Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля» 6 Класс
Урок развития речи в 6 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №11
Краснобаева Ольга Валентиновна
Тема: «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля».
Цели:
Совершенствовать навыки анализа слова и текста.
Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.
Тип урока: развитие речи.
Формы работы: фронтальная, в парах, в группах.
Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки- информаторы для учащихся 1 группы
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Сообщение темы и формулирование целей урока.
3) Работа с теоретическими понятиями.
А) Загадка о «языке».
Б) Работа со словарём. Составление кластера.
Значения слова язык
В)- Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык».
-Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы? Узнаем из сообщения учеников.
об Эзопе (сообщение ученика)
значение понятия.
Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория
4) Анализ текста.
1) Чтение текста учителем
Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете.»
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.
- Эзоп, при чём здесь язык?
- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
- Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.
Э.А. Вартаньян
2) Беседа учителя по тексту.
-Что нового вы узнали из текста?
- Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.
3) Задание по рядам, в парах.
1.Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова Выделить предмет изображения.
2. Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык». Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему( аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
3.На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.
с/р (3-5 мин)
Ответы учащихся.
-Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?
5) Работа над сочинением-рассуждением.
1) Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
-Что такое тезис?
-Что такое аргументы?
! Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста отсутствуют вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.
-Каких частей может не быть?
2) Работа с сочинением-шаблоном.
Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно, если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот, если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю, что_______________________________________________________________________________
____________________, и тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.
3) Проверка.
-Зачитайте, что получилось.
6) Итог. Заключительное слово учителя.
7) Д/з: 1 группа: доработать текст или составить текст по шаблону.
«Зачем нужно изучать русский язык».
Шаблон:
Русский язык_______________необходимо.
Во- первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец, _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.
2, 3 группы написать сочинение-рассуждение по пословице о русском языке
« Хорошим словом мир освещается»
-Назовите ключевые слова в пословице.
8)Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ