Урок русского языка "Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" 2 класс


Тема:.Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.


Цель: учить распознавать суффиксы в словах;

научить детей сингапурской методике обучения


Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;

- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит

за корнем;

-способствовать развитию сотрудничества,критического мышления,

-создать интерес к изучению русского языка.


Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.









Этапы урока

форма организации урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

  1. Орг. момент












Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Здравствуйте,ребята!!! Урок русского языка. Сейчас я вам раздам смайлики, но они не простые, а волшебные. С одной стороны смайлики с хорошим настроением, а с другой плохого. В конце урока они нам понадобятся .

















Чистописание
















Раунд тэйбл

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, Слово на чистописание солнце, семья


На доске: ок ик ёк

- Что общего в записях?


Напишите слова при помощи сочетаний ОК,игрок

ИКзубик

,ЁК пенёк

(Я раздам каждому столу по одному листку. А вы напишите ответ и передадите бумагу своему партнеру по часовой стрелки. А в конце 1 ученик зачитает ответы своего стола

- Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?




23 января

Классная работа



- Две буквы: первая гласная, вторая –согласная.








-Суффикс



Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

  1. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока




Работа в группах






ТАЙМ ПЭА ШЭА

1)- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках используя Таймд пэа шэа (Я задаю вопрос и даю время подумать, затем вы делитесь своим партнером в течение 30 секунд, потом другой участник.) и ответьте на вопрос

Лес, лесной, лесок

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Разберите эти слова по составу.

- Пожалуйста, работайте..

- Проверим ваши результаты




Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах?


- С помощью чего образовались новые слова?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Это новая тема для вас?



-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели и задачи вы перед собой поставите?



-Нет.




(читают)


- Слова однокоренные, родственные, корень нос

(учащиеся выполняют разбор данных слов)


- Слово лес: окончание нулевое, корень лес.

- Слово лесной: окончание ой, корень лес, суффикс н

- Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс –ок



Корень, суффикс, окончание, основа.



- С помощью суффиксов

- О суффиксах

- Нет, мы знакомы с понятием суффикса

-Суффиксы слов.

-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».



Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.


Коммуникативные: работа в группах.


Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)

1)индивидуальная работа с комментированием

-Давайте поработаем в тетрадях

Работа по карточкам


-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

Найти и написать слова,. Покажи письменно ,от каких других слов образовались первое, второе, пятое, седьмое слово.


Собачка гречка

Задачка аптечка

Пачка сестричка

Печка синичка

Речка птичка


- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок смысла он придает новым словам?

-Проанализируйте весь список слов на –чка.

-составьте с 3 понравившимися слова предложение устно.





Дети записывают столбиками пары слов: собачка — собака ;задачка — задача ; речка — река; аптечка — аптека, после чего выделяют корни и окончания. После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса. Затем дети письменно по образцу показывают, как из ОСНОВЫ каждого слова образовалось другое слово.

Просмотрев весь список слов на -чка, дети убеждаются, что буквосочетание ЧК пишется без Ь.



Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков


Физминутка Фолоузе лидер




2)Работа в группах



Стё зе класс









Немножко отдохнули, каждый побывал в роли лидера. А теперь вернемся к уроку и ответим на мой вопрос.(Я задаю вопрос и даю время подумать,затем дам время записать ответы в течение данного времени. После прочерчиваете линию после своего ответа,встаете поднимаете руку находите пару. Прочитав ответы друг друга ставите галочку,если у вас этот есть,еслинет,то записываете новые идеи после линии)

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-


строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Проверяем.

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Нет ли здесь той профессии, которая вам нравится?




- Ребята, скажите .пожалуйста, как вы называете самого дорогого,самого любимого человека в доме?А она вас как?

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Алёша - …

Света - … Федя - …

Дима - … Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.



Дети работают в группах.


Проверка.













Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.



- мама,мамочка


доченька






-Имена звучат ласково.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.


Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).




3) Игра «Побудь волшебником».



Фронтально







-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

мяч, дом, ключик, стул.



Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

-А теперь превратите слова кот, слон, дом,голос в очень большие предметы.

.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?

-ик

-Превращает слова в маленькие предметы







-ищ



-Увеличивает предметы


Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации полученных знаний.


Прием «Кластер»

Фронтально














На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

С

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

Имеет значение



После корня

С

СУФФИКСС

Часть слова

С

На доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков


Итог урока

Рефлексия

Создание условий :

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.













-А теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?





- С какими новыми суффиксами познакомились?

На «Лесенки успеха» вы можете оставить свои смайлики на той ступени которой вы уверенно стоите после пройденной темы.


Д/Зиндивидуальные дифференцированные карточки



-Суффикс

-Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-.




Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ