем и дальше работать над этой темой, чтобы узнать все секреты.


Оценки.


VI. Домашнее задание.

Прочитайте начало рассказа А. Каневского о пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций...

Продолжи рассказ о других знаках препинания, которые ты знаешь.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ