Урок русского языка "Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" 2 класс
Тема:.Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах;
научить детей сингапурской методике обучения
Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
за корнем;
-способствовать развитию сотрудничества,критического мышления,
-создать интерес к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Этапы урока
форма организации урока
учитель
учащиеся
формирование УУД
Орг. момент
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Здравствуйте,ребята!!! Урок русского языка. Сейчас я вам раздам смайлики, но они не простые, а волшебные. С одной стороны смайлики с хорошим настроением, а с другой плохого. В конце урока они нам понадобятся .
Чистописание
Раунд тэйбл
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, Слово на чистописание солнце, семья
На доске: ок ик ёк
- Что общего в записях?
Напишите слова при помощи сочетаний ОК,игрок
ИКзубик
,ЁК пенёк
(Я раздам каждому столу по одному листку. А вы напишите ответ и передадите бумагу своему партнеру по часовой стрелки. А в конце 1 ученик зачитает ответы своего стола
- Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?
23 января
Классная работа
- Две буквы: первая гласная, вторая –согласная.
-Суффикс
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока
Работа в группах
ТАЙМ ПЭА ШЭА
1)- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках используя Таймд пэа шэа (Я задаю вопрос и даю время подумать, затем вы делитесь своим партнером в течение 30 секунд, потом другой участник.) и ответьте на вопрос
Лес, лесной, лесок
- Что вы можете сказать о данных словах?
- Разберите эти слова по составу.
- Пожалуйста, работайте..
- Проверим ваши результаты
Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах?
- С помощью чего образовались новые слова?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
-Нет.
(читают)
- Слова однокоренные, родственные, корень нос
(учащиеся выполняют разбор данных слов)
- Слово лес: окончание нулевое, корень лес.
- Слово лесной: окончание ой, корень лес, суффикс н
- Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс –ок
Корень, суффикс, окончание, основа.
- С помощью суффиксов
- О суффиксах
- Нет, мы знакомы с понятием суффикса
-Суффиксы слов.
-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».
Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Коммуникативные: работа в группах.
Осмысление
(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)
1)индивидуальная работа с комментированием
-Давайте поработаем в тетрадях
Работа по карточкам
-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
Найти и написать слова,. Покажи письменно ,от каких других слов образовались первое, второе, пятое, седьмое слово.
Собачка гречка
Задачка аптечка
Пачка сестричка
Печка синичка
Речка птичка
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок смысла он придает новым словам?
-Проанализируйте весь список слов на –чка.
-составьте с 3 понравившимися слова предложение устно.
Дети записывают столбиками пары слов: собачка — собака ;задачка — задача ; речка — река; аптечка — аптека, после чего выделяют корни и окончания. После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса. Затем дети письменно по образцу показывают, как из ОСНОВЫ каждого слова образовалось другое слово.
Просмотрев весь список слов на -чка, дети убеждаются, что буквосочетание ЧК пишется без Ь.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Физминутка Фолоузе лидер
2)Работа в группах
Стё зе класс
Немножко отдохнули, каждый побывал в роли лидера. А теперь вернемся к уроку и ответим на мой вопрос.(Я задаю вопрос и даю время подумать,затем дам время записать ответы в течение данного времени. После прочерчиваете линию после своего ответа,встаете поднимаете руку находите пару. Прочитав ответы друг друга ставите галочку,если у вас этот есть,еслинет,то записываете новые идеи после линии)
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Проверяем.
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Нет ли здесь той профессии, которая вам нравится?
- Ребята, скажите .пожалуйста, как вы называете самого дорогого,самого любимого человека в доме?А она вас как?
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Алёша - …
Света - … Федя - …
Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Дети работают в группах.
Проверка.
Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
- мама,мамочка
доченька
-Имена звучат ласково.
-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
3) Игра «Побудь волшебником».
Фронтально
-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:
мяч, дом, ключик, стул.
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?
-А теперь превратите слова кот, слон, дом,голос в очень большие предметы.
.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?
-ик
-Превращает слова в маленькие предметы
-ищ
-Увеличивает предметы
Закрепление
Создание условий:
- для развития умения делать выводы;.
-для актуализации полученных знаний.
Прием «Кластер»
Фронтально
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов С
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Имеет значение После корня С СУФФИКСС Часть слова С
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Итог урока
Рефлексия
Создание условий :
-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.
-А теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?
- С какими новыми суффиксами познакомились?
На «Лесенки успеха» вы можете оставить свои смайлики на той ступени которой вы уверенно стоите после пройденной темы.
Д/Зиндивидуальные дифференцированные карточки
-Суффикс
-Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-.
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ