Урок развития речевого этикета. Тема: «Я среди людей, здравствуйте»

Урок развития речевого этикета.

Тема: « Я среди людей, здравствуйте».

Цель:

- познакомить с формулами приветствия, используемыми в определённой ситуации;

- формировать у учащихся навыки употребления этикетных слов в повседневной жизни;

- воспитывать культуру поведения, доброжелательное отношение к людям.


Элементарная, казалось бы, привычка

приветствовать при встрече друг друга

имеет глубокий смысл, означая радость,

что видишь человека здоровым, выражение

расположения, симпатии и т.д. и не случайно

у многих народов приветствие представляет

собой ритуал, церемонию.

Словарь по этике.

1 Вступительное слово учителя. (Чтение стихотворения В. Солоухина)

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?

- Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин. Общество людей давно выработало совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, - (фр. Etiguette « ярлык, этикет»). Такая система ритуалов и особых словесных формул обслуживает и речевое общение. Это речевой этикет – правила речевого поведения. Цель его – установить контакт с собеседником, поддержать доброжелательную тональность общения. Этикетные слова вроде бы не передают никакой информации, но, тем не менее, они обладают особой значимостью. Ведь люди небезразличны к тому, кто, как и в какой последовательности их приветствует, обращается к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу или воспринимает её как должное, просит прощения даже за невольный ущерб. Иногда доброе слово, улыбка, букет цветов может сделать человека счастливым.

- Я предлагаю в подтверждение моих слов просмотреть фрагмент мультфильма « Просто так». ( Демонстрируется мультфильм).

2. Повторение изученного.

Задание 1.Вспомните и расскажите по схеме о том, каким бывает общение.

общение

голос

Какие средства несловесного общения относятся к устной, а какие – к письменной речи? Что нового узнали из этой схемы?

С чего начинается общение?

3. Изучение нового материала.

Итак, тема нашего занятия: « Я среди людей, здравствуйте!»

Задание 2. Кто здоровается первым, если встретились: младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика?

И кстати, кто подаёт первым руку?

(Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой, но руку они первыми не подают. Из двух людей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).

По этикету, приветствовать человека нужно словами:

«.Здравствуйте!», « Доброе утро!», « Добрый день!», « Добрый вечер!»

Что важно в приветствии?

Интонация. Очень важный элемент приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.

Улыбка. "Добавленная" к приветствию улыбка улучшит общее настроение.

Жесты. Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руки.

Но уклониться от приветствия или не ответить на него считается верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: « Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.

- А каково же значение этого слова?

Этикетное слово « здравствуй» буквально означает « будь здоров» и представляет собой форму 1 – го лица ед. ч. глагола здравствовать –

« приветствовать, желать здоровья». Такое же приветственное значение имело когда – то слово» целовать». Обычное для нас значение этого слова возникло позднее, в связи с обычаем при встрече не только приветствовать, но и целовать – « желать быть целым, невредимым, здоровым». (Запись в тетрадь).

- В русском языке существуют десятки способов прощания, приветствия.

Как вы полагаете, зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла? Чем отличаются речевые формулы друг от друга?


4. Закрепление изученного.

Задание 3: Определить, когда употребляются данные речевые формулы:


- Здравствуйте!

- Рад вас приветствовать!

- Добро пожаловать!

- Я так вам рад!

- Доброе утро!

- Добрый день!

- Добрый вечер!

- Здорово, браток!

- Привет!


- Легок на помине!

- Приветствую вас!

- Моё почтение. Салют!

- Позвольте поприветствовать вас!

- Наше вам!

- Доброго здоровьица!

- Наше вам с кисточкой!

- Хелло!

- Сколько лет, сколько зим!



Задание 4. Рассмотрите рисунок. Вы, наверное, сразу догадались, рада ли хозяйка гостям. А теперь расскажите о мимике, жестах гостей и хозяйки.

Какое приветствие, на ваш взгляд, предпочтут гости? Как ответит им хозяйка?


  • Привет!

  • Здравствуйте!

  • Рады вас видеть!

  • Милости просим!

  • Добро пожаловать!

  • Я вас ещё не ждала!

5. Практическое занятие.

Задание 5. ( Ученики работают в парах, составляя диалоги по данным ситуациям). А теперь, используя формулы приветствия, с которыми вы сегодня познакомились, поприветствуйте:

  • маму, приехавшую из командировки;

  • заболевшего товарища, которого вы навестили дома;

  • любимую бабушку, которую вы давно не видели;

  • классную руководительницу, которую вы встретили на пороге школы;

  • девочку (мальчика), которая (- ый) нравится вам;

  • закадычного друга;

  • новенького, который пришёл в ваш класс и сел рядом с вами;

  • соседа, который вам не совсем приятен;

  • друзей, пришедших к вам на день рождения.

Вывод учащихся: выбирая ту или иную формулу приветствия необходимо учитывать возраст собеседника, степень родства или знакомства, ситуацию, при которой происходит ваша встреча.

6. Заключительное слово учителя.

- Самый общий принцип применения знаков этикета – это вежливость, доброжелательность. Поэтому, пожалуй, ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка. Это то, чего мы больше всего ищем в лице собеседника.

« Самое важное невесомо…Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдёшь на смерть. Эта особенная улыбка освобождала от гнетущей тоски наших дней, оделяла уверенностью, надеждой и покоем…»,- написал Сент – Экзюпери в « Письме к заложнику».

Добрая улыбка становится символом человечности и согласия.

7. Домашнее задание.

Выписать из произведений А.С. Пушкина формулы приветствия, определить, в каких ситуациях они употребляются?



Использованная литература:

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.: Просвещение, 1983.

  2. Формановская Н. И. Речевой этикет в нашем общении.- М.: Знание, 1987,1989.

  3. Львова С.И. Язык в речевом общении.- М.: Просвещение,1992.

  4. ж. « Русский язык в школе».- № 5,1993.

  5. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета.- С – П.:МиМ-Экспресс,1996.





6

Корчикова Вера Алексеевна МОУ СОШ № 6 г. Ипатово

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ