Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля» 6 Класс

Урок развития речи в 6 классе


Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №11

Краснобаева Ольга Валентиновна


Тема: «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля».

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа слова и текста.

  • Формировать умения обосновывать свою точку зрения.

  • Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки- информаторы для учащихся 1 группы

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и формулирование целей урока.

3) Работа с теоретическими понятиями.

А) Загадка о «языке».

Б) Работа со словарём. Составление кластера.

Значения слова язык

В)- Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык».

-Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы? Узнаем из сообщения учеников.

  • об Эзопе (сообщение ученика)

  • значение понятия.

Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория

4) Анализ текста.

1) Чтение текста учителем


Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете.»

Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.

- Эзоп, при чём здесь язык?

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.

Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

- Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!

- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.


-Что нового вы узнали из текста?

- Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.


3) Задание по рядам, в парах.

1.Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова Выделить предмет изображения.

2. Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык». Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему( аллегория, эпитет, диалог и антитеза).

3.На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.

с/р (3-5 мин)

Ответы учащихся.


-Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?


5) Работа над сочинением-рассуждением.

1) Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

-Что такое тезис?

-Что такое аргументы?

! Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста отсутствуют вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.

-Каких частей может не быть?

2) Работа с сочинением-шаблоном.


Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?

В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_______________________________________________.

Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________,

что есть на свете.

Здесь нельзя не согласиться с_______________.

Безусловно, если________________________________________________________________________,

то________________________________________________________________________________________.

И наоборот, если__________________________________________________________________________,

то_________________________________________________________________________________________.

Я считаю, что_______________________________________________________________________________

____________________, и тогда_________________________________________________________________.

Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________

____________________________________________________________________________________________.


3) Проверка.

-Зачитайте, что получилось.

6) Итог. Заключительное слово учителя.

7) Д/з: 1 группа: доработать текст или составить текст по шаблону.

«Зачем нужно изучать русский язык».

Шаблон:


Русский язык_______________необходимо.

Во- первых____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

Во-вторых,___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

Наконец, _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.

Знание русского языка просто необходимо.


2, 3 группы написать сочинение-рассуждение по пословице о русском языке

« Хорошим словом мир освещается»

-Назовите ключевые слова в пословице.

8)Рефлексия.



















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ